Экономить на свадьбе грешно, а вот грамотно распределить бюджет, чтобы организовать свадьбу мечты, вполне уместно, считает владелица свадебного агентства Ольги Маранди.
Выбор ведущего
— Для молодоженов очень желанны фотографии. Те фото и видео, что останутся на память о свадьбе, может быть, важнее самого бракосочетания, — уверена владелица свадебного агентства Ольги Маранди. — Поэтому нельзя экономить на фотографе и операторе. Да, можно пригласить студентов за копейки. Но разве вы хотите, чтобы на вашей свадьбе тренировались? Приглашайте мастеров с именем и репутацией. Кстати, они точно знают цену своих услуг на рынке. Поэтому если фотограф вдруг запросил баснословную сумму, то скорее всего вы имеете дело не с профессионалом, а с прохиндеем.
Выбор ведущего — одна из важнейших составляющих свадебных расходов. Тут особенно скупиться не нужно с учетом того, что хороший шоумен окупает себя сам, раз за разом пуская по столам подносы. В итоге гости сдают не только заранее приготовленные конверты с денежными подарками, но и опустошают свои кошельки.
Сегодня молодые пары редко приглашают ведущих, работающих а-ля тамада. В моде энергичные стэндаперы. Конкурсы из серии «перекати яичко» и «найди ножку» постепенно уходят в прошлое, уступая место креативной импровизации.
В столице существует топ-15 ведущих свадебных церемоний. В среднем звезды комик-шоу берут за развлечение новобрачных и гостей торжества 200 тысяч рублей. В других городах стендаперы существенно скромнее в запросах. А вот такие медийные комики как Паша Воля и Гарик Харламов запрашивают миллионные гонорары. При подборе ведущего главное определиться, какие шутки будут уместны, а о чем лучше промолчать.
Ведущий свадеб Александр Чистяков советует новобрачным выбирать шоумена самостоятельно:
— На встречу с ведущим приходите только вдвоем — вы и ваша половинка. Не надо брать с собой родителей, друзей и подруг. Свадьба — в первую очередь, праздник двух людей, вступающих в брак, именно им решать, каким будет торжество. Еще одна причина, по которой присутствие родителей на встрече нежелательно: ведущий смекает, кто оплачивает расходы и задирает цену.
— Не говорите ведущему, что кто-то из гостей, пригашенных на торжество, работает в полиции, — советуют знатоки. — То ли ведущие боятся, что станут объектом внимания полиции, то ли опасаются, что пьяный страж порядка начнет активно вмешиваться в происходящее, но цена за услуги тут же поднимается.
Выбор машины
На чем можно сэкономить без сожаления — это на кортеже. Неповоротливые лимузины и медлительные колонны из десятка премиальных автомобилей затратны не только по деньгам, но и по времени — особенно в крупных городах с их пробками на дорогах.
Чтобы свадьба пела и плясала, необходим щедрый праздничный стол. Впрочем, щедрый — не значит затратный.
— Не стоит заказывать фуршет в формате шведского стола, — говорит Ольга. — То, что он выходит дешевле, — миф. Когда люди бессистемно наполняют тарелки, продукта переводится больше, а столы выглядят уныло и неаккуратно. Лучше организуйте банкет с порционным выносом блюд. Даже в дорогой Москве он обойдется не более, чем 5 000 рублей на человека.
Какая свадьба без торта? На нем, кстати, тоже можно неплохо сэкономить.
— Не заказывайте мастичный торт, берите кремовый, — советует Ольга. — В пересчете на вес он будет стоить от 2000 до 2500 за кг. А мастика увеличивает вес торта в 1,5 раза и сама по себе стоит дороже. Чтобы торт был побольше — закажите фальш-ярус. Нижняя часть торта — муляж, а две другие — съедобные.
— Не экономьте на флористике. Красивое цветочное оформление на свадьбе — не излишество, а необходимость. Специалистов можно легко найти в соцсетях.
