Главное о новом жирном контракте РПЛ с «Матч ТВ»: футбольные клубы могут больше не клянчить деньги из бюджета
Премьер-лига отказалась от тендера по реализации ТВ-прав, но получила самую большую сумму в свою истории
Российская Премьер-лига заключила исторический телеконтракт. «Газпром медиа» («Матч ТВ») в следующие четыре года согласилась выплачивать за право показывать чемпионата России свыше 6,6 миллиарда рублей за сезон. Цифра космическая, особенно в сравнении с предыдущим соглашением. Что нужно знать о новом ТВ-контракте, который будет действовать с 2022 по 2026 год.
Если бы «Матч ТВ» потерял РПЛ, канал можно было бы закрывать
Для боссов «Матч ТВ» последние недели превратились в кошмар и ужас. Контракт на показ игр РПЛ истекал летом 2022 года, а за право транслировать чемпионат России по футболу в следующие четыре развернулась невиданная битва. Откуда ни возьмись появились интернет-конкуренты из «Окко» и «Яндекса», и стали намекать на космические суммы.
Аппетиты российских клубов разыгрались. Почувствовав вкус больших денег, Премьер-лига даже захотела объявить тендер. Но в «Газпроме» были не рады. Все потому, что «Матч ТВ» просто не имел права упустить чемпионат России. По сути своей российский футбол, его трансляции, аналитические программы и новости, – это основа основ его телесетки. Если бы «Окко» или кто-то еще перекупил бы права на чемпионат России, федеральный спортивный канал можно было бы закрывать. Именно поэтому для «Матч ТВ» было принципиально сделать так, чтобы никакого тендера не было – иначе риск был очень велик.
В какую сумму обойдется «Газпром-медиа» новый контракт
Сейчас «Матч ТВ» платит Премьер-лиге 1,7 млрд рублей в год. Понимая, что ошибиться нельзя, «Газпром-медиа» за новый контракт предложил 4,7 млрд рублей в сезон, но захотел еще и коммерческие права на турнир (то есть самостоятельно продавать еще и спонсорские пакеты букмекерам, и прочим заинтересованным компаниям).
Клубы не согласились, и дело запахло тендером. И тогда «Матч ТВ» пошел в ва-банк и вывалил конечное предложение, которое вряд ли бы кто перебил. «Там такая сумма, которую никто не даст!», — восхищался выходя с совещания президент «Уфы» Шамиль Газизов.
«РБ Спорт» приводит следующие сумы контракта: в первые два года РПЛ получит от «Газпром-Медиа» по 6,6 млрд рублей за сезон, в следующие два года – по 7,7 млрд.
Журналист «СЭ» Константин Алексеев в своем тг-канале более детально раскрывает цифры.
По его информации «Газпром-медиа» будет тратить на ТВ-права 9-10 млрд рублей в год. Распределятся они следующим образом:
- 7,5 миллиардов грязными пойдут клубам. После вычета налогов получатся те самые 6 млрд, о которых все говорят вокруг.
- 500 млн – это затраты на съемку матчей, производство «картинки» и обеспечение ВАР.
- 1 млрд – это рекламные минуты, которые получат клубы во время эфиров.
Начиная с третьего года контракта суммы будут расти.
Где в Европе за футбол платят больше
Российская Премьер-Лига с новым контрактом от продажи ТВ-прав сильно поправила свое положение в Европе. Ранее контракт с «Матч ТВ» почти на 20 млн евро был 18-м в Европе. То есть хуже Польши, Дании, Швеции и Шотландии, и это далеко не полный список. Сейчас сумма выплат в 85 млн евро (генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев говорит, что около 100 млн евро) подвинула РПЛ на 9-ю строчку. Ближайшие соседи Нидерланды (у них контракт на 80 млн евро) и Бельгия (103 млн евро).
Как новый контракт повлияет на клубы РПЛ
Глобальный рост ТВ-прав очень сильно увеличит доходы клубов Премьер-лиги. По старому контракту средний доход клубов РПЛ составлял 1,25 млн евро, по-новому — 5,31 млн евро за сезон.
Много это или мало? Считается, что команде для выживания в российской Премьер-лиге хватает 10-12 млн евро. Если, конечно, распоряжаться ими грамотно. То есть от ТВ клубы получают уже половину этой суммы. Скоро РПЛ должна заключить еще два больших контракта – с букмекерами и с титульным спонсором. Сейчас БК «Лига Ставок» платит порядка 600 млн рублей, титульный банк РПЛ «Тинькофф» — еще 300 млн. Если ТВ-права выросли в 4 раза, то и эти контракты должны увеличиться раза в 2-3.
Таким образом маленькие клубы, вроде «Уфы», «Химок», «Урала» смогут за счет только этих прав на 75 процентов закрывать свои бюджеты. Остальное реально покрывать за счет трансферов и местных спонсоров.
Как новый контракт отразится на зрителях?
На «Матч ТВ» пока не рассказали, как собираются компенсировать выросшие в четыре раза затраты на ТВ-контракт. Официально в холдинге пока не заявляли об увеличении платы за подписку на профильный телеканал «Матч Премьер». Но в связи с новыми тратами, такой вариант развития событий вполне вероятен.
Но на «Матч ТВ» в разгар торгов обещали, что два матча из тура будут показывать бесплатно на федеральном канале. Кроме того, сделают новый сайт и приложение. А новый генеральный продюсер канала Александр Тащин рассказал о новой ОТТ-платформе, которая сделает просмотр футбола интереснее, а сам футбол увлекательнее.
– Добавится перемотка трансляций, выбор камеры, с которой можно смотреть матч, выбор звуковой дорожки (комментатора и интершума), возможность в реальном времени посмотреть статистику каждого игрока или команды. Но главное – это трансляции в разрешении 4К и, что, возможно, даже важнее – кадровая частота 50 fps (кадров в секунду – Прим. Ред.). Изменений будет много – мы понимаем, что за этим будущее, — цитирует Тащина Sport24. Но самое главное, новый контракт – это шанс для небольших российских клубов слезть с