В Поленове (Тульская область) нашествие улиток. Огромные, с кулак ростом. Они ползают по тропинкам, по стволам сосен, по низенькому каменному заборчику с красной крышей — фирменному знаку Поленовской усадьбы. Когда скрипач Миша репетировал под сосной, подошла девочка-слушательница и подарила Мише улитку. Сказала, что это улитка Марфа. Миша увез улитку домой.
Приехать в Поленово нужно. Обязательно этим летом и желательно — до конца июля.
Во-первых, ради спойлеров. Первого июня автору “Московского дворика” художнику Василию Поленову исполнилось 175 лет. По этому поводу осенью в Третьяковской галерее пройдет большая выставка, и масса работ из музея скоро отправится в Москву. Но пока ничего никуда не отправилось и пока полотна можно увидеть в аутентичных интерьерах.
Во-вторых, до конца июля в доме-музее будет проходить музыкальный фестиваль, сродни знаменитым “Дягилевским сезонам” Теодора Курентзиса. Лучшие музыканты приезжают в вотчину легендарного художника и дают бесплатный концерт. Под открытым небом — если позволяет погода. В зале — если не позволяет.
На причале Оки сидели мы с переводчицей Анькой и мыли в Оке белые ножки. «Матрос Сильвер», — гласила надпись на борту приближающегося парохода.
— Эй, тебе ноги не жалко? А ну, убирай. Чай, свои, а не казенные, — заглушая рев мотора, рявкнула женщина в душегрейке с «Матроса».
— Женщина, вы чего ругаетесь? Я вас впервые вижу, — огрызнулась в ответ Анька, но ноги убрала.
— Устала потому что. Попробуй, повози с утра, — примирительно крикнула женщина.
“Матрос Сильвер” пришвартовался. Среди разношерстной публики, сошедшей на берег, были грибники с ведрами (грибов в Поленове видимо-невидимо), музыканты из Тарусского оркестра с кофрами, экскурсанты, желающие взглянуть на дом Поленова и успеть назад. И пока молодой капитан в сплюснутой блином форменной фуражке настоятельно рекомендовал Аньке отправиться посмотреть Тарусу, оставалось только сравнивать и удивляться. Как будто не прошло пятидесяти лет и все здесь — точь-в-точь как в рассказе Паустовского “Спящий мальчик”: и женщина-матрос в ватнике, и растрепанный моторист с неизменным пучком пакли в руке. И даже угрюмая баба с мешком на плече, «где ходуном ходили и отвратительно визжали поросята» — тоже нашлась. Правда, ею в нашем случае стала модная тетенька с мини-пижкой подмышкой.
Рядом с Поленовом расположены еще три деревеньки, которые можно рассмотреть при желании. Одна из них называется Страхово. По легенде, здесь соратник Кудеяра, разбойник Улай (не путать с другом художницы Марины Абрамович) напрятал несметные сокровища, скопившиеся от разграбления судов, идущих по Оке. Гора Улайская и пещера существуют по сей день, а граждане с металлоискателями не оставляют попыток найти хоть что-нибудь от улайских сокровищ.
Кстати, с переводчицей Анькой во время путешествия по Поленову мы вели мастер-класс по комиксам, и одна местная жительница нарисовала комикс про пещеру Улая.
— В детстве меня часто пугали пещерой Улая, — вспомнила женщина. — Говорили: не ходи в лес, там страшно. А однажды я нашла эту пещеру. Оказалась обычная черная дыра и ничего особенного.
Автор сопроводила работу философским изречением: «Вот так и в жизни обещают тебе что-то хорошее, а оказывается — черная дыра».
Десять лет назад мне доводилось приезжать сюда в составе группы переводчиков. Предстояло переводить стихи прерафаэлитов: Данте Россети, Кристины Россетти. Заказчик переводов — Библиотека иностранной литературы — сочла, что переводчики должны трудиться именно в Поленовской усадьбе. Все здесь дышит прерафаэлитским духом, будто очутился в клипе Кайли Миноуг и Ника Кейва “Где растут дикие розы”. Знаменитый клип из девяностых, где в конце Кейн убивает свою возлюбленную, и она плывет в пруду, точь-в-точь как Офелия с шедевра Милле. Пышная яркая зелень леса, розы, прудик в прерафаэлитском стиле, цветущие кувшинки и много невест…
Да, да. Брачующихся не отпугивает довольно мрачноватый сюжет клипа и картины Милле. Фотографируются возле великолепных клумб с розами, на фоне фирменного каменного заборчика с рыжей крышей и, конечно, возле знаменитого Поленовского дома.
Большой дом — главное место силы. В 1892 году дом Поленова стал первым в России художественным музеем в деревне, где сами хозяева принимали посетителей и водили их по комнатам. В благодарность одна восхищенная, но неграмотная крестьянка даже совершила маленький подвиг. Вышила специально для жены Василия Дмитриевича полотенце с буковками: «кого сердечно люблю и много почитаю, тому я сие полотенце дарю». Сейчас этот экспонат украшает коллекцию Большого дома рядом с тарелочками “Времена года”, разрисованными Еленой Поленовой.
