Споры о том, какая водная артерия стала прообразом Угрюм-реки, описанной в одноименном романе Вячеслава Шишкова, идут давно. Однако большинство исследователей склоняются к версии, что литературная река списана с Витима, могучего притока красавицы-Лены. И тот, кто отправится по суровым водам с романом Шишкова, согласится: да, река Витим в Забайкальском крае, как две капли воды, похожа на ту самую. Книга изрядно наполнена конкретными событиями и деталями: географическими, историческими, геологическими и даже мистическими.
Вообще Витим — нелегкая для путешественника река. Суровая, как сибирский мужик. Но с неровным и заносчивым, как у дурной деревенской бабы, характером.
Во многом коварна эта водная артерия. Тихие плесы сменяются бурными порогами. Глубокие места — мелями. Ровные как зеркало глади вдруг щетинятся острыми, как ножи камнями. И зазевавшийся путешественник не раз может хлебнуть и лиха, и горя, и воды. Но река Витим в Забайкальском крае всегда манила искателей приключений.
Длина реки: 1837 км
Площадь бассейна: 225 000 кв.км
Расход воды: 1520 кубометров в секунду
Витим начинается со слияния двух крохотных речек в предгорьях Икатского хребта в Бурятии. И, проделав замысловатый путь в 1979 километров, вобрав в себя бесчисленное количество больших и малых притоков, вливается в могучую Лену.
Поток проходит по границе двух гигантских субъектов России — Забайкальского края и Бурятии. Является еще и водоразделом двух часовых поясов. Когда на одном берегу шесть часов, на другом еще пять. Старожилы рассказывали, что люди любили ездить в соседние села через реку встречать Новый год дважды. Или летом — в магазин за добавкой. Сейчас такое трудно представить. С соседними селами напряженка: на протяжении всего пути попадается менее десятка населенных пунктов.
Рассыпаны по берегам Витима и полудрагоценные камни. Словно песок под ногами — солнечный халцедон. Реже попадается бирюза. Совсем редко — яшма. Но настоящий король этих мест — нефрит. Толпы старателей бродят по кромке воды, низко склонив голову. Легче всего заметить драгоценный камень в реке. Бывалые поисковики говорят, что нефрит светится в воде так, словно у него внутри лампочка.
Русские люди пришли сюда в далеком 1640 году. Казак Максим Перфильев, славный не только отвагой, но и дипломатическим искусством, привел свой отряд с Лены с целью «проведывания новых землиц по вольному Витиму». Он проплыл огромное расстояние вверх по течению до слияния с Ципой. Благодаря его стараниям к России была присоединена огромная, богатая рыбой, лесом, пушниной, драгоценными камнями и металлами земля.
А главное — была открыта одна из многих кузниц, где выковывался истинный российский характер.
Вторым великим исследователем витимских просторов стал князь Петр Алексеевич Кропоткин. Вместе с казачьим отрядом он создал первые профессиональные карты и описания этих мест.
Удивительно, но с кропоткинских и даже перфильевских времен Витим в значительной части своей претерпел мало изменений. И туристы 21 века увидят те же самые нетронутые места, что и казаки из первых русских отрядов века 17-го…
Традиционно сплавы по Угрюм-реке начинаются от населенного пункта с царским названием Романовка. Село старое, знаковое для жизни Витима. Здесь издавна жили две особые касты профессионалов.
Первая — лоцманы, знающие характер реки, как старый муж — капризы супруги после совместно съеденного пуда соли. От их знаний фарватера зависела сохранность товаров, идущих вниз по реке. Да что вещи, жизни человеческие от них зависели! Сколько народу потонуло в местных порогах… Особенно в самом страшном — Парамском.
Не меньше зависели жизнь и промысел от второй касты — мастеров-плотников. Эти люди ладили лодки и карбасы. Суда из сосновых досок, собранные без единого гвоздя, идеально подходили для неспокойного и порожистого Витима.
Караваны карбасов и простых деревянных плотов ходили вниз по реке вплоть до 80-х годов двадцатого века. Возили на них зерно, сено, картошку, консервы, мороженое мясо, чай, иную мануфактуру. Даже стройматериалы и продукты для БАМа доставляли.
А вверх по реке пошли уже пароходы. Случилось это только в конце 19 века. Одним из первых был колесный Иоанн Кронштадтский. Но ходили они в строго ограниченных местах, не в силах победить бурные пороги.
«Большие капиталы», которые манили на витимские берега — прежде всего желтый металл. Настоящая золотая лихорадка началась в этих местах в первой половине 19 века.
В 1844 году на Ципе — притоке Витима — появились первые официальные прииски. А через двадцать лет на самом Витиме был основан город Бодайбо — столица «золотого края».
Классический маршрут для сплава по реке Витим начинается в бурятском селе Романовка и далее проходит по Забайкальскому краю. Есть три варианта.
Прежде всего — саму реку, удивительную по красоте и довольно разную по характеру. Тихие плесы сменяются у нее бурными порогами, самый бурный и знаменитый из которых — царь всех порогов — Парамский, в полноводный период похожий на бушующий океан. Раньше через него водили баржи катера с танковыми двигателями. Была даже династия лоцманов, работающих именно в Параме, — братьев Сухановых.
