Искореженные тела, братская могила и 19 лет молчания. Как разбился хоккейный ВВС — легендарный клуб Василия Сталина

Гибель хоккейной команды ВВС, которую курировал Василий Сталин, замалчивали несколько десятилетий. Фото: Соцсети

История помнит множество авиакатастроф, после которых хоронили целые спортивные команды. В памяти сразу же всплывают трагедии «Торино», «Манчестер Юнайтед», «Шапекоэнсе», «Пахтакора», хоккейного «Локомотива». И ВВС МВО. Клуба, курируемого лично Василием Сталиным. Состава, чью гибель замалчивали почти 20 лет.  

Зачем в СССР скрывали подробности катастрофы? Почему на борт не попали ни Всеволод Бобров, ни сын вождя народов? И причем здесь советский телепат Вольф Мессинг?

Они сгорели заживо на глазах близких: вся сборная США

«Полетел чемоданчик вместо меня»

Год 1950-й. Седьмое января. Хоккеисты и тренерский штаб Военно-воздушных сил Московского военного округа (ВВС МВО) готовятся к вылету в Казань. Там намечена промежуточная остановка. А оттуда – в Челябинск, на игру с местным «Дзержинцем».

В качестве транспорта команде выделен военный самолет Ли-6. Это сам Василий Сталин постарался: отправлять своих ребят в далекий Челябинск (да еще и в «минус 30») на поезде он не хотел. Поэтому и распорядился выделить воздушное судно во избежание долгой акклиматизации. 

Дал сын вождя народов и еще один приказ: Виктора Шувалова на Урал не брать. «Я же в ВВС только-только из Челябинска перешел, меня там изменником считали. Отвечаю: «Василий Иосифович, играть в Челябинске не буду, но позвольте с командой поехать. Родителей полгода не видел». — «Нет!». Вот и весь разговор», — позже вспоминал олимпийский чемпион-1956. Не подозревая, насколько он счастливчик.

Так и улетел самолет без Шувалова. В 6 утра, с аэродрома на Ленинградском проспекте, с 13 хоккеистами и 6 членами экипажа на борту. Виктор же попросил только об одном: «Я нападающему Васе Володину передал маленький чемоданчик: «Здесь подарки. Сестра к гостинице подойдет, заберет». И полетел чемоданчик вместо меня».

Всеволод Бобров (крайний слева) не разбился вместе с товарищами во команде ВВС, так как проспал авиарейс. Фото: Соцсети

Бобров проспал, Сталин опасался. А Мессинг предупреждал

Помимо Шувалова на трагический рейс не попал и Всеволод Бобров. Легенда советского спорта 50-х то ли запил, то ли проспал. Вот такие слухи гуляли в народе. Брат Боброва Борис же подтверждал версию №2: «Всеволод его [будильник] завел и передал мне, а я хорошо помню: когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху — на всякий случай, по привычке. Почему он остановился ночью и не зазвонил, одному Богу известно!».

Также на борту отсутствовали администратор ВВС Николай Кольчугин (поехал искать Боброва), хоккеист Александр Виноградов (был дисквалифицирован), экс-главный тренер Матвей Гольдин (уволен за несколько дней до вылета). И, собственно, сам Василий Сталин.

Одна из возможных причин отсутствия последнего – Вольф Мессинг. Легендарный советский экстрасенс и телепат якобы предвидел катастрофу и сообщил Васе Красному, что лететь опасно. Тот в дар Мессинга особо не верил, но решил перестраховаться. На всякий случай. И Боброва предупредил.

Да, история отдает «желтизной». Все-таки Сталин лично создавал команду в 1946-м, переманивал к себе лучших игроков и любил их всей душой. А еще он – боевой офицер, подбивший как минимум два нацистских самолета в годы Великой Отечественной. В его боязливость не верится совсем. И все же такая версия существовала.

«Повели нас в ангар, где лежали трупы. Вот это было страшно…»

Возвращаемся в 7 января 1950 года. По прилету в Казань команда узнает, что Свердловск (еще один перевалочный пункт) их не примет. Причина – нелетные «минус 39». Но вариант с поездом отметает главный тренер Борис Бочарников: он звонит Сталину и после долгих уговоров добивается от него распоряжения на разрешение полета.