Экспонатов немного, но они трогательные. Портрет Поленова, собранный, как из мозаики, из местных камешков. Эскиз к работе «Три богатыря» (именно в Поленове художнику Васнецову пришла мысль написать самую «русскую» узнаваемую картину). Одна из первых картин Василия Дмитриевича — рыжий сеттер, на которой, как говорят специалисты, молодой художник отразил «все оттенки рыжего».
Помимо картин, предметы декоративно-прикладного искусства, которые собирала семья. Ложки, саночки, причудливые сосуды для кваса, коллекция смешных матрешек “Семь девок, один я”…
А еще здесь можно увидеть знаменитого сушеного крокодила над камином. В поленовские времена крокодил играл роль Деда Мороза. В доме устраивали елку для крестьянских детей. Под радостные вопли детворы крокодила спускали из-под потолка на веревочке.
— В детстве, когда я была здесь, то запомнила две вещи. Первая — классные байковые тапки, на которых можно было кататься по паркету, как на коньках. Вторая — конечно, крокодил, он показался мне просто огромным, — вспоминает местная жительница Елена Степанова. — А когда спустя двадцать лет я выросла и повела туда свою дочь, то увидела, что крокодил совсем маленький, тапки такими же и остались, а по стенам висят потрясающие картины.
Комикс про тапочки Елена тоже нарисовала.
Важно обратить внимание не только на картины, но и на само убранство комнат. Причудливо вырезанные скамеечки, столы, собранные из камня. Обязательно стоит заглянуть в окна, оформленные в виде рам: в каждом открывается новый потрясающий вид.
А еще в каждой комнате обязательно стоит букет. Присмотреться к нему стоит. Только поленовские мастерицы умеют соединить одуванчик с укропом и розой так, чтобы получилось произведение искусства.
Традиции делать букеты в Поленове более ста лет, это умение передается от сотрудника к сотруднику и вполне может считаться особым промыслом.
Определенно можно увидеть голых людей. Кроме нашествия улиток и брачующихся, здесь нашествие голых. Прямо возле усадьбы расположен бесплатный пляж, и часто граждане, возвращаясь с пляжа в купальниках и трусах, идут в таком виде через территорию музея, а иногда заглядывают и в сам музей. От голых людей на территории музея поставили специальный смешной плакат, информирующий наглядно, как должен выглядеть посетитель музея. Но помогает слабо.
Усадьба никогда не знала чужих рук и по сей день директор — правнучка художника, Наталья Федоровна Поленова. Потому-то и перестраивали усадьбу мало, а если и перестраивали, то не нарушая первозданный облик. Поэтому с полной на то ответственностью можно заявить: по этим дорожкам гуляли и Чехов, и Репин, и Левитан. В тридцатые годы 20 века в расположенной на территории усадьбы “баньке” жил великий русский композитор Сергей Прокофьев. В Поленове он написал музыку к балету “Ромео и Джульетта”, а в 1975 году под крышей “баньки” родился домовенок Кузька. Его придумали супруги Валентин Берестов и Татьяна Александрова.
При музее есть своя гостиница, но поселиться там могут только музыканты, художники и вип-гости музея. Гостиница для всех расположена в пяти километрах от усадьбы. Там же можно попробовать и обеды по поленовским рецептам, например с морковной котлетой и супом из кольраби (как известно, в последние годы художник стал вегетарианцем).
Небольшое кафе есть и в двух шагах от усадьбы. Меню на двух страничках с преобладанием блюд из курицы. Самое вкусное — компот из местных ягод, который обязательно стоит попробовать.
Лайфхак: хозяева ресторана предлагают за скидку при заказе забрать в Москву маленького серого котенка, гуляющего возле ресторана.
Усадьба наполнена не только визуальными красотами, но и музыкой. И не зря в каждой комнате Большого дома стоит фисгармония. Василий Дмитриевич Поленов был не только художником, но и талантливым музыкантом, правда, из лукавых соображений любил повторять: “Я – плохой художник и непризнанный композитор”.
В «поместьице» (так Поленов называл имение) уже не один десяток лет семья музыкантов: Елена Черемных и композитор Петр Поспелов организуют музыкальные «Балаганчики», в которых принимают участие жители окрестных сел.
Попасть на вечера стремятся многие, но сделать это непросто: концерт проводится в один из летних дней, когда именно — неизвестно, но любому гостю может повезти.
Кроме того, каждый год в усадьбе проходит фестиваль искусств “Век музыки в усадьбе Поленово”. Нынешний, четвертый по счету фестиваль, завершится в субботу, 27 июля. Поэтому посетители усадьбы смогут не только насладиться видами, но и бесплатно попасть на заключительный концерт “Звучащая коллекция Антонио Грамши”.
Билет в музей | 150 руб. |
Стоимость обеда | 600 руб. |
Парковка | 200 руб. |
Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Поленово нет. Однако добраться несложно.