30.09.2023

Спасшийся пытался покончить с жизнью. История жуткой авиакатастрофы «Пахтакора»

Как на Украине разбился самолет с футбольной командой из Ташкента

Самолет Ту-134 разбился в небе над Днепродержинском. Фото: Соцсети
Самолет Ту-134 разбился в небе над Днепродержинском. Фото: Соцсети

Ташкентское кладбище имени Боткина. У самого входа посетителей встречает величественный монумент. В центре стоит скульптура вратаря, отражающего мяч в прыжке. Вокруг голкипера — 17 имен, сзади – надпись «Пахтакор-79. Помним. Чтим. Гордимся».

Узбекистан никогда не забудет свою бессмертную команду. Даже спустя 44 года. Здешние болельщики помнят все: как «Пахтакор» одержал пять побед подряд, как местные любимцы приближались к лидерам чемпионата СССР. И как они отправились на роковой вылет в Минск 11 августа 1979-го…

Как Петр Мамонов спас жизнь капитану разбившегося в авиакатастрофе «Пахтакора» Как Петр Мамонов спас жизнь капитану разбившегося в авиакатастрофе «Пахтакора»

«Пока «Пахтакор» чемпионом не станет, я отсюда не уйду»

«Пахтакор» никогда не был флагманом советского футбола. Но пошуметь узбеки умели. В сезоне 1967/68 они дошли до финала Кубка СССР, в октябре 1975-го наколотили пять безответных мячей в ворота киевского «Динамо». Принизить ту победу можно как угодно: «договорняк», полурезервный состав от Валерия Лобановского, матч-отдышка после триумфа над «Баварией» (2:0) в Суперкубке Европы 11 днями ранее. Ну так ташкентцы и в первом круге Киев обыграли – 1:0! И все равно вылетели из элитного дивизиона…

В этом – весь «Пахтакор». Яркий, с мощным составом, но до ужаса нестабильный. Хотя казалось бы: этнический кореец Михаил Ан – плеймейкер от бога, Владимир Федоров – эталонный завершитель атак. На двоих они наколотили 113 голов за клуб, взяли золото молодежного Евро-76 (Ан — капитан, Федоров – лучший бомбардир). И не бросили ташкентцев, вывели их обратно в «вышку» через два года.

Того же Федорова не раз звали в «Динамо». Но тот упорно твердил: «Пока «Пахтакор» чемпионом не станет, я отсюда не уйду». Вот настолько он верил в перспективы любимой команды.

Так выглядит памятник погибшим футболистам «Пахтакора». Фото: Соцсети

«Пахтакор» рвется к медалям»

В 1979-м «Пахтакор» возглавил Олег Базилевич. Задача у него была четкой – вывести узбекский клуб на новый уровень. Экс-помощник Лобановского решил идти к цели по киевской методике: три занятия в день на сборах, максимальный упор на физику, интенсивный бег на разных скоростях, 10-15 секунд на передышку между упражнениями. А еще – внедрение новой тактики и игра от себя. 

И система сработала! Летом команда выиграла пять матчей подряд. СМИ восхищенно писали: «Пахтакор» рвется к медалям». А Базилевич наслаждался прогрессом: «Молодые, одаренные, полные сил футболисты сразу поверили в новую для них организацию игры. Едва лишь опробовав новые тактические варианты ведения командных действий, тут же стали применять их на поле. Мы оказались в верхней части турнирной таблицы. Еще немного – и вот-вот бы начали дышать в спину лидерам чемпионата».

Массажиста «Пахтакора» уволили прямо у трапа. Перепил

11 августа 1979 года, 9 утра. Команда готовится к вылету на матч с минским «Динамо». Заехал Михаил Ан, чтобы пожелать всем удачи. В прошлом матче он получил травму и на выезд не собирался. Но в последний момент звезду уговорили грузиться вместе с остальными.

Попал на рейс и Владимир Федоров, и 17-летний Сирожиддин Базаров. Последний должен был отправиться в Минск вместе с дублем два дня назад, однако из-за вступительных экзаменов лететь пришлось с основой.

А вот Базилевича в самолете не оказалось. Несколькими днями ранее он уехал в Сочи к жене и сыну, а к команде собирался присоединиться как раз 11-го числа. Форвард Анатолий Могильный же к назначенному времени банально не успел: застрял по дороге в аэропорт.

Массажиста Анатолия Дворникова и журналиста Олега Якубова развернули прямо у трапа. Причина – сильное алкогольное опьянение. «Дворникова вообще сразу выгнали из команды. У нас с этим было строго — и футболистов за нарушения режима наказывали прилично», — вспоминал бывший футболист и тренер «Пахтакора» Туляган Исаков. В мае 79-го он получил серьезную травму и восстановиться к 11 августа еще не успел. Получается, уберег себя от гибели. Случайно и неосознанно.

Тоже самое Исаков говорил и про массажиста: «Его спасли от смерти…».

Катастрофа «Пахтакора» — одна из самых трагических страниц в истории советского спорта. Фото: ФК «Пахтакор»

Высота – 8400 метров. Скорость – 800 км/ч

Лайнер ТУ-134 с игроками и тренерским штабом «Пахтакора» поднялся в воздух в 11.30. За двадцать минут до этого из Челябинска вылетел другой ТУ-134. Самолет направлялся в Кишинев.

13:17. Воздушные судна входят в зону, контролируемую харьковским районным центром. Час назад там образовалась большая «пробка»: зону «расчистили» из-за пролета литерного рейса А с высшими представителями советской власти на борту. Эшелоны открыли лишь спустя 10-15 минут. Началась самолетная «свалка».

