В субботу, 9 марта, в Санкт-Петербурге прошел последний в этом сезоне большой официальный турнир у фигуристов. В город на Неве приехали лучшие, чтобы представить свои номера на турнире шоу-программ «Русский вызов».
Это второе в истории подобное состязание, которое было придумано в недрах ФФККР осенью 2022 года. Год назад соревнования проходили в Москве и тогда первое место занял Алексей Ягудин. Ягудин закрывал выступления и в 2024 году.
В 2024 году — русская тематика, обновленный состав участников и немало бонусных номинаций, которые могли принести бонусные денежные призы. За сутки до старта турнира чуть-чуть погремел первый скандал. Фигуристка Станислава Константинова в соцсетях сообщила, что организаторы ее убрали из списка участников. Критикой и ругательством она не занималась, но пообещала выложить «забракованный» организаторами номер.
К слову, еще одними «пропавшими» из списков стала пара Софья Леонтьева-Даниил Горелкин. В интервью ТАСС Леонтьева заявила: «Это решение организаторов. С нами и с нашим здоровьем всё в порядке». В итоге в стартовом протоколе — 26 номеров, 14 в первом отделении, 12 во втором. И по хронометражу все это занимало три часа выступлений.
В 2024 году в состав жюри вошли — хореограф Егор Дружинин, артист балета Кимин Ким, актриса Виктория Исакова, оперная певица Аида Гарифуллина, балетмейстер Борис Эйфман, актер Сергей Безруков, хореограф Алла Сигалова. Условия турнира просты — 5, 3 и 1 миллион рублей первым трем по итогам соревнований.
Елизавета Пасечник — Дарио Чиризано первыми вышли на лед со своей программой в образе стиляг. У них музыкальным сопровождением стала песня «Король Оранжевое лето» группы «Браво». А потом в середине номера все сменилось на динамичную ремикс-версию трека «Конечно, Вася!».
— Неплохо, музыкально, во всяком случае. Хорошо, что полный зал сидит, забито все, какой интерес и ответственность, — сказала Татьяна Тарасова в эфире «Первого канала».
Новая любовь Александры Трусовой фигурист Макар Игнатов имел второй стартовый номер. И вот Макар Игнатов перевоплотился в Николая Васильевича Гоголя в своем номере.
В финале проката Игнатова даже был огонек — сожжение того самого второго тома «Мертвых душ».
— Некая таинственность и ненормальность присуща всем жителям Санкт-Петербурга, — сказал после проката Макар Игнатов.
— Ничего замечательного не могут сказать по поводу этого танца, — резюмировала в эфире «Первого канала» Татьяна Тарасова.
Дуэт Елизавета Шанаева — Павел Дрозд третьим вышел на лед и у них темой выступления был фильм «Служебный роман». Зал встретил овациями этот прокат.
— То, что они старались показать нам свою версию фильма — положительно скажется на их творческом пути, — говорит Татьяна Тарасова.
— Для погружения в образ нужно было представить, — сказал Павел Дрозд в ответ на вопрос, называл ли партнершу тем самым словом из фильма.
— Запрещенный прием — пользоваться такой музыкой в выступлении, спасибо ребята. Лирическая часть получилась, в ней была любовь, — сказал Сергей Безруков.
Следующим на лед выходил Роман Савосин и он предстал в образе Шарикова, который играет на балалайке. Полиграфа Полиграфовича из повести Булгакова «Собачье сердце». В качестве напарника по началу номера вышел на лед Александр Галлямов. Александр Галлямов в роли профессора Ф.Ф.Преображенского.
— Прелесть, хороший номер. Все по-своему, все хорошо, — с добротой в голосе сказала после выступления Романа Татьяна Тарасова.
— Удивлен проникновением в образ, поздравляю, Роман, желаю больших успехов, — сказал Борис Эйфман.
Фигуристка Ксения Синицына была следующей. Ее выступление было построено вокруг стихотворения Тани Савичевой, «Девять страничек. Страшные строчки». Это — рассказ о блокаде Ленинграда.
Зрители встретили аплодисментами проникновенный прокат фигуристки.
— Уникальная. Неповторимая. Только ей одной присуща эта индивидуальность, она чувствует и знает каждый звук любого произведения, это настоящее искусство, — сказала Татьяна Тарасова.
Василиса Кагановская — Максим Некрасов катались следующими. У этого дуэта тематика выступления — «Мастер и Маргарита». Они катались под аундтрек Игоря Корнелюка к сериалу 2005 года.
— Очень интересно, но очень сложно технически, это — новая пара, я просто в потрясении, это будет очень хорошая пара, они понимают, что они делают, у них совершенно оправданный номер. Они нигде не перебирают, катаются в музыку, я поздравляю, — говорит в эфире «Первого канала» Татьяна Тарасова.
Седьмой номер — у Петра Гуменника. А это уже середина первого отделения и четверть всей дистанции турнира шоу-программ. У фигуриста — яркий броский костюм с картинами Кандинского на всю длину этого его одеяния. Номер — посвящение русскому авангарду.
— Мне кажется, что он показал силу музыки, сомнения, — говорит в эфире «Первого канала» Татьяна Тарасова. Петр Гуменник сказал, что да, его тема — русски авангард и он хотел, чтобы зрители прониклись всем вот этим.
Следующий выход на лед — у Елизаветы Худайбердиевой и Егора Базина. И тематика их выступления построена вокруг фильма «Бриллиантовая рука» с той самой песней про зайцев и трынь-траву из кинофильма.
