Так уж вышло, что у ГУМа два дня рождения. Первый ГУМ открылся в Минске еще до войны — 28 мая 1934 года. Он занял помещение бывшего Польского банка, который находился на месте нынешней «Лакомки». После войны здание ГУМа построили с нуля. Архитекторы Роман Гегарт и Лев Мелеги умело вписали свое детище в ансамбль главного проспекта Минска. И сегодня ГУМ — единственный магазин, который является памятником архитектуры XX века.

— ГУМ открылся 5 ноября 1951 года, правда, в тот день — не для всех, а лишь для руководства страны и города. А для всех — на следующий день. На открытии очередь растянулась до Немиги, пришлось даже конную полицию вызвать, чтобы сохранить порядок.
К слову, ЦУМ в Минске открылся тоже 5 ноября, только 1964 года. В то время такие события старались приурочить к очередной годовщине Октябрьской революции, — поясняет мой собеседник, экс-директор ГУМа Николай Карачун.

Если ГУМ — это легендарный бренд Минска, то Николай Николаевич — легенда самого ГУМа. За всю историю магазина в кресле директора поменялось 14 человек. Николай Карачун руководил ГУМом дольше всех — он поступил на должность директора в 1995 году и ушел с нее в 2018-м.

— Сразу скажу: ушел я сам, слишком напряженная работа подкосила здоровье, и хотя мне предлагали поработать еще, чтобы красивая дата получилась — четверть века в должности директора, — я все же не стал менять свое решение, — говорит он.

Совсем прощаться с любимой работой Николай Николаевич не стал — согласился поменять кабинет директора ОАО «ГУМ» на кабинет помощника руководителя.

— Меня как-то спрашивали: «Что для вас ГУМ?» Этот год у меня юбилейный — 50 лет в профессии. Из них почти половина прошла в ГУМе. Вот и получается, что ГУМ для меня — половина моей трудовой жизни. И, кстати, я ровесник ГУМа.

— Какие времена в вашей работе были самыми напряженными?

— Времена дефицита в конце 80 — начале 90-х, когда все распределяли по талонам. Кто постарше, тот помнит «визитную карточку покупателя», по которой можно было купить промтовары. А на продукты были свои талоны. Кстати, вы сейчас беседуете с изобретателем сахарного талона. Я тогда работал в управлении торговли и предложил ввести талоны на сахар по аналогии с талонами на бензин, которые в советское время были в ходу в разных организациях. Чтобы защититься от подделок и злоупотреблений, талоны на сахар печатали в Бобруйской типографии, которая была филиалом Ленинградского монетного двора. Использовали специальные штрихи, талоны для каждого района Минска имели свою серию с номерами, хотя подделки потом все равно появились. Забавно, но когда мы собрали данные по городу, сколько надо талонов, оказалось, что больше 2 миллионов. Каждый ЖЭС, составляя списки, накинул 20 — 30 человек на всякий случай, про запас, и население Минска резко выросло.

— Когда вы стали директором ГУМа, талонов уже не было?

— Нет, они, к счастью, ушли в прошлое. Но тоже были нелегкие времена. После распада СССР пришлось полностью перестраивать всю работу торговли, налаживать новые партнерские контакты на новых, рыночных условиях. А в выборе ассортимента и поставщиков мы не были свободны — ГУМ ведь создавался для продажи товаров отечественного производства. Доводился план: не менее 80% белорусских товаров. И мы эти цифры выдерживали.

Сегодня мы сохранили традицию и продолжаем сами работать с поставщиками, у нас их более 1200. И у нас по-прежнему хорошо продается отечественный товар. Белорусы по привычке критикуют наших производителей, а зря — в Беларуси научились шить качественную одежду, производить хорошую обувь, косметику, товары повседневного спроса. Цены при этом умеренные, к тому же есть система скидок и бесплатная доставка. Честно говоря, мы разбаловали покупателя скидками, но таковы новые реалии. Покупатель сегодня идет туда, где есть качественный и разнообразный товар по лояльной цене и культура обслуживания. ГУМ в этом плане на высоте, так было всегда.

Сегодня мы хотим привлечь в ГУМ молодежь. Знаю по своей внучке — молодые люди предпочитают сетевые магазины и в отношении ГУМа у них сложился некий стереотип. Что ж, будем ломать стереотипы, потому что на сегодняшний день молодежный ассортимент в ГУМе по разнообразию, качеству и ценам ничуть не уступает сетевому масс-маркету.

— В ГУМе большой коллектив?

— 600 человек. Это в два раза меньше, чем 25 лет назад. Тогда практически не было самообслуживания, приходилось держать огромный штат продавцов. Сегодня все изменилось, появились антикражные устройства и стикеры, а продавцы выполняют по большей части роль консультантов.

— Последние три года вы работаете помощником директора, а директором в мае этого года была назначена Ольга Романова. Наверняка вы иногда сравниваете свою и ее работу. В чем разница?

— Передо мной много лет стояла задача найти товар и наполнить полки, а у нынешнего директора стоит задача найти покупателя и разгрузить полки. Она с этой задачей отлично справляется, а я помогаю чем могу.

gum.by