Диспетчерам пришлось вести больше десяти бортов одновременно. Под тяжелую нагрузку попал и 20-летний стажер Николай Жуковский, отработавший на тот момент всего 2,5 месяца. А следил за ним более рядовой коллега Владимир Сумской. Хотя страховать «зеленого» новичка был начальник смены Сергей Сергеев.

Тем временем самолет «Пахтакора» поднялся в воздух после промежуточной остановки в Донецке. Судно из Челябинска же начало снижение для недолгой посадки в Воронеже. Оба лайнера находились на высоте 8400 метров и неслись друг на друга со скоростью 800 км/ч.

Жуковский сделал расчеты и определил: оба борта не соприкоснутся в одной и той же точке, интервал между ними — три минуты. И дал команду ташкентскому самолету занять эшелон, по которому уже шел кишиневский рейс.

Они даже не увидели друг друга…

Сумской замечает роковую ошибку стажера и тут же сообщает борту из Ташкента: «735-й, вы 9000 займите. Над Днепродзержинском 8400 пересекающийся». Слышит «понял, 8400», успокаивается, садится за рабочее место. А через 1 минуту и 5 секунд оба самолета пропадают с радаров.

Оказалось, что на команду Сумского ответил экипаж Ил-62, летевшего рядом и направляющегося в Ташкент. А пилоты двух роковых лайнеров так и не увидели друг друга: сильная облачность, достигавшая высоты в 9000 км, не позволила им осознать масштабы надвигающейся катастрофы.

Через несколько секунд самолет «Пахтакора» врезается в нежданного гостя под углом в 95 градусов, сносит ему верхнюю часть кабины и пассажирского салона. Самолеты отскакивают в разные стороны и сталкиваются хвостами, после чего кишиневское судно рушится в воздухе на несколько частей.

Лайнер с футболистами остается без киля, части правого крыла и одного из двигателей. Пилоты мужественно пытаются совершить аварийную посадку, но на высоте 4000 метров теряют управление. Самолет уходит в пике и бьется носом в землю украинской деревни Куриловка под Днепродзержинском. Это конец. Все находящиеся на борту погибают.

Футбольная команда «Пахтакор» 1979 года. Фото: Сайт ФК «Пахтакор»

«Делать им нечего, как гражданские самолеты подбивать?»

Страшная авиакатастрофа унесла жизни 178 человек. Расследование дела мгновенно засекретили, не сделав исключения даже для ближайших родственников погибших. Однако в народе появилась своя версия трагедии: якобы борт с футболистами просто «убрали». С помощью ПВО.

Исаков к такой теории относится скептично: «Потом фильм вышел, «Тайна гибели «Пахтакора». Там была версия, что самолет могли сбить, когда он пролетал над каким-то военным объектом. Не верю. Подвели под это теорию, будто первый секретарь ЦК Компартии Украины Щербицкий враждовал с первым секретарем ЦК Компартии Узбекистана Рашидовым. Но делать им, что ли, нечего, кроме как гражданские самолеты подбивать?»

Экспертиза установила: следов выстрелов ни на одном из самолетов не обнаружено, военных учений в тот день не проводилось. А вот в действиях Сумского и Жуковского был выявлен целый ряд ошибок. За это диспетчеров приговорили к 15 годам колонии общего режима.

Сергей Сергеев же в качестве обвиняемого не рассматривался. Тот факт, что именно он поставил на смену неопытного парня и переадресовал свои полномочия Сумскому, следствие не заинтересовало.

«Каждый день снились ребята, хотел быть с ними»

Прощание с погибшими из «Пахтакора» состоялось спустя неделю после трагедии. «17 грузовых машин, в них 17 гробов. В шесть утра в аэропорту прошел траурный митинг, потом эта кавалькада поехала по городу, и в такое время вдоль дорог стояло 200 тысяч человек. Все плакали», — вспоминал Исаков. Позже он участвовал в перевозке большей части тел по их родным поселениям. Хоронили всех в свинцовых гробах. 

В том же 1979-м «Пахтакор» получил право на сохранение прописки в высшей лиге в течение трех лет, несмотря на результаты. Состав начали собирать по крупицам: из «Спартака» на помощь вызвался дядя Дениса Глушакова – Валерий, из «Черноморца» – Владимир Нечаев, из кутаисского «Динамо» — Зураб Церетели. А вот Базилевич продержался лишь до конца сезона, после чего его отправили тренировать ЦСКА.

Спустя годы Олег Петрович писал: «Я уже полюбил и этот город, и этих чудесных людей, которые окружали меня тогда и помогали во всем. И самое главное – дело пошло! Но моей команды, этих замечательных ребят в Ташкенте уже не было, и я внутренне, наверное, до сих пор так и не смог с этим смириться. Сколько потерь в жизни пришлось пережить! Ушла мама, потом у меня отняли «Динамо», теперь и мой «Пахтакор».

Не утихала боль и у Тулягана Исакова. В интервью «Спорт-Экспрессу» он признавался, что дважды пытался покончить с собой: «Каждый день снились ребята, хотел быть с ними».

Свою команду узбекская легенда не забывает и по сей день: «Память о «Пахтакоре»-79 хранится в Узбекистане как надо. Это святое! В августе каждый год — памятные мероприятия. Обязательно проводим международные турниры — детский, ветеранский. Я как председатель совета ветеранов футбола Узбекистана делаю все, что от меня зависит, чтобы все было достойно».

КП КП
Реклама