Ижевск встретил нас ощутимым ветром, это было заметно уже при заходе самолета на посадку. Он снижался осторожно, как пешеход, идущий по скользкой дороге неуверенной походкой, и постоянно переваливался с одного крыла на другое.
Спустившись с трапа, некоторые пассажиры растерянно толпились, пока не поняли по поведению более опытных, что автобуса не будет и надо самостоятельно пройти метров сто до здания аэропорта.
Воздух был непривычно свеж, приложение в телефоне показывало -7, и снег под ногами приятно хрустел.
В советское время город был полузакрытым, так как большинство жителей трудилось на заводах военно-промышленного комплекса. Щит страны по прежнему продолжают ковать на предприятиях концерна «Калашников» и других заводах и фабриках.
Туристы в этих местах всегда были редкостью, но есть в городе для них несколько примечательных мест.
Около проходной «Ижсталь» стоит почти точная копия кремлевской Царь-пушки. Она на три сантиметра короче своей «старшей сестры». Еще есть памятник крокодилу во фраке с бабочкой, он сидит на скамейке, закинув ногу на ногу. Причем тут крокодил? Есть несколько версий. По одной, в местных реках когда-то водились крокодилы, и в газете 19 века есть опубликованное сообщение об этом. По другой, мастеровые оружейники ходили в зеленых долгополых кафтанах, за что в народе получили прозвище «крокодилы».
Рядом с музеем, посвященным самому известному ижевчанину Михаилу Калашникову, стоит восстановленный кафедральный собор Михаила Архангела. В начале 20 века это самое высокое сооружение в городе, звон его колоколов был слышен на много километров за пределами Ижевска. При советской власти храм разрушили, а восстановили на прежнем месте уже в двухтысячных. В его восстановлении активно участвовал и легендарный конструктор Михаил Тимофеевич Калашников.
Судьба же генеральского дома на набережной городского пруда сложилась иначе. В годы советской власти дом использовали как школу, госпиталь, общежитие, а потом долгое время как станцию скорой помощи. Сейчас в этом здании расположился музей истории города, который только формирует свою коллекцию.
Утром, позавтракав в гостинице, где в номерах еще остался дух советского времени, мы отправились в село Кигбаево Сарапульского района с населением чуть больше полутора тысяч человек. Там Ксения Глухова и Ирина Шихарева основали творческую лабораторию «Кигбаево в красках». Проект стал победителем республиканского конкурса «Культурная мозаика Удмуртии».
Самым заметным проектом, реализованным на деньги гранта, стали два граффити на стенах сельского культурного центра и одно — на здании школы. Сначала никто не верил в эффективность этих экспериментов, но территория вокруг дома культуры стала развиваться, и теперь является любимым местом отдыха жителей. Да и случайные путники останавливаются возле ярких рисунков, чтобы сделать селфи. Так обычный сельский дом культуры начинает превращаться в современную досуговую площадку.
Следующим пунктом путешествия по Удмуртии стал город Камбарка, рядом с которым в советское время существовал большой леспромхоз, где в 1970 году был открыт цех по росписи.
Начиналось все с мастера-художника Артемовой и нескольких ее учеников. Расписывали не только деревянные изделия, но и керамику, предметы мебели, фарфор. Особым спросом пользовались самовары. Так появился бренд Камбарского района — шольинская роспись. Отличительная особенность шольинской росписи — использование четырех красок и изображение ярких гроздей рябины и яблок.
К сожалению, в 2000-х после банкротства леспромхоза закрыли и сувенирный цех. Теперь благодаря проекту «Шольинская роспись» возрождается чуть было не утраченное ремесло. Авторам проекта удалось найти старых мастеров, которые передают знания и навыки молодежи.
Мастер по росписи Наталья Гафьятулина была серебряным медалистом ВДНХ в 1990 году и теперь с радостью делится своими знаниями на мастер-классах. На средства от гранта фонда Тимченко закупили необходимое на первое время оборудование для столярной мастерской, станки и краски для художников. Местные власти выделили помещение, где уже идет полным ходом ремонт.
Далее мне предстояла поездка на север республики, в деревню Адам Глазовского района. В этих краях обнаружено несколько средневековых городищ: Иднакар, Дондыкар, Эбгакар, Весьякар, поэтому тут возникла идея создать реконструкцию подобных средневековых поселений.
С 2015 года проект «Дондыдор» становился финалистом конкурса «Культурная мозаика», и сейчас представляет собой культурно-туристический парк площадью семьдесят гектаров. Тут можно окунуться в историю и представить, как жили древние удмурты в этих краях много веков назад. На территории есть также множество арт-объектов.
Парк стал очень популярен, теперь он — площадка для таких проектов как «Глазовская земля — земля Донды» и «Воршуды ДондыДора». Для справки: Воршуд — это покровитель рода, у каждого рода он свой. Сейчас насчитывается около 70 воршудов.
На фестиваль раз в два года съезжаются представители всех родов Удмуртии. В будущем планируется трансформация парка в спортивно-туристический комплекс. Вокруг «Дондыдора» появятся подъемники и лыжные трассы.
Удмуртская земля славится своими достижениями в области зимних видов спорта, недаром в Ижевске монумент «Дружба народов» горожане именуют — «лыжи Кулаковой». Но и сейчас, пройдя интерактивную экскурсию по территории парка, можно погрузиться в средневековый быт, поучаствовать в добычи «живого» огня и попробовать перепечи — местный специалитет.
На этом путешествие не заканчивается, далее мы отправляемся в деревню Большой Олып Кезского района. По пути на дороге вижу указатель в Бураново. Да-да, знаменитые «Бурановские бабушки» тоже из этих мест.
В деревне есть родники, вода из которых обладает целебными свойствами. А еще жители деревни решили возродить очень древний праздник Шулдыр шулан дыр. В день летнего солнцестояния полагалось прийти к роднику и свистеть. Считалось, что свист отгоняет злых духов, помогает от сглаза и порчи. Всем, кто хочет поучаствовать в празднике свиста, в Кезском доме ремесел предлагают посетить мастер-класс и самому изготовить свистульку из бересты. Потом отправиться свистеть на поляну около двух родников.
По легенде, здесь встретились юноша Аксак и девушка Тынгыли, они полюбили друг друга, и у них родился сын Олып. С каждым годом праздник привлекает все больше и больше участников, с этого года он приобрел межрегиональный статус.