Планирование бюджета
В свадебной индустрии существуют свои ценовые сегменты. К примеру, в Москве свадьба эконом-класса стоит около 250 тысяч рублей, затраты на торжество покруче могут стремиться к бесконечности…
Впрочем, все более актуальной становится скромная церемония с обедом для родных и близких, после которого молодые улетают в путешествие. И тут все зависит от того, куда именно отправляются новобрачные — в Турцию или какой-то экзотический уголок планеты…
Понятно, что затраты можно снизить еще больше, если не обращаться в агентство, а заказывать все самим — цветы, украшение зала, самим договариваться с ведущим… Тут уже надо решать, что важнее сэкономить — время и нервы или деньги.
Правильно выбрать время и место свадьбы важно не только для удобства, но и в целях экономии. Например, зачем назначать торжество на дни, когда из новобрачных выстраиваются очереди, а все услуги дорожают? Если проводить церемонию в промежутке с понедельника по четверг, то она будет стоить на 5-7% дешевле. То же самое касается и времени года: в период с сентября по май все брачные услуги дешевеют по сравнению с летом на 12-15%.
Для торжества лучше всего выбирать кафе, которое открылось совсем недавно и еще не проводило банкетов. Для такого заведения ваша свадьба станет дебютом, а значит таким же историческим событием, как для вас самих. Это гарантирует скидку, а если вы разрешите использовать часть фотографий с вашей свадьбы для их портфолио — скидка окажется еще более заметной.
Регистрация брака
Свадьба, организованная на территории объекта культурного наследия это не всегда очень дорого. Многие музеи-усадьбы предоставляют свои помещения для проведения регистрации брака и дальнейшей фотосессии в бывших хоромах царя и царицы.
— Минимальный набор услуг: церемония и фотосессия обойдутся примерно в 12-13 тысяч, — рассказали и в офисе свадебного отдела в Коломенском, в и усадьбе Люблино. — Вариант свадьбы с небольшим банкетом примерно человек на 20, живой музыкой обойдется примерно в 25 тысяч.
А потом, если время весеннее, можно продолжить праздник на природе: свежий воздух, возможность для подвижных, а из затрат — только аренда шатров, столов и стульев. Шатер на 20 человек сдается на прокат, в среднем, за 10 тысяч рублей на два дня.
Особенности свадебной сервировки
Полиграфия, приглашения, меню и карточки рассадки лучше выполнять в одной стилистике. Самое интересное, что все эти атрибуты не обязательно могут быть выполнены из бумаги. Это может быть все что угодно: ткань, пластик, дерево. Но карточки рассадки и меню придут свадебному столу особое очарование.
Как правило на свадьбах стулья украшают бантами, но лучше декорировать стулья гирляндами из живых цветов, пледами, подушками на сидениях. Главное, чтобы все украшения гармонировали с остальной сервировкой.
Изящные свечи и фрукты в композиции очень хорошо смотрятся на текстильных скатертях. Ну, а главный принцип свадебной сервировки состоит в том, что она должна осуществляться для гостей.За свадебным столом все друг друга должны хорошо видеть и при этом не тесниться.
Советы невестам
Платье должно быть в первую очередь комфортным, а не обязательно дорогим. На нем можно сэкономить, но никогда не экономьте на стилисте. Непрофессиональный макияж на фотографиях выглядит ужасно.
У невесты обязательно должна быть вторая обувь на плоской подошве. Особенно когда платье в пол и не надо мучить себя неудобными шпильками.
Не забывайте про полноценный завтрак для вас обоих: с утра вы должны быть бодры и полны сил.
Пусть визажист также слегка поработает с тоном лица жениха, в этом нет ничего плохого. Пара должна выглядеть гармонично.
Несколько креативных идей
Свадьба в народном стиле. На даче со своими пирогами и шашлыками. Теплая компания самых близких людей, вкусный дымок от мангала и хорошее настроение — такой набор иногда лучше чем пышное торжество.
Тематическая свадьба на пляже или в лесу. Устройте там пикник в стиле хиппи, пионерского костра или КСП (клуба самодеятельной песни).
