Умиротворяющий стук колес, необъятная родина за окном и остановки в лучших местах страны. Вам предстоит путешествие в полноценном отеле на колесах. Днем можно будет осматривать достопримечательности, а по ночам ехать к новым удивительным открытиям. Есть путешествия только на выходные, на неделю и поездки одного дня.
Лучший способ увидеть страну, узнать ее или открыть для себя заново — это проехать по ней на поезде. И сейчас сделать это можно с настоящим комфортом. Рассказываем о туристических поездах РЖД 2022 года — выбирайте ваше самое яркое путешествие этого лета!
Маршрут
Когда курсирует
Отправление — еженедельно по пятницам с 1 июля по 9 сентября.
Что увидим
Что нужно знать
На участке Слюдянка-1 – Байкал нет электричества, поэтому поезд пойдет на паровозной тяге. Прямо как сотню лет назад, когда в этих местах только начинали прокладывать Транссибирскую магистраль.
Маршрут
Когда курсирует
Отправление — с 5 марта еженедельно по пятницам, далее — 30 апреля, 7 мая и с 13 мая снова еженедельно по пятницам.
Что увидим
Это направление обязательно нужно посетить всем увлеченным российской историей и поклонникам самобытных русских городов. Судите сами: Псков и Великий Новгород до сих пор спорят, кто же был прародителем демократии. В обоих городах есть Вечевая площадь, где политики прошлого решали насущные вопросы. Ярославль с его уютной застройкой центра (включена в наследие ЮНЕСКО), в котором можно гулять и гулять. А еще белоснежный Кремль — музей-заповедник, в котором открывают тайну «Слова о полка Игореве», повествуют о древних князьях и традициях русской трапезы.
По многочисленным просьбам туристов летом этот маршрут будет расширен. За изменениями можно следить на сайте РЖД в разделе «Путешествуй с РЖД».
Что нужно знать
Одна из остановок в круизе — город Рыбинск в Ярославской области. Старый купеческий город, который обходили вниманием путешественники, предпочитая крупный Ярославль. К счастью, это направление заметили и включили в маршрут. Увидите самое крупное в Европе водохранилище, монументальную каланчу в стиле модерн и грандиозный Спасо-Преображенский собор, который вмещает до 3000 человек.
Маршрут
Когда курсирует
Отправление — по субботам с 30 апреля по 24 сентября
Что увидим
Последние несколько лет наши туристы заново открывают Кавказ. Только вместо классики — Кисловодска, Минвод и Пятигорска — путешествуют по Дагестану, осматривают Чечню. Этот круиз закроет для вас сразу несколько направлений. Кроме вышеупомянутых республик готовьтесь проехать через Адыгею и Кабардино-Балкарию. Неделя вдоль побережья огромного Каспия, мимо горных водопадов и кристально-чистых озер.
Что нужно знать
Все спланировано так, чтобы ехать ночью, а день посвящать прогулкам и экскурсиям: мечеть «Сердце Чечни», Сулакский каньон, Нихалойские водопады, древний Дербент. Путешественник может купить билет на поезд с включенной экскурсионной программой или без нее и действовать самостоятельно. Если что, при желании у проводника можно будет по дороге докупить заинтересовавшую экскурсию.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ НА КАВКАЗ:
повторить маршрут аристократов, подняться на Эльбрус и искупаться в Каспии
Маршрут
Когда курсирует
Ближайшие даты туров — 10 июня и 8 июля.
Что увидим
Вас ждут красоты суровой сибирской природы, гастрономические изыски и приятное тепло термальных источников. За время поездки туристы увидят достопримечательности тысячелетней Казани, побывают в музее Григория Распутина, что в селе Покровское под Тюменью, а затем восстановят силы на термальном СПА-курорте. В Тобольске погуляют по территории единственного в Сибири каменного Кремля и посетят дом семьи императора Николая II. А в Перми путешественников ждет экскурсия по городу с последующей поездкой на полуостров Варначч — к первому на Урале музею деревянного зодчества под открытым небом.
Что нужно знать
Поезд станет для путешественников настоящим «отелем на колесах». Удобное расписание позволит днем бывать на экскурсиях, а вечерами и ночью отдыхать в комфортабельных вагонах класса «люкс» или купе, оборудованных кондиционерами и розетками для зарядки гаджетов. В составе поезда есть вагон-ресторан.
Маршрут
Когда курсирует
30 апреля, 7 и 20 мая, 3 июня, 12 и 26 августа, 4 ноября
Что увидим
Побываете в одном из самых пестрых городов Поволжья. В Йошкар-оле за последние годы построили «Европу в миниатюре». Осмотрите художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск». Крепость, окруженная притоками большой Волги, которую основали во времена Ивана Грозного.
Что нужно знать
Удобное время отправления. Поезд отходит по субботам в 16:20 с Казанского вокзала в Москве. Обратно вернетесь утром понедельника. Путешествие идеально для тех, кто пока не может позволить себе полноценный отпуск, но истосковался по путешествиям.
Маршрут
Когда курсирует
30 апреля и 8 мая
Что увидим
Ночью в пути, а днем смотрим достопримечательности городов-героев и воинской славы. Места, связанные с партизанским движением времен Великой Отечественной. Круиз выпадает аккурат на праздничную неделю перед 9 Мая.
Что нужно знать
Очень хороший вариант для путешествия с детьми. Можно купить просто билеты на поезд, а можно оформить пакетный тур, в который будут включены еще и входные билеты в музеи, экскурсионное обслуживание и питание. Поездка будет очень познавательной.
