Международный Олимпийский комитет ждет смены власти. Томас Бах после долгих годов правления МОК уходит на покой. И пока все ждут ветров перемен, эта организация одного за другим лишается спонсоров. Долгие и долгие годы коммерческие компании вкладывали средства в продвижение спорта. Ну, им так казалось. И вот шаг за шагом идет «отщепление» от этого пирога.
Новый удар — «Тойота» сделала ручкой МОК. И Глава Toyota Motor Акио Тоеда объяснил прекращение сотрудничества с МОК. Причем заявил все достаточно ясно, понятно и весьма логично.
— Я уже некоторое время задаюсь вопросом, действительно ли это мероприятие Олимпийские игры ставит спортсменов на первое место. Игры становятся все более политизированными. Для меня Олимпиада должна быть просто возможностью наблюдать за тем, как спортсмены достигают невозможного, независимо от своей национальности и социального происхождения, — говорит Тоеда.
В сентябре 2024 года два других крупных японских спонсора, Toyota Motor и Panasonic Holdings, также заявили о прекращении сотрудничества с Международным олимпийским комитетом (МОК). Корпорация Bridgestone — еще один участник пула спонсоров, который отходит от сотрудничества с МОК. При этом, у всей этой троицы есть свои причины. Bridgestone уходит работать с «глобальными платформами автоспорта», «Тойота» — сторонится политизации, а Panasonic вообще просто после анализа пришел к выводу, что их пути с МОК не совпадают.
Солидную, надо сказать, долю «удара» на МОК принесли последние летние Олимпийские Игры. Игры-2020 подарили миру коррупционный скандал. Париж-2024 — это вообще просто какое-то «торжество». Тут и насмехательство над «Тайной вечерей» и куча вопросов по допуску сильнейших спортсменов из сборной России. Представители «Тойоты» знали о чем говорили.
И надо сказать, что МОК, который находится под значительным влиянием политиков (сравните тезисы того же Томаса Баха с высказываниями политиков мира и вы найдете много схожих ноток). Но уход трех японских фирм — не последний удра. В очередь на выход из пула топ-спонсоров Олимпийских Игр стоят уже другие, думая, что же делать дальше. По данным Sports Business Journal, возможность расставания с олимпийским движением рассматривают американская корпорация Intel и французская компания Atos. За последние десять лет МОК утратил лишь нескольких основных спонсоров: McDonald’s в 2017 году, а также Dow Chemical и General Electric в 2021 году.
Вообще же, попытка «нравиться всем» и «следовать повестке» губит МОК и это факт. Тот же «Макдональдс» сделал ручкой в 2017 году, а дружил со спортом аж с 1976 года. Ходило множество историй, как фастфудом «закидывались» представители разных бедных сборных в олимпийской деревне, завершив свои выступления на той или иной Олимпиаде. Точка была поставлена в 2018 году на зимней Олимпиаде в Пхенчхане.
Так что же случилось после 40 лет дружбы? МОК попал под критику за то, что поддерживал далеко не полезный фастфуд. Однако деньги — это все для нынешней организации в эпоху «уходящих больших капиталов». В 2019 году были подписаны контракты с «Кока-колой» и производителем молочных продуктов. Сумма сделки в 3 миллиарда долларов действует до 2032 года. Но если с «Маком» МОК дрогнул, то с «Колой» держится за капитал.
Но и это не все — популярный пивной бренд получил право крутить рекламу на Играх в Париже, Милане-2026 и Лос-Анджелесе-2028. И МОК вроде как-то не видит чего-то запретного. Создается просто впечатление, что когда спонсоры уходят, то любая монета — уже в радость. Тренд уже понятен. Крупные корпорации отказываются спонсировать Олимпиаду, какой бы она не была дальше. Но МОК эту яму выкопал себе сам.