Спортивная свадьба: на велосипедах, лыжах или аквабайках.
Свадьба на теплоходе. Сейчас существует огромное количество различных плавучих ресторанов и если заказать там столик на небольшую компанию, то выйдет не очень дорого, к тому же оригинально и романтично.
Свадьба — фотосессия. Проводить вечеринки в пространствах — фотостудий становится популярным. Тут можно организовать небольшой банкет с шампанским и самое главное — устроить яркую фотосессию для молодоженов и их гостей. Если студия принадлежит или арендуется кем то из близких, то свадебная вечеринка обойдется почти что даром.
От собственной свадьбы до своего свадебного агентства
Первая свадьба, которую организовала Ольга Маранди, была ее собственная. С тех пор минуло 6 лет. Сегодня Ольга является владелицей event-агентства, которое специализируется на организации различных мероприятий, в том числе и свадебных торжеств.
— Свою свадьбу я решила спланировать сама, было это в августе 2011 года. Тогда я намеренно отказалась от услуг свадебных организаторов, все решила спланировать лично. В итоге не учла множества нюансов и все пошло не так, как было изначально задумано. Подвел стилист, мы прилично переплатили за аренду лимузинов, кроме того, выбор даты торжества оказался не совсем удачным. Именно эти августовские дни считаются самыми востребованными у молодоженов, поэтому цены на все были значительно выше. Единственное, чем мы остались довольны, это ресторан. Мы его нашли через специализированный свадебный глянец. Наша ошибка состояла в том, что во многом мы полагались на рекомендации друзей, но ведь у них свои представления о том, какой должна быть свадьба. Попросту наши мнения не сошлись. Сработало на отлично то, что мы сами нашли на свадебных порталах.
— На годовщину мы решили переиграть свадебную церемонию и все получилось значительно лучше, — говорит Ольга Маранди.
После организации нескольких торжеств «как под копирку» с тостами по бумажкам, катанием на лимузинах Ольга поняла, что ей нравится готовить свадьбы профессионально, но для этого необходимо учиться и развиваться. Однако уже в 2013 году был заключен ее первый контракт на проведение свадьбы.
— В это время у меня уже были накоплены первые знания и имелись необходимые знакомства среди коллег. Около трех лет я посещала специализированные выставки в качестве участника. Несмотря на то, что в 2014 году начался кризис, в свадебной индустрии ощущался заметный подъем. Этот год был пиковым по продажам для свадебных распорядителей и для моего бизнеса в частности. Правда, тогда я организовывала бюджетные свадьбы. Их стоимость на тот момент составляла 250-300 тысяч рублей. Сегодня хорошая свадьба по Москве будет стоить не менее 700-800 тысяч рублей. В регионах цены совсем другие. Хотя на Урале или Кубани цены тоже очень высокие.
По словам Ольги, важной составляющей работы свадебного организатора является координация праздника. Для того, чтобы он прошел без заминок и оплошностей, необходим грамотно составленный сценарий и тайм план.
— Все это очень тонкая работа. К примеру, фотограф должен знать, что в определенное время будет объявлен танец жениха и невесты. В это время он уже будет наготове, а не пойдет к примеру кушать или с девушками знакомиться.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы отвечают ведущая мероприятий в Москве Ольга Можайцева и руководитель свадебного агентства «Pasternak Wedding» Екатерина Муравцева.
На чем можно сэкономить при подготовке к свадьбе?
Сэкономить можно на ведущем, если позвать веселого друга. Профессия диджея сейчас как раз очень популярна. Возможно, у вас есть друг, который будет рад предоставить вам свои услуги по звуковому сопровождению в качестве подарка.
Также вы можете сэкономить на декоре и воздушных шарах для оформления банкетного зала. Речь идет о бартере. Если у вас много подписчиков в соцсетях, компании будут готовы сделать вам хорошую скидку за фото или видео отзывы.
