Посещаемость 1-го тура РПЛ-2022/23 составила чуть больше 64 тысяч зрителей. Получается – порядка 8 тысяч за матч. Тут же появилось сравнение с последним допандемийным сезоном. Цифры отправляют в нокаут – три года назад в первом туре на футбол пришло более 183 тысяч людей, то есть почти в три раза больше. Тут же было найдено самое удобное объяснение – во всем виновата только что введенная в РПЛ Карта болельщика (Fan ID или Паспорт болельщика). Но на самом деле все сложнее. Карта болельщика – только одна из причин падения посещаемости в стартовом туре. Возможно, даже не самая главная.
Причина №1. В 1-м туре РПЛ дома не играли самые посещаемые клубы
Так получилось, что в первом туре наступившего сезона самые популярные клубы страны играли в гостях. «Зенит» ездил в Химки, «Спартак» — в Грозный, «Ростов» играл с «Динамо» в Москве. Три года назад именно эти три команды собирали наибольшее количество зрителей у себя на трибунах. На «Зенит» ходило более 48 тысяч, на «Ростов» — 31 тысяча, на «Спартак» — 30 тысяч. Очень популярные в Самаре «Крылья» играли на самом маленьком стадионе страны… Когда эти команды сыграют дома, будет более четкая картина.
Причина №2. «Торпедо», похоже, растеряло всех болельщиков
Наибольший провал по посещаемости у «Торпедо». Перед тем как вернуться в РПЛ черно-белые семь лет скитались по низшим лигам. И за это время, похоже, растеряли почти всех болельщиков. В прошлом году на домашние матчи «Торпедо» в ФНЛ ходило в среднем 612 человек. Историческое возвращение легенды в элиту увидело 2181 зритель. Прорыв для «Торпедо», и провал для РПЛ. Москва за 7 лет забыла, что у нее есть пятый футбольный клуб.
Причина №3. Бегство части звездных легионеров. Зрители пока не понимают, на кого идти
ФИФА разрешило выступающим в России легионерам приостанавливать контракты и уезжать из страны. Почти все клубы РПЛ лишились иностранных звезд. В ЦСКА, например, разъехалось полкоманды, мало кто из болельщиков рассчитывал, что Федотов успеет так быстро пересобрать команду, и она выдаст такую феерию – 24 удара за матч с «Уралом». «Динамо» потеряло трех лидеров. Что со «Спартаком», не знают даже они сами. Даже могущественный «Зенит» был вынужден смириться с бегством Юри Альберто.
Болельщикам, чтобы заполнить трибуны, еще надо понять, на кого они идут. Есть шанс, что это произойдет быстро. ЦСКА убедил, что готов сражаться, «Динамо» показало себя не менее энергичной командой, чем в прошлом сезоне. «Ростов» вообще прекрасен. А «Зенит», сыграв вничью 1:1 с «Химками», дал понять, что слишком рано хоронить интригу все чемпионата.
Причина №4. Российские клубы не играют в еврокубках, РПЛ предстоит научиться быть самодостаточным турниром
Еще один фактор – отсутствие еврокубков. Весь наш футбол был заточен на выступление в Европе. Многие ставили задачу на сезон брать не медали, а оказаться в зоне Лиги чемпионов, Лиги Европы, Лиги конференций. Выступление в еврокубках считалось намного более ценным, а национальный чемпионат рассматривался как отбор к Европе. Сейчас эту цель у российских клубов забрали. И теперь РПЛ предстоит научиться быть самодостаточным чемпионатом, где битва за 5-е или 6-е место будет принципиальной вне зависимости от попадания в еврокубки.
Причина №5. Отсутствие в туре матча с бронебойной афишей
Неделю назад на игру Суперкубка «Зенит» — «Спартак» собралась 55 тысяч зрителей. Будь в 1-м туре РПЛ афиша такой же звездности, дела с посещаемостью обстояли бы заметно лучше. Но столичные дерби отложены на другие числа.
В 1-м туре не играли в городах, где уже введена Карта болельщика
Карта болельщика нужна пока для посещения стадионов только в пяти городах – Нижнем Новгороде, Сочи, Самаре, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Ни в одном из этих городов матчей пока не было.
Да, повлиял бойкот, объявленный фан-группировками новому документу. Но видеть причину только в этом, значит признать, что активные фанаты составляли две трети зрителей на трибунах. В любом футбольном клубе, где занимаются маркетингом, вам скажут, что это далеко не так. Что обычных болельщиков намного больше, чем тех, кого принято называть фанатами.
Клубы РПЛ должны до конца осознать, что российский футбол, как и многие отрасли страны, оказались в новой реальности. Что посещаемость зависит не только от Карты болельщика. Что зрителям снова надо доказывать, что и без еврокубков и части легионеров наш футбол стоит того, чтобы на него идти.