Парам очень сложен и опасен для прохождения, потому разумнее будет обнести снаряжение и надувную лодку по берегу.
Более спокойные, но не менее знаковые и красивые места Витима — скалы Церковь и Три брата. Первый утес возвышается на слиянии Витима и Юмурчена, группа вторых возвышается на изгибе реки, недалеко от поселка Усть-Каренга.
Еще одно прекрасное место — впадение в Витим его притока Ципы. Эта река лишь немного уступает Витиму по полноводности. Именно Ципа славится лучшим в бассейне Витима сортом нефрита — светлоокрашенным, что очень ценится в Китае. У места совпадения двух рек стоит природное чудо — величавый утес.
Гора Шаман — самая высока точка Витима, 2374 метра. Это не только знаковая высота Южно-Муйского хребта, но и природный барометр: чистая вершина горы — будет хорошая погода, появилась дымка — быть на следующий день дождю.
МОК — Многообещающая коса. Место, где камней больше, пожалуй, чем на всем Витиме. Она напоминает площадь великанов, вымощенную исполинскими булыжниками — всех форм и расцветок. Коса находится в устье Широкой речки, бегущей со склонов Шамана.
Здесь стоял когда-то поселок гидрогеологов, готовившихся к гигантской стройке — возведению гидроэлектростанции для нужд БАМа. Дело было решенное — в поселке была даже десятилетняя школа. Сейчас все разрушилось и заросло. И надо изрядно постараться найти следы человека. А ведь прошло всего лет тридцать.
Куандинский (Чертов) мост. Рядом с железнодорожным мостом на пересечении БАМа с Витимом находится самая знаменитая автомобильная переправа. Временная конструкция из металлических труб и шпал. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Возведенный еще в 1985 году временный мост для обслуживания строительства основного так и остался стоять. И работать.
Прогулка по мосту — любимое развлечение туристов, добравшихся до этой точки, и довольно будничная жизнь местных.
Ходить по нему действительно страшно. Вся конструкция трясется даже от шагов. Многие шпалы прогнили, через них видна галька и волны. Но находятся смельчаки, которые пересекают его на машине. Смотреть на это невозможно без ужаса неподготовленному человеку. Да и у подготовленного дух захватывает.
Бодайбо недаром называют столицей золотого края. Огромное количество драгоценного металла добыто в этом районе. Расцвет города и района пришелся на 70-80 годы прошлого века. Именно об этих местах пел Владимир Высоцкий в песнях «Про речку Вачу и попутчицу Валю» и «Бодайбо».
Посмотреть в городе стоит краеведческий музей, подробно рассказывающий об истории золотоискательства и Мамаканскую ГЭС — первую в мире, построенную в условиях вечной мерзлоты.
Предпочтительное время для сплава — лето и ранняя осень.
Летом Витим наиболее спокоен. А осенью — наиболее красив, как и любая иная река, протекающая в обрамлении осенних желто-багряных пейзажей.
Прекрасна здешняя природа. Практически не тронутая человеком, живет она сама по себе. Вот как описывает ее Вячеслав Шишков:
«Лето дряхлело. После жаров вдруг дыхнуло холодом. Завыл густой, осенний ветер. С севера тащились сизые, в седых лохмах, тучи. Печаль охватила зеленый мир. Тучи ползут и ползут, льют холодным дождем, грозят снегом. Потом упрутся в край небес, остановятся над тайгой и с тоски, что не увидать им полдневных стран, плачут без конца, пока не изойдут слезами».
Вы обязательно сделаете кадр (и не один) скалы Церковь, которая стоит на впадении в Витим его притока Юмурчена. Скала с православным крестом на вершине — одна из наиболее часто снимаемых витимских достопримечательностей. Лучшие фото получаются на рассвете и закате.
Кроме того, с вершины открывается живописнейший вид на соединение Витима и Юмурчена. Единственное, будьте готовы, что путь вверх и особенно вниз очень неудобный: глыбы измучены резкими сменами погоды, а потому ненадежны. Посему лучше взять с собой с десяток метров крепкой веревки и совершать восхождение вдвоем.
Отличные фото получаются с утеса на впадении Ципы в Витим. Однако утес крутоват, и нужно не забывать об осторожности, забираясь на него. Зато шикарная панорама будет наградой отважному фотографу.
Виды Парамского порога стоит снять со скалы Иоанн Кронштадтский. А ее саму — запустив дрон повыше, так в кадр попадет все величие одной из красивейших рек страны.
Чертов мост словно специально создан для селфи, которые щекочут нервы. На самом деле он не так опасен, как кажется. Однако стоит ли в этом признаваться тем, кто будет охать и ахать, просматривая ваши фото.
Железнодорожный билет от пересечения Витима с БАМом до Таксимо | До 500 руб. |
Железнодорожный билет от Таксимо до Читы | От 3000 руб. до 7000 руб. |
Авиабилет от Бодайбо До Читы | До 17 000 руб. |
Цены в Забайкальском крае указаны на 2024 год.