«Зенит» догнал по числу российских чемпионств «Спартак». За те шесть лет, что команда Семака выигрывала подряд РПЛ, красно-белые раз выиграли «бронзу», раз «серебро» и однажды взяли Кубок России. В других направлениях «Спартак» тоже начинает уступать «Зениту». И даже спонсоры теперь готовы платить за партнерство больше питерскому клубу.
«КП Спорт» — о том, есть ли шанс у «Спартака» стать таким же успешным, как «Зенит». И почему этого не происходит.
Трансферы: «Зенит» покупает кого хочет?
Когда «Зенит» взял Кубок России Сергей Семак выдал спич про свою команду и трансферы. Это был ответ на обвинения, что у «Зенита» неограниченные возможности по формированию состава.
— У всех мысль, что «Зенит» покупает кого хочет, — говорил Семак. — Мы берём игроков, которых можем взять. За небольшие деньги. Какая из команд борющихся за чемпионство не могла купить Клаудиньо — трансфер 6+6? Все же могли позволить! Барриоса меньше чем за 15 млн могли. Дугласа из Первой немецкой лиги тоже могли взять. Единственное, Вендел оказался подороже… У нас нет такого, что мы транжирим деньги или зарплаты даем невероятные. Их нужно заслужить и заработать.
Все это так и не совсем так. Действительно, когда «Спартак» покупает за 15 млн Угальде и он не забивает ни одного гола в РПЛ, «Зенит» берет за те же деньги Артура, и тот приносит чемпионство. Но, чтобы взять того же самого Артура, или Педро, или Нино, менеджеры «Зенита» несколько лет разрабатывали бразильский рынок: вкладывались, ошибались, покупали, продавали… Но все в строго выбранном бразильском векторе — за последние годы через «Зенит» прошло 14 бразильцев, и этот рынок стал своим для Санкт-Петербурга.
Почему «Спартак» не может так же? Выбрать одну стратегию и следовать ей? Может быть, потому, что вектор трансферных интересов клуба постоянно виляет. Вслед за постоянно меняющимися топ-менеджерами и тренерами. Возможно, это главная проблема «Спартака» в эпоху властвования «Зенита».
Деньги: «Газпром» дает намного больше «Лукойла»?
Считается, что финансовое благополучие «Зенита» целиком зависит от «Газпрома». Видимо, не только. До 2022 года Питер получал от Лиги чемпионов порядка 40 млн евро в год. Эта сумма во многом и делала разницу. И каждый год провала в еврокубках или непопадания в них отнимал у «Спартака» десятки миллионов евро.
Но сейчас ситуация изменилась. От спонсоров стало зависеть намного больше. Недавно РФС опубликовал ключевые финансовые показатели клубов РПЛ. Там указано, что в 2023 году от коммерческих контрактов «Зенит» получил 14,591 млрд рублей. У «Спартака» — всего 6,753 млрд. Так что роль партнеров действительно велика.
Но «Зенит» не комплексует по этому поводу. Даже гордится. «Удалось сохранить и пролонгировать с коммерческой выгодой все якорные партнерства: «По итогам сезона-2023/24 «Зенит» сохраняет лидерскую позицию в российском футболе по количеству спонсоров и объему спонсорской выручки (даже без учета контракта с «Газпромом»), — дают понять в клубе.
Если это так, то по контрактам «Зенит» скоро будет обгонять «Спартак» еще больше. В Санкт-Петербурге сейчас ведут переговоры с букмекерами и требуют от Winline контракт на 2 млрд рублей в год, сообщает «РБК Спорт». У «Спартака» с тем же Winline контракт недавно перезаключен на 1 млрд. Еще в декабре это считалось крутой суммой. Но если «Зенит» продавит свои условия, москвичам будет обидно. И без того «Спартак» по деньгам явно проигрывает «Зениту».
Болельщики: «Зенит» быстрее «Спартака» сориентировался в новой реальности Fan ID
Война фанатов с Fan ID, кажется, проиграна. Это как стихийное бедствие. Можно жить надеждой, что в один прекрасный момент фан-айди волшебным образом исчезнет, и все будет как прежде. А можно, тихо выматерившись в сторону, попробовать работать с тем, что есть. Полное впечатление, что «Спартак» выбрал первое, сделал реверанс в сторону ультрас и превратил фанатскую трибуну в пустой мемориал. Другие клубы, как «Динамо» или тот же «Зенит», пошли по второму пути.
Ультрас этот путь не принимают. Они продолжают бойкот матчей РПЛ и ржут над тем, как «Динамо» и «Зенит» распространяют бесплатные билеты. Но теперь кажется, что эта тактика не такая уж смешная. Что лучше — ноль рублей с продажи билетов и пустой стадион? Или — ноль рублей с продажи билетов и заполненные трибуны? Плюс расчет, что со временем этих бесплатников можно будет подсадить на футбол, а потом постепенно получать с них доход.
В «Зените», кстати, признали, что отдавали в прошлом году билеты задаром. Но теперь говорят, что самый дешевый стоит 300 рублей. А по статистике посещаемости цифры очень приличные: на топ-матче «Зенит» — «Спартак» 2 марта присутствовали 57 865 зрителей (рекорд эпохи Фан-айди). На матче «Зенит» — «Динамо» 13 марта — 45 407 зрителей. И вообще в топ-5 матчей по посещаемости РПЛ в прошедшем сезоне четыре зенитовских домашних игры.
У «Спартака» же рекорд посещаемости на домашнем матче в нынешнем сезоне — 33852 в игре против «Зенита» в августе. Мало. Если в Тушине не станут циничнее и не придумают, что делать с фанатским бойкотом, и как в эпоху Fan ID растить новую аудиторию, эта пропасть будет только шириться.
«Дерби двух столиц» — это не просто пара матчей «Спартак» — «Зенит» в чемпионате. Противостояние перекинулось на все сферы футбола. «Зенит» уже догнал «Спартак» по количеству российских чемпионств. Теперь в Санкт-Петербурге нашли себе новую цель — обогнать красно-белых по числу выигранных титулов подряд и во всем, что можно посчитать и измерить. «Спартаку» надо сделать многое, чтобы помешать этому.