Екатерина Муравцева:
Свадьба важное и долгожданное событие в жизни пары. При планировании бюджета можно оптимизировать некоторые статьи расходов, например, сократить количество гостей. Подумайте, с кем вы действительно хотите отметить свою свадьбу. Возможно, в списке присутствуют друзья родителей, дальние родственники или малознакомые вам люди. Будьте смелее и окружите себя по-настоящему близкими людьми. Второй момент оптимизации, конечно же сезонность. Услуги в пиковые летние месяцы чаще всего дороже, чем, например, в начале осени или ранней весной. Свадьба в будни, если это возможно, может оказаться бюджетнее, чем в выходные.
Транспортные расходы — тоже часть оптимизации. Мы часто советуем нашим парам провести сборы, церемонию и свадебный ужин в одном месте. Такой выбор позволяет отказаться от лишних перемещений и повышения стоимости трансфера. Грамотно выбранная площадка также позволит сократить лишние расходы, например, в декоре. Виртуальные пригласительные будут удобны для гостей в других городах и странах, а для вас еще один пункт по оптимизации.
На чем, по вашему мнению, нельзя экономить при подготовке к свадьбе?
Я бы не стала экономить на вкусной еде. Все же гости идут не только развлекаться душевно, но и рассчитывают на отличную гастрономическую программу. Хотя опять же и здесь прийти на помощь может бартер. Например, вы могли бы заказать таким образом свадебный торт.
Екатерина Муравцева:
В нашем агентстве есть понятие, как «три кита». Это площадка, фотограф и декор. На таких услугах мы никогда не рекомендуем экономить. Комфорт, визуал и красивые фотографии на память — важные составляющие.
Как правильно рассчитать расходы на свадьбу?
Важно составить смету, то есть список всех затрат. Обычно в них входит оплата ресторана, автомобиля, диджея и ведущего, артистов, фокусников, певцов, кавер-группы, фейерверка. Не забываем, конечно, затраты на платье невесты, костюм жениха и оплата образа невесты (макияжа и прически).
Екатерина Муравцева:
В самом начале обязательно обсудите друг с другом максимальную сумму бюджета. Составьте предварительную смету и обозначьте свои ожидания. Не забудьте заложить 10-15% от бюджета на непредвиденные расходы. В процессе подготовки выбирайте площадку и подрядчиков сердцем, но опираясь на обозначенную для себя сумму.
Мы убеждены, что можно организовать свадьбу в любом бюджете. Отличие будет только в масштабности, выборе услуг и формате свадьбы. Хорошо подумайте, какой на самом деле вы видите свою свадьбу. Возможно, уютный, камерный праздник — это именно то, что вы хотели. Провести этот день можно даже вдвоем.
За сколько времени до свадьбы лучше бронировать ведущего, фотографа, ресторан, чтобы сэкономить?
Чем раньше, тем дешевле. К тому же у вас будет более широкий ассортимент. Чем ближе к горячему сезону, тем меньше остается «лакомых» площадок.
Екатерина Муравцева:
Чем раньше, тем лучше. Многие пары начинают готовиться за год, чтобы забронировать лучшего специалиста или зафиксировать стоимость.
Поделитесь, пожалуйста, секретами организации свадьбы без переплат и лишних расходов.
Если у вас ограничен бюджет, то вы можете провести отличное мероприятие, инвестируя личное время и силы на поиск ресторана, ведущего и диджея, артистов, декораторов. Если же вы не хотите «рвать на себе волосы» из-за организационных моментов, то ваш вариант — обратиться к профессиональному организатору свадеб. Кстати, не забывайте о том, что начинающие организаторы готовы взять на себя все вопросы со значительной скидкой. Вам нужно только найти такого. Удачи всем и большой любви!
Екатерина Муравцева:
Секретов никаких нет, важно грамотное и спокойное планирование. Мы всегда советуем парам брать себе в помощь свадебного организатора, ведь именно так вы сможете насладиться подготовкой к свадьбе в полной мере и быть спокойны за свадебный бюджет.