Алексей Пиманов о своем фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин»: «Англичане наших футболистов выносили с поля на руках»

Кинорежиссер Алексей Пиманов снял фильм про турне «Динамо» в 1945-м по Великобритании. Фото: ТАСС

Кинорежиссер и известный телеведущий Алексей Пиманов в эфире «Радио КП» рассказал о своем новом фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин» про турне «Динамо» в 1945-м по Великобритании. «КП Спорт» собрал все самое интересное из эфира:

Как выглядит могила забытого вратаря «Спартака», который был зарезан

«Это культовая история, которой посвящали поэмы. Странно что ее забыли»

— Ваш фильм выходит 17 февраля. «Одиннадцать молчаливых мужчин» — фильм про футбол. Рассказывает он про турне московского «Динамо» по городам Великобритании в 1945 году, сразу практически после войны, в ноябре месяце. Четыре игры с лондонским «Челси», «Арсеналом», «Кардифф Сити» и «Глазго Рейнджерс». Две победы, две ничьи. Фантастика?

— Это культовая история. Никита Богословский, наш советский композитор известный, в 1946 году писал по результатам этого турне оперетту. Гафт писал про это стихи, Евтушенко писал про это поэму. А вообще каждые пять-десять лет в советское время про это турне вспоминали, говорили, делали документальные фильмы, собирали ветеранов… Поэтому было очень странно, кстати, что об этом забыли.

— Вы почему вернулись к этой истории?

— Мой первый тренер в футболе был Николай Дементьев, участник этого турне. И я с шести до девяти лет, я был маленьким, мало чего понимал. Но с того времени в голову это зашло. И я всегда про этот турнир читал, интересовался. И для меня было очень необычно, что, когда я спрашивал даже людей старшего поколения про это турне, выяснил, что про него просто забыли. Что очень странно.

— «Одиннадцать молчаливых мужчин». Но выделить-то можно гораздо больше. Там команда, по-моему, из 25 человек была.

— Это был чемпион СССР 1945 года и это были игроки высочайшего уровня. Ясно, что играли в ЦДК, например, тот же Федотов, Николаев, Демин и так далее. Это были величайшие игроки. Знаменитая команда лейтенантов! Но команда «Динамо», которая стала чемпионом, обыграла их, как известно. Поэтому поехала в Великобританию, усилившись двумя игроками из «Динамо» (Ленинград) и гениальным Бобровым из ЦДКА. Был Бесков, которого все спартаковские болельщики боготворят, и динамовские тоже. Хомич, вратарь, тоже легенда, абсолютная легенда. «Тигр» его называли в Великобритании.

Всеволод Бобров (второй слева) ассоциируется с армейской командой, но он выступал и за «Динамо», а еще провел вместе с Никитой Симоняном (справа) несколько матчей за «Спартак» и стал чемпионом. Фото: Личный архив Никиты Симоняна/РФС
История Виктора Набутова, превратившего спортивный комментарий в искусство

Послевоенный Лондон, карточная система, танцы в отеле

— Играли, надо сказать, в полном тумане несколько матчей.

— В тумане — один, с «Арсеналом». Когда они приехали, про них в Англии писали, что они играть не умеют. На первый матч с «Челси» на стадион, где умещалось 70 тысяч, прорвались 120. И до сих пор не побит рекорд посещаемости. Люди окружили поле и стояли вокруг поля. И даже падали с крыш. И динамовцы нервничали немножко. Потому что первый матч, такой ответственный. Они проигрывали 0:2. Сделали потом 3:3, когда успокоились. Их после первого матча за тот футбол, который они показали, унесли на руках с поля. Это известная история. Англичане же очень хорошо футбол понимают. Плюс к этому они еще очень хорошо относились к Советскому Союзу. Они понимали, кто в войне выиграл, что это представители того самого народа, который их союзник, что мы потеряли 27 миллионов. Все это в тот момент англичане понимали и знали.

Когда второй матч они играли с «Кардифф Сити» и выиграли 10:1, и после этого вся Англия была в шоке. Вот тогда наступил знаменитый матч в тумане, когда третьим соперником «Динамо» был лондонский «Арсенал» — одна из сильнейших команд Англии. И в прессе они заявили, что мы в том составе, в котором мы обычно играем, не выиграем у этой команды «Динамо» никогда. Поэтому мы заявляем шесть игроков из сборной Англии. И они заявили Мэтьюза, Мортенсена. Это знаменитые игроки, у них высочайшего уровня. Наши подали протест. Потом говорят: ну ладно, будем играть.

И вот наступил знаменитый матч в тумане – в так называемом гороховом супе. По воспоминаниям игроков, они то видели ворота, то они не видели ворота. Было много достаточно забавных ситуаций. Когда, например, вратарь выбивал мяч, а потом из тумана он обратно улетал. От кого он был – непонятно. Вот, и выиграли наши 4:3.

— А потом?

— Потом был четвертый матч – с «Глазго Рейнджерс». 2:2 сыграли. Там как раз сломали Боброва. Ему потом сделали две операции в Югославии неудачные, но он уже играл на одном колене, по большому счету, через боль.

— Название из заголовков газет тогдашних взяли, я правильно понимаю?

— Да, конечно. «Одиннадцать молчаливых мужчин» — потому что они по-английски не разговаривали. Поэтому их так называла английская пресса. Когда мы подняли английские источники, увидели, как газеты английские описывали наших футболистов. Как те себя вели в лобби-баре, как ходили по Лондону. И выяснилось, что  они были, как ни странно, достаточно раскованными ребятами. Потому что они представляли, с их точки зрения, страну, которая выиграла в войне – раз. Европа в этот момент половина лежала под Советским Союзом, 0 два. Мы делили мир вместе с англичанами, американцами. Для них Англия была не то что земля обетованная. Это был полуразбомбленный Лондон, который жил при карточной система. Там старики не видели мяса месяцами.

