В Омске стартовал ралли-рейд «Шелковый путь». Одна из самых сложнейших гонок мира в этом году пройдет по маршруту Омск — Улан-Батор. Российско-монгольская дистанция была выбрана в честь столетия сотрудничества двух государств. Марафон «Шелковый путь» — это прежде всего испытание на прочность. Жить в условиях ралли сотням людей, которые задействованы в гонке, ужасно непросто. «КП Спорт» лично убедился, что за блестящими грузовиками и новенькими мотоциклами стоит сложнейшая работа и терпение. Аварии на трассе, бессонные ночи механиков и удобства в полевых условиях — главный антураж ралли-рейда «Шелковый путь».
Из Омска машины уезжали под приветствия Чагина
На центральной площади Омска была организована стартовая арка, откуда участники отправлялись на дистанцию. Экипаж напутственным словом провожала толпа омичей и Владимир Чагин. Совсем недавно Чагин блистал на сложнейших трассах в команде «КАМАЗ-мастер», а теперь уже в ранге руководителя ралли «Шелковый путь» отправил на испытания новенький грузовик серии К5 «КАМАЗ-мастер». Для К5 «Шелковый путь» станет проверкой на прочность. Если все пройдет успешно, то в 2022 году мы сможем увидеть машину в зачете ралли.
Показательный старт на утро следующего дня сменился настоящим. Впереди у участников 11-го издания «Шелкового пути» 11 дней сложнейшей дороги и 5,5 тысяч километров через Алтай и пустыню Гоби. А первый день стал больше вкатывающим, за один день экипажи преодолели около 650 километров от Омска до Новосибирска. Самыми важными стали 70 километров спецучастка, собственно, где и приходилось разгонять технику и бороться за секунды. Для первого дня была выбрана полевая дорога, через некоторые деревни Омской области. На красивые, быстрые машины собрались посмотреть, кажется, всей деревней от пятилетних детей, до бабушек без определенного возраста. Такого там не было никогда.
Но 70 километров капля в море по сравнению со всей дистанцией первого и относительно простого дня. Дальше экипажи двигались по трассе Омск — Новосибирск. Реакция на разукрашенные машины у простых водителей была неоднозначной: кто-то приветственно сигналил, а те, кто посмелее, пытались обогнать гоночную технику. Спортсменам нарушать правила ПДД нельзя, поэтому практически любой мог потешить свое самолюбие, обогнав гоночные «КАМАЗ» или «МАЗ». Для экипажей прессы было настоящим сокровищем, если на дороге встречался гоночный грузовик, на который можно посмотреть в почти боевой атмосфере. А так — сплошная рутина: заправки и спасение от палящего солнца вместе с гонщиками в кафе АЗС за хот-догом.
Бивуак
Самым фактурным местом первого дня стал бивуак — финиш гоночных экипажей в Новосибирске. На небольшом пространстве расположился сервисный центр, в котором обитали гоночная техника и траки, которые их сопровождали. Это, конечно, совершенно особенное место похожее на благотворительный ночлег автолюбителя. Но расположение его в Новосибирске делает сервисный центр очень цивилизованным местом: ни тебе палаток со спальниками, ни песка в одежде и зубах. В общем, отель пять звезд для участников ралли.
Первым делом экипажи отправляли машины на мойку и диагностику. По последней составляющей «Шелковый путь» заметно шагнул вперед. Фишкой бивуака и гордостью организаторов стал диагностический центр G-Energy, в котором проводилось исследование масла. По одной капле определяли состояние авто. Уникальную цифровую аналитическую программу сравнивают с анализом крови: забор — проверка — диагноз. Выявление проблемы на ее ранней стадии позволило снизить риск серьезной поломки нескольким экипажам после первого дня. Самые частые явления, которые интересуют гонщика: параметры износа подшипников, уровень кремния, песка и уровень примесей в масле. Из-за неудовлетворительных тестов несколько экипажей провели бессонную ночь, зато спасли дорогущую технику от серьезной поломки. Если для гонщиков ночь — время отдыха, то для механиков, которые отдыхали во время дороги, ночью все только начинается. До утра у сервисменов гонка на скорость и одна цель — успеть подготовить машину к старту второго дня.
Массаж и комбинезоны на просушку
Гонщики же со спокойной душой могли отправится на отдых в личные автодома, а кто-то все-таки в палатки и спальники. Некоторые умудрялись спать в спальнике прям на улице. Сил хватало только на то, чтобы упасть там, где стоял. А вообще, сфера интересов оказалось достаточно широкой. Некоторые спортсмены расслаблялись с помощью массажа, кто-то пытался приготовить поесть на импровизированной кухне. Были и те, кто с удовольствием просто лежал на скамейке под отрытым ночным небом, просто из-за того, что не спалось. Наверное, разыгрались нервы.
В это время в машинах сопровождения стирались гоночные комбинезоны, у которых тоже своя гонка — успеть высохнуть до старта. Поэтому у всех экипажей форма сушилась за пределами трака прямо на улице.
Все наконец добрались до ресторана и душа, который соорудили в Экспоцентре рядом с бивуаком. Не исключено, что до Улан-Батора таких условий не будет, и придется мыться, где придется. Благо у многих в автодоме есть и душ, и туалет, и комфортные кровати.
Весь отдых и релакс дневных бойцов проходит под звуки разбора машин механиками. Первый день не подарил серьезных препятствий, но работы у ассистентов от этого меньше, кажется, не стало. Некоторым помогало в работе знание того, что в мини-холодильнике уже стынет банка пива, а кто-то просто был уверен, что смена комплектующих не займет много времени. В ночи «ковырялись» в авто все команды в надежде добыть нужные для результата секунды и сделать машину еще более надежной. А главным запахом над всем сервисным центром стал запах топлива и усталой радости.
Некоторые участники соревнований не заморачивались и заходили в ресторан прям в тапках после душа. А были и те, кто до еды просто не добрался, потому что валился от усталости. И все это происходит в одном месте, где каждый занят своим делом и заражен одной идеей — гонкой. Работы над машинами велись до 4-5 утра, но к этому времени они уже превратились в единичные случаи.
Плавный старт удался. Дальше будет жестче, и от этого еще интереснее. Еще больше спецучастков и больше испытаний на дистанции.