Весь состав ВВС садится на борт и направляется в Свердловск. Но сесть в аэропорт Кольцово самолет не может: очередь на посадку запредельная, предпочтение отдается пассажирским рейсам. Период ожидания затягивается, хоккеисты собираются в хвосте воздушного судна.

В итоге командир Ли-2 решает приземлиться на находящийся неподалеку военный аэродром Арамиль. Во время снижения пилот не видит посадочной полосы. Заходит на второй круг. Снова поднимается. Идет на третью попытку. И сталкивается с землей…

Мощнейший удар не оставил шансов ни одному из участников полета – все они погибли на месте. А тела их были ужасно обезображены. Подтверждал Виктор Шувалов: «Мы поехали в Свердловск. Повели нас в ангар, где лежали трупы и вещи с разбитого самолета. Вот это было страшно… Тела не были обугленными — самолет ведь не горел. Но исковерканы так, что не узнать никого. Все перемешано».

Вместо погибших – родственники и однофамильцы. Вместо имен – фамилии

Похоронили погибших в поселке Кольцово. «На сцене выставили гробы, обтянутые красной материей. Думаю, в них землю подсыпали, чтоб хоть что-то весили. Солдаты выносили гробы. На краю кладбища вырыли большую могилу на шесть человек экипажа и 13 хоккеистов. Потом установили гранитный камень, выбили все фамилии. Когда бывал с ВВС и ЦСКА в Свердловске – всегда заказывали автобус до кладбища. Цветы клали», — вспоминал Шувалов.

В газетах же о трагедии не написали. Ни строчки. Более того, спустя несколько дней ВВС сыграл в Челябинске. И победил в обновленном составе – 8:3! На лед вышли и Шувалов с Бобровым, и Павел Жибуртович – младший брат разбившегося в авиакатастрофе Юрия. По схожей схеме клуб действовал и после матча: «новичками» стали родственники/хоккеисты погибших, а СМИ и комментаторы называли хоккеистов строго по фамилиям.

Так «летчики» и доиграли сезон 1949/50. Доиграли вполне уверенно, заняв четвертое место. А уже в следующем сезоне ВВС МВО взял первое «золото» первенства СССР в своей истории. Далее были еще два чемпионства подряд и Кубок страны-1952.

Всеволод Бобров стал олимпийским чемпионом 1956 в составе хоккейно сборной СССР. Фото: Соцсети

«Мы смотрели на тела. Потом играли. А после игры — хоронили»

Знал ли народ о трагедии? Ну уж точно догадывался. Сложно было не заметить пропажи одного из лучших вратарей страны Харийса Меллупса, мощной тройки нападения Зденек Зикмунд — Иван Новиков — Юрий Тарасов (брат Анатолия Тарасова) и т.д. Никакие махинации с фамилиями от подозрений не спасали.

Но власти все равно молчали. То ли панику сеять не хотели, то ли неудобный инцидент с «лучшей авиацией в мире» признавать не желали. Возможно, запрет на распространение информации выдал лично Василий Сталин. Все-таки в те времена спортивные команды передвигались на поездах, а он взял и выдал своим самолет. Служебным положением воспользовался, получается.

Правду Советский Союз узнал только в 1969-м. В тот год журналист еженедельника «Футбол-Хоккей» Владимир Пахомов выпустил статью с заголовком «Знаменитая команда». Там он рассказал и об истории клуба, и о его печальной судьбе. ВВС МВО к тому моменту уже не существовало: в 1953-м «летчиков» расформировали и слили с ЦДСА.

Не было и Сталина-младшего. После смерти отца Вася Красный сразу же угодил в тюрьму, освободился через 8 лет и умер в 1962 году. Зато остался Виктор Шувалов. Дожил он до 97 лет. О подробностях трагедии ветеран не забывал: «Никто нас не спрашивал, что мы чувствуем, трясет нас или нет… В то время все обязаны были быть крепкими и здоровыми. Нас повели в ангар. Там лежали искореженные тела ребят. Смотреть на это было невозможно. Но мы смотрели. Потом играли. А после игры — хоронили».

Exit mobile version