Маршрут
Когда курсирует
Ежедневно, кроме вторника, с 30 апреля по 6 ноября
Что увидим
Круиз по самым примечательным курортам российского юга. Во время поездки можно купить автобусную экскурсию по Абхазии на один или два дня с ночевкой. В дороге открываются виды на горные пики Кавказского хребта. А у их подножия — берег моря и цветущие поля. В пути следования предусмотрены остановки в популярных курортных местах: Лазаревское, Лоо, Дагомыс, Сочи, Адлер, Имеретинский курорт, Веселое, Цандрыпш.
Что нужно знать
Поездка на необычном поезде. Интерьеры вагонов оформлены в стилистике 70-80-х годов прошлого века. В составе поезда есть плацкартные и купейные вагоны, а также вагоны СВ и с местами для сидения.
Маршрут
Когда курсирует
Из Москвы на Байкал — 18 июня, 8 и 22 июля, с Байкала в Москву — 26 июня, 16 и 30 июля.
Что увидим
Новое путешествие сейчас в разработке. В города на маршруте поезд будет приезжать утром, чтобы было время на прогулки и экскурсии. А по вечерам туристы возвращаются по вагонам и совершают переезд. Остановки будут не только в крупных городах. Например, на живописной Кругобайкальской железной дороге, куда кстати, можно приобрести отдельный тур, разрешают выйти в наиболее живописных локациях для фотосессии. По прибытии на конечную станцию «Порт Байкал» можно пересесть на быстроходный теплоход и добраться на остров Ольхон.
Что нужно знать
Поскольку маршрут длинный, следовать поездом в обе стороны необязательно — можно воспользоваться самолетом до или из Иркутска.
Маршрут
Когда курсирует
Круглогодичный регулярный ежедневный ретропоезд.
Что увидим
Еще один безусловный хит. Последний регулярный пассажирский поезд на паровозной тяге курсировал в конце 70-х годов XX века. В компании подумали, что хоть это и непрактично с точки зрения современных технологий, но очень красиво. Тем более если все будет происходить в столь живописном антураже Северной Европы.
Что нужно знать
Этот маршрут предлагал еще проложить главный архитектор Исаакиевского Собора француз Огюст Монферран. В Рускеале он отыскал нужный мрамор. Но ж/д путей тогда в Российской империи не строили. Спустя 200 лет его идею воплотили в жизнь. Внутреннее убранство поезда оформлено в стилистике кареты, на которой Монферран добирался в Рускеалу.
Маршрут
Когда курсирует
Круглогодичный регулярный пригородный ретропоезд выходного дня. Отправляется по субботам.
Что увидим
Путь проходит по историко-заповедной зоне Октябрьской железной дороги. На пути две сотни архитектурных сооружений, многие из которых взяты под охрану — потому что очень красивы.
Что нужно знать
На станции «Куженкино» открыт музей с уникальным комплексом построек начала XX века: зданием вокзала, водонапорной башней, керосиновым погребом, демонстрационным стрелочным переводом, гидроколонкой для заправки паровоза. Будет бесплатная экскурсия по музейному комплексу «Старинная станция Куженкино».
Маршрут
Когда курсирует
Круглогодичный пригородный ретропоезд выходного дня.
Что увидим
Уникальная для Черноземья ретролиния. Осмотрите капитально отремонтированный вокзал на станции «Графская», реконструированные в ретростиле станционные здания в Бору и Рамони. Будут и три промежуточные остановки, которые стилизованы под строение рубежа XIX и XX веков. На станции «Графская» — экспозиция «Зал ожидания XIX века», а в «Рамони» — «Быт начальника станции XIX века». Увидите реальный пассажирский двухосный вагон начала века, тщательно отреставрированный мастерами Воронежского вагоноремонтного завода. А еще вас ждет экскурсия в Дворцовый комплекс Ольденбургских, включая посещение некоторых закрытых для широкой публики помещений.
Что нужно знать
Атмосфера прошлого не только на остановках. Каждое купе «Графского поезда» уникально и посвящено историческим личностям XIX века, которые сделали существенный вклад в строительство железной дороги и развитие Воронежской губернии. Проводники работают в специально сшитой по старинным лекалам форме и с удовольствием фотографируются с туристами. Дополнительно обустроено фотокупе.
Маршрут
Когда курсирует
Круглогодичный туристический маршрут выходного дня.
Что увидим
Для всех, кто оказался в путешествии на Урале и живет в уральской столице. Проект охватывает места пребывания членов царской семьи в последние годы их жизни. Один из вагонов поезда оформлен в стиле начала XX века. В вагоне портреты династии Романовых, а пассажиры могут воспользоваться бесплатным аудиогидом и узнать больше об императорской семье. В фотозоне на борту ждут костюмы позапрошлого века.
Что нужно знать
В программе тура посещение музея памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в Алапаевске», памятник Великой Княгине Елисавете Федоровне Романовой (уникальная женщина, прославленная в лике святых), посещение Свято-Троицкого собора, где погребены представители императорской семьи, визит в мужской монастырь Во Имя Новомученников и Исповедников Российских и шахты Межной.
Маршрут
Когда курсирует
Ежедневно
Что увидим
Увлекательное и познавательное путешествие, в ходе которого можно узнать много новых интересных фактов из истории строительства и развития Транссибирской магистрали, а также из истории пребывания российского императора Николая II и его семьи на станции Любинская.
Что нужно знать
В программе тура прогулка по местным достопримечательностям, посещение музеев, часовни, построенной в честь императора Николая II и его семьи, мастер-класс по созданию своими руками игрушки-оберега, дегустация сибирского чая.
Маршрут
Что увидим
Подарите себе и детям новогоднюю сказку. Поездка в праздничную столицу России, в гости к волшебнику Деду Морