Наши поклонники автоспорта, по понятным причинам лишенные возможности следить по телевизору за «Формулой-1», получили интересную альтернативу — возможность наблюдать за внутрироссийскими соревнованиями, динамичными и увлекательными, к тому же проходящими на «формульных» трассах с участием звезд «королевских» гонок. Виталий Петров, Сергей Сироткин — эти имена фанатам первой «Формулы» хорошо знакомы, и именно эти два пилота выступили в минувший уик-энд на сочинском автодроме в составе главной российской команды SMP Racing в гонке на выносливость, входящей в серию «СМП РСКГ Эндуранс».
«Болеем за «старичка» Алонсо»
Это был первый этап новой серии (всего этапов будет четыре) — по духу и принципу гонки схожи с легендарным Ле-Маном, в котором также участвуют экипажи разных классов, проходящие проверку на техническую надежность, а также физическую и психологическую устойчивость пилотов. Первая гонка серии была трехчасовой, затем время будет увеличиваться (два этапа по четыре часа и один, финальный, — шестичасовой).
— Это отличная серия: много пилотов, много экипажей, на одном автомобиле могут ехать сразу три пилота, — считает Виталий Петров. — Это и дешевле, и интереснее, ведь гонка длинная. Эта серия многим понравится. Взять, допустим, гонки «Туринг-лайт» — там всего 15 кругов и 30 минут — и все, пилоты весь день больше ничего не делают. А здесь три часа, а в конце сезона будет шесть…
Так уж совпало, что старт новой российской серии выпал на очередной «формульный» Гран-при — в Австралии параллельно «гонялись» экипажи «Ф-1». «Пару дней назад была дата — 12 лет, как я в Австралии приехал третьим», — вспоминает Петров, который в 2011-м в Мельбурне стал первым российским гонщиком, попавшим на «королевский» подиум. Естественно, и Петров, и Сироткин следят за столь близкой им «Формулой», переживают, как шутливо говорит Виталий, за «старичка» Фернандо Алонсо, здорово выступающего сейчас за команду «Астон Мартин».
Впрочем, на мысли о «Ф-1» отвлекаться обоим некогда — все внимание спортсменов сосредоточено на новой серии и, если так уместно говорить об автомобиле, на одной из главных ее звезд — российском суперболиде BR03, прототипе, существующем пока всего в двух экземплярах. Машина яркая, новая, быстрая, проект по ее созданию, запущенный по инициативе руководителя SMP Racing Бориса Ротенберга, крайне амбициозен — немудрено, что любая новость, связанная с этим авто, мгновенно тиражируется и обрастает слухами.
Так было и в Сочи: во время свободных заездов опытный пилот SMP Racing Виктор Шайтар попал в аварию, и сразу же по сети побежали слухи — мол, и машина всмятку, и даже сам гонщик не совсем цел и невредим… Слухи поспешил развеять спортивный директор SMP Racing Сергей Злобин, тоже, кстати, хорошо знакомый фанатам «Ф-1» как бывший тест-пилот «Минарди».
— Да, авария была страшной, но особых технических проблем с машиной не было, дело не в них, — говорит Злобин. — Это был гоночный инцидент. Витя Шайтар жив-здоров и даже на следующий день рвался в бой — мол, пустите меня за руль. Монокок (так в гоночных авто именуется то, что в обычных машинах является несущим кузовом — Ред) выдержал. Да, после удара вылезли некоторые вещи, которые надо на будущее учесть. Мы, видимо, увяжем подвеску тросами, как это сделано на «Ф-1», для безопасности. Наверное, переделаем какие-то какие-то точки крепления внутри монокока… Многие пишут, что раскололся шлем у пилота. Он не раскололся, это можно посмотреть — он абсолютно целый, только поцарапан.
Подлежит ли авто ремонту? Подлежит, как и любой автомобиль — у него нет жесткой привязки к какой-то конкретной детали. Коробка цела, мотор цел, монокоп надо менять. Но этот автомобиль будет принимать участие в следующей гонке. Что на нем будет поменяно — уже другой вопрос, это покажет полный разбор.
«Без авиационных институтов не обошлось»
История создания BR03 заслуживает отдельного рассказа, ведь спортивное авто такого уровня в России никто еще не делал.
— Началось все с прототипа BR01, который приехал третьим в Ле-Мане, — вспоминает Злобин. — Чисто российская разработка! Да, он производился в Италии, но был интересен тем, что это был проект для пилотов. Все наши пожелания были учтены, все, что нам не хватало, было внедрено. Затем был автомобиль, получивший название BR1. Машина с атмосферным двигателем, боролась с соперниками, у которых были двигатели гибридные, и тоже приехала в Ле-Мане третьей — это большое достижение. А BR03 — задумка изначально для российского чемпионата, для моносерии, которая обязательно будет в нашей стране. Как NASCAR в Америке, например. Автомобиль быстрый, мощный, 450 лошадиных сил, максимальная скорость — порядка 250 км в час, при этом комфортный. Надеюсь, к концу года их будет построено уже 30 штук.
Конечно, в нынешней ситуации есть некоторые трудности с деталями. Многие комплектующие — амортизаторы, коробки, то есть то, что не производится в России, — покупается за границей. Но собирается все здесь, включая мотор. Все программы, техническое обеспечение — это все российское. Так же как рама, часть монокока, днище, крылья, вся аэродинамика (тут не без российских авиационных институтов и людей оттуда обошлось). Да, есть недоработки, но это пока не так важно — машина быстрая, для монокубка она готова.
Если же говорить о том, чтобы полностью перейти на российское производство и комплектующие, то да, надо к этому стремиться. Но есть то, что в России никогда не производили, и это самые проблемные вещи. Это касается, например, резины. Пока шины для прототипа мы сделать не можем. Честно говоря, даже в планах такого нет. Но, если зажмут совсем, то и это сделаем…
«Потенциал машины еще не раскрыт»
Что же касается самой гонки, то она, словно тот самый первый блин, оказалась не слишком успешной для фаворитов. Началось все с того, что на прогревочном круге разбил свой Mercedes AMG GT3 Сергей Столяров из команды YADRO Motosport, которому прочили борьбу за лидерство в абсолютном зачете. А уже во второй части гонки возникли трудности у BR03, за рулем которого к тому моменту Виталия Петрова уже сменил Сергей Сироткин. Казалось, что красавец-болид без труда одолеет всех соперников — так, кстати, думали и зрители, которым перед стартом гонки разрешили (невиданное для автоспорта дело!) выйти на трассу и в течение целого часа фотографироваться рядом с машинами. Наибольшее количество людей собралось именно около BR03, сильно выделявшимся своим гордым «формульным» обликом на фоне преимущественно кузовных коллег. Увы, прототип сошел с дистанции из-за неполадок в подвеске.
— Сегодня был надлом заднего левого рычага, из-за чего машина сразу потеряла управление, — объясняет Сироткин. — Пока автомобиль доставили в боксы, уже не осталось времени ситуацию исправить и вернуться в гонку. Такое иногда бывает, я не вижу в случившемся катастрофы. Отчасти это даже хорошо — мы благодаря таким ситуациям понимаем, какие узлы в автомобиле являются наиболее слабыми. У нас пока всего две машины, и тот километраж, тот опыт, который с ними можно нарабатывать, несколько ограничен. Если бы их было, скажем, 20, и они бы все одновременно ездили, мы бы находили и устраняли проблемы быстрее. Понятно, что автомобиль требует изучения и пока у него нет своей моносерии — еще как минимум год будем заниматься настройками и доработками. И уже к серийному образцу мы все недостатки, которые вылезают сейчас, сможем устранить. Чтобы масштабировать машину под моносерию, сделать комфортной не только для профессионалов, но и любителей, чтобы неподготовленный человек мог ею управлять, возможно, где-то придется пожертвовать скоростью… В любом случае, думаю, полностью потенциал этой машины мы еще не раскрыли.
Не бы склонен к пессимизму и Виталий Петров.
— Нужно время, чтобы разобраться с этой поломкой подвески, — говорит спортсмен. — Трасса более или менее ровная, здесь нет высоких поребриков, и мы были удивлены — по сути, такого не должно было произойти. Но мы проведем анализ случившегося, надо во всем разобраться. Это важно, ведь это машина будущего, машина для молодежи, на которой можно будет тренироваться, учиться, готовиться к более серьезным соревнованиям.
По признанию Виталия, он настолько был погружен в ситуацию с прототипом, что даже не особо следил за конкурентами и дальнейшим ходом гонки: «Когда ты сам в машине, ты не следишь за соперниками, тебе надо общаться с командой, с инженерами, механиками…». Тем не менее без победителя первый этап новой серии, конечно, не остался — лучшим в общем зачете стали Денис Ременяко и Егор Оруджев из команды Capital Racing Team, которые пилотировали Mercedes-AMG GT3.
Следующий этап серии «СМП РСКГ Эндуранс» состоится 27 мая на автодроме «Игора Драйв» в Ленинградской области. Финальная шестичасовая гонка, намеченная на 4 ноября, вновь пройдет в Сочи.