— Мне бы в голову не прошло поставить его на льду и им пришло в голову, они большие молодцы. Но какие-то вещи удались, какие-то не очень, но я думаю, что в принципе вот так кататься можно и под другую музыку, — говорит Татьяна Тарасова в эфире «Первого канала».
— Мне кажется, что музыка определила настроение этого номера. Номер — лихой, мне понравился заход на поддержку ближе к концу, я такого не ожидал, это было эффектно. Попросил бы ребят поменьше рисковать — не лить воду, можно подскользнуться и не стоять друг на друге на коньках, — резюмировал прокат Егор Дружнин.
Софья Муравьева была следующей. У нее был номер-посвящение Екатерине Гордеевой и Сергею Гринькову. У этих фигуристов — трагичная история. Каталась Соня под песню Евы Польны «Лучшее в тебе».
В это номере, до мурашек, было практически все — и тема потери, архивные видеозаписи с участием Гордеевой и Гринькова, архивное видео с прокатов этой пары. Рубашка у Сони была в цвет костюмов этой пары на Олимпиаде 1994 года.
— Катается она потрясающе, тема — сложная и очень противоречивая, но она имеет право на жизнь, потому что все, что она делает, она делает потрясающе, — сказала после проката Татьяна Тарасова.
— Этот номер посвящен великому спортсмену Сергею Гринькову, который всю жизнь посвятил спорту, скончался на льду, был очень молодым, простите, очень тронута сама. Его супруга дала благословение на этот номер, — говорит Соня Муравьева, которая сама просто готова удариться в слезы.
Десятый номер в протоколе — Евгений Семененко. У него была тематика, посвященная Великой Отечественной войне. Фоном — знакомая всем музыка, «Журавли» в просто каноническом исполнении Марка Бернеса.
В один из моментов номера школьная доска, на которой Семененко написал «1941», раскрывается фигуристом. И на ней — фотографии ветеранов. У самого же фигуриста в финале проката рукава рубашки превращаются, по задумке, в журавлиные крылья.
— Это такая песня, мне кажется, я смотрю с вами это первый раз, комментировать сложно. Такую песню главное не испортить. И они ее не испортили, — отметила Татьяна Тарасова после выступления.
— Я был в предвкушении весь день и я рад, что вышел и по реакции публике мне кажется, что удалось произвести хорошее впечатление. На мне лежала большая ответственность, хотел посвятить этот номер солдатам, ушедшим на войну, которые не вернулись обратно, — сказал после выступления Женя.
Следующим на лед выходил сменивший в финале этого сезона Санкт-Петербург на Москву Андрей Мозалев, новичок тренерской группы Этери Тутберидзе. Мозалев катался под стихи Сергея Есенина «Черный человек». И вот их читает Сергей Безруков, сидящий в жюри и следящий за этим выступлением. Фоном же — музыка из фильма «Реквием по мечте».
— Тяжелый номер какой и тема, конечно, нелегкая. Не знаю, передать этого человека, эти чувства очень тяжело. Он старался, но музыка и слова были сильны — говорит Татьяна Тарасова.
— Ну, знаете, ну, Андрей, спасибо тебе большое, конечно. Сколько тебе, лет, 20? Просто само решение номера, в тебе было мало Есенина. Черный человек внутри живет, был бы ты вот в белой рубашки. Борьбы этой не было, мучения и муки, которые испытывает Есенин — второе я, внутренние муки совести, так что в следующий раз выступай в белой рубашке, я должен увидеть эти мучения. В зеркале должен быть черный человек, а вот здесь на льду — Есенин, — сказал Сергей Безруков.
Следующими на лед вышли Варвара Жданова — Тимур Бабаев-Смирнов, которые выступали под народные песни. Их номер был поставлен по мотивам русских свадебных гуляний.
Эти фигуристы в текущем сезоне покорили всех своим номером на индийскую тематику. А сейчас — совершенно органичные истинно русские образы. Очень яркие и разноплановые фигуристы.
— Я прям хотела сказать: «И это все?». Так коротенько. Мне кажется, что берешь русскую музыку, были такие уникальные номера, то нужно предложить что-то новое, новую хореографию. А это — то, что мы знаем, да, любим, но хочу видеть другое, — отметила в эфире «Первого канала» Татьяна Тарасова.
Даниил Самсонов, еще один фигурист из «Хрустального», предпоследним выходил на лед в первом отделении. Под номером 13. Номер Даниила Самсонова был посвящен маме, песня фоном — «Мама» Олега Газманова.
И в финале проката Даня Самсонов сказал:
— Дорогая мама, спасибо за жизнь, я тебя очень сильно люблю, — сказал Самсонов по ходу проката, сделав паузу, своей маме, которая стояла у бортика. И подарил ей огромный букет роз, растрогав свою маму. Все — весь зал точно в слезы после такого!
— Прекрасный, просто уникальный парень, я думаю, что со временем он украсит мировое фигурное катание, номер очень проникновенный, — говорит Татьяна Тарасова в эфире «Первого канала».
Ну и финал первого отделения — Анна Фролова. Она была в образе Царевны-лебедь, в платье с широкими рукавами, которые подсвечивались в тот момент, когда угасал в зале свет.
— Я считаю, что очень хороший лирический номер, — отметила после выступления Фроловой Татьяна Тарасова.
— Я просто восхищена Анечкой, она невероятная, сколько экспрессии, воздушные прыжки и сколько энергии женской. Вы красивы немыслимо, — говорит Алла Сигалова.
На этом первая часть турнира шоу-программ «Русский вызов» подошла к концу. Был объявлен перерыв.