Первый в истории и один из самых известных на свете маяков — Фаросский, одно из семи чудес света. К сожалению, до нас дошел только фундамент этого колоссального сооружения у берегов египетского города Александрия. До наших дней не сохранился и ни один из древних крымских маяков, но античные корабелы настолько удачно умели выбирать места для их постройки, что стоило разрушиться одному маяку, как на его месте тут же отстраивался новый. Современный ялтинский маяк является одним из символов города. Он находится на самом конце мола, отделяющего залив от акватории порта.
Адрес: Республика Крым, Ялта
Координаты: 44.491436, 34.169000
Режим работы: круглосуточно, вход посторонним воспрещен
Первая сторожевая башня с сигнальными огнями появилась в этих местах еще в античные времена. Она много раз перестраивалась и имела не очень большую высоту — около 7 метров. Но крымские города росли, корабли сюда стали захаживать чаще, поэтому сигнальную вышку постепенно перестроили в настоящий маяк, который просуществовал тут много веков, но постепенно был разрушен. И лишь в 19 веке великий русский адмирал Лазарев выдвинул идею постройки нового маяка у берегов Ялты.
Но тогда дальше разговоров не пошло, лишь после того, как в заливе от столкновения в темноте или в тумане пострадало несколько судов, строительство все-таки началось. Первый маяк не слишком отличался от античной сигнальной вышки, а света его хватало всего лишь на 8 морских миль (около 20 км). Кроме того, копоть от горящих светильников постоянно оседала на зеркалах, из-за чего их приходилось протирать каждые 3-4 часа. И лишь в 1889 году под руководством архитектора Бертье-Делагарда был построен тот самый маяк, который так часто появляется на открытках с видами Ялты.
Впрочем, и ему досталось за полтора века существования: во время оккупации Крыма фашистами маяк был довольно сильно поврежден. Зато сразу после войны его переоборудовали и оснастили современной по тем временам аппаратурой.
Сегодня корабли снабжены системой спутниковой навигации, но все равно нуждаются в береговых сигналах, так что ялтинский маяк по-прежнему исправно исполняет свои обязанности.
Внутри маяка смотреть особо нечего: утомительная винтовая лестница, комната с вращающимися зеркалами и узкий балкончик по периметру башни — вот и все достопримечательности. Обзор с этого балкончика не такой уж большой, например, с открытой для посещения крыши гостиницы «Ялта-интурист» он намного лучше, что уж говорить о смотровых площадках горы Ай-Петри, что загораживает Ялту от северных ветров.
Зато каждый желающий может полюбоваться маяком со стороны. Если повезет, можно арендовать лодку, чтобы подойти к маяку с моря, но и с берега вид на него отличный — с центральной набережной Ялты.
Маяк красив в любую погоду и в любое время года. Весной он кажется случайным мазком белой краски на фоне густой морской синевы. Очень красив ялтинский маяк летними вечерами, когда море сливается по цвету с небом, а золотистые солнечные лучи отражаются в маячных зеркалах, подобно фонарям. Осенью начинают дуть первые ветры, море волнуется, разбиваясь волнами о маячный мол и разлетаясь брызгами. Зимой приходит пора штормов. Огромные свинцовые волны врезаются в волнорез, порой захлестывая маяк до самого верха. Зрелище величественное и пугающее одновременно.
Даже, если вам удастся подойти к ялтинскому маяку вплотную, фотографии с близкого расстояния вряд ли будут удачными. Куда лучше снимать его издалека, когда в кадр попадает не только сама сигнальная башня, но и мол, на которой она стоит, и море. А сделать это можно прямо с центральной набережной Ялты — оттуда маяк прекрасно виден. Неплохая панорама открывается с канатной дороги «Ялта-Горка».
Если же вы хотите сфотографировать маяк во всех подробностях, то лучше, конечно, подойти к нему на лодке, либо снимать с помощью телеобъектива.
Прокатиться на канатной дороге, с которой открывается замечательный вид на порт и маяк, можно за 400 рублей, а стоимость морской экскурсии (с борта катера рассмотреть маяк можно лучше всего) зависит от ее длительности и комфортабельности судна. Тут цена может колебаться от 700 до нескольких тысяч рублей.