Умер Зураб Церетели — скульптор, художник-монументалист, президент Российской академии художеств. А еще — главный художник Олимпийских игры-1980 в Москве. Первая Олимпиада в СССР и России получила свой облик именно благодаря Церетели. Все работы художника с тех Игр до сих пор являются украшением столицы. А сам Зураб Константинович признавался, что перед той Олимпиадой он создал одну из своих самых любимых работ.
«КП Спорт» рассказывает, как Церетели повлиял на облик Москвы через Олимпиаду-80.

Как Церетели стал главным художником Олимпиады-80
В начале 70-х годов прошлого века Зураб Церетели уже был художником и скульптором с большим именем. Он обучался во Франции, где общался с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Работал над монументальными произведениями не только в СССР, но и во многих других странах мира.
Это был тот самый опыт, который сильно понадобился перед началом строительства Олимпийских игр в Москве.
Олимпиада-80 стала одним из тех событий, которые надолго изменили облик российской столицы. И Церетели имеет к этому самое непосредственное отношение. Зураб Константинович получил очень большую должность — главного художника XXII Олимпийских игр в Москве.
Горельеф гостиницы «Измайлово» стал одной из любимейших работ Церетели
Москве был брошен вызов — нужно встретить огромное количество гостей со всего мира, не ударить в грязь лицом. И первый же вопрос — где всех расселить?
Было принято решение строить огромный гостиничный комплекс на 10 000 постояльцев — «Измайлово». А Церетели предстояло оформить этот комплекс.
Зураб Константинович подходил к делу с мыслями об идеях функционализма. В итоге, на востоке столицы родились пять одинаковых 30-этажных зданий, почти без декора. Они выглядели бы слишком громоздко, если бы Церетели не разбавил бы их горельефом концертного зала.
Зал в Измайлово украшают изображения спортсменов со звездами и цветами. По признанию самого скульптора и художника, тогда появилась одна из его самых любимых работ.
Но на измайловской гостинице все не остановилось. Церетели предстояло оформить похожее сооружение, еще одну гостиницу — «Спорт».
По словам художника, он буквально дневал и ночевал в «Спорте». А все из-за эмалей, с которыми Церетели экспериментировал 12 лет. Зато получилось добиться того, что эмаль не боялась ни холода, ни жары. По сути, была вечной.
Правда, саму гостиницу снесли в 2004 году из-за аварийного состояния.
«У него был неповторимый художественный почерк»
Про гостиницу «Спорт» вспоминал не только Церетели, но и почетный президент Олимпийского комитета России (ОКР) Виталий Смирнов.
— Я его хорошо знал, мы были хорошо знакомы. Была такая гостиница «Спорт», где в каждом номере висели написанные им картины. Тогда он был еще малоизвестным художником. Этой гостиницы спорткомитета СССР уже не существует, но она была довольно популярной, — цитирует Смирнова ТАСС.
Также первый заместитель председателя оргкомитета XXII Олимпиады 1980 года в Москве Смирнов высоко отозвался о профессиональных и человеческих качествах Церетели.
— Я неоднократно бывал у него дома, в последний раз мы с ним виделись на инаугурации [президента РФ]. Очень хороший человек, прекрасный художник, скульптор. Не всем он нравился и не все понимали его произведения. Он был очень плодовитым, самое главное, что у него был неповторимый художественный почерк. У него была своя манера не только относительно спорта, все его произведения носили отпечаток его души, — добавил Смирнов.
Церетели больше нет, его не стало на 92-м году жизни. Но его отпечаток навсегда останется в его же произведениях. В том числе тех, которые было посвящены спорту.