А наши ребята еще красавцы же все были. Они, например, в лобби-баре танцевали с девчонками с английскими. И Синявский, наш великий комментатор, который был с ними, он таперил до этого в кинотеатрах до войны, играл на рояле. Не было такого, чтобы над каждым из них стоял энкавэдэшник с пистолетом и грозил им тем, что они сейчас, если они проиграют, то их там всех посадят.

Памятник легендарному нападающему «Торпедо» и сборной СССР Эдуарду Стрельцову был открыт на Восточной улице в 1999-м году. Фото: Михаил Фролов
Легенде футбола Никите Симоняну – 95, его жизнь – роман

Дело Стрельцова

— Про советский футбол давайте поговорим в целом. Вы заинтриговали с историей про Эдуарда Стрельцова. Сказали, что видели уголовное дело. Виновен он или нет?-

— Он сам не отрицал, что, извините за такие подробности, половой контакт с этой девушкой был. Понятно, что он ее ударил. Понятно, что у него был прокушен палец. Понятно, что, если честно, он сам особо ничего не помнил. Как там все происходило.

— Напился?

— Они все там напились. Они там все вместе всей компанией пили, пили, пили, пили, пили, пили, пили, пили. И ее Мария, Марианна, фамилию не буду называть, не надо, она весь вечер провела с ним. Она с ним гуляла, она с ним целовалась. Она с ним обнималась. Ну, а парень-то выпил уже, тем более, для нее было дико престижно, что… Она же работала чертежницей в НИИ в городе Пушкино. А вот этот знаменитый Эдик Стрельцов, который там, ну, кумир уже, он был величайшим уже, что он на нее обратил внимание. Понятно, что для нее это был шанс вырваться из той жизни

— То есть все было взаимно?

— Говорят, первый раз она просто… она вдруг первый раз стала упираться. Она его укусила, и он, видно, от боли ее ударил по лицу. Дальше они помирились. Потом еще у них был второй контакт. Они спали в обнимку. И утром она уехала домой. Приехала к маме. Мама увидела у нее синяк. Заставила ее пойти в отделение милиции. Они написали заявление. Кстати, вторая девушка, с Огоньковым которая сидела в машине, тоже написала заявление, потом забрала. А эта… Когда они написали заявление, закрутилась вся эта история… Все дело дошло до Хрущева. И он сказал: наказать. Причем посадить, и надолго. И вот дальше начинается совершенно такая… Стрельцов же как себя вел. Он же, по большому счету, правда, ничего не помнил. Он понимал, что да, у него прокушен палец, что он поцарапан, что он ударил ее. Это все было понятно. Но по большому счету это, знаете, это называется, вот такого прямого изнасилования, когда человек был против, вот этого не было. Но так как команда была наказать, тем более он за полгода до этого, про него еще статью в «Комсомолке» написали нехорошую. Видите, «Комсомолка» тоже в его судьбе сыграла определенную роль. Вот, и дальше все закрутилось. Эта махина, машина правосудия так называемого, в кавычках.

Алексей Пиманов выделяет из всех фильмов о футболе кино про Пеле. Фото: footballinussr
Вратарь-дальтоник, отрезавший палец, чтобы вернуться на поле

Настоящие бутсы и реальный футбол на съемках

— И в качестве анонса вашего фильма «11 молчаливых мужчин», есть ли какое-то кино про футбол, которое вы можете похвалить? Российское, зарубежное, неважно.

— Из наших — нет. Пусть не обижаются. Из зарубежных, наверное, «Пеле. Рождение легенды». И то мне там не хватает… Мы первые, кто снял футбол совершенно по другой технологии. То есть, как снимается футбол в условном фильме про футбол не будем говорить. Снимаются драматургические сцены, там любовь-морковь, еще что-то… А футбол, как правило, это полторы-две минуты, максимум, где главный герой, который, как правило, по мячу не может ударить сам — актер я имею в виду — и снимается дублер.

— Как снимали вы?

— Как мы договорились? Ну, в силу того, что я сам как бы профессиональный футболист в прошлом, первая была задача, фундаментальная, — отобрать таких артистов, которые прекрасно сами играют в футбол, которых не надо прятать за монтаж. Поэтому мы прогнали 200 человек почти, я сам с ними играл. Когда мы отобрали ребят основных, мы с ними потом ездили даже на турниры играть в этой форме — привыкали к этим бутсам, чтобы они бежали по-настоящему. Мы же бутсы им пошили настоящие, мы им форму пошили настоящую.

— В них и играли?

— А в этих бутсах бегаешь чуть-чуть по-другому. Они заставляет по-другому двигаться, по-настоящему, как двигались в то время. Мы на старом стадионе в Лефортово закатали новое поле, поставили там караван и 20 дней снимали только футбол. Как в студии. Как в павильоне.

— Ставили сцены?

— Поставили шесть камер и я вначале выгнал на это поле в настоящей форме, в настоящих бутсах ребят профессиональных футболистов в форме «Челси» и с прическами «Челси», и моих всех актеров, которые реально сами играли. И шесть часов они играли в реальный футбол. Я сказал — бьетесь, орете, подкатываетесь… Вы должны выиграть! И они начали играть. И они играли по-настоящему. А мы их снимали шестью камерами. Поэтому в этом фильме есть общие планы, есть реальные подкаты, есть реальные удары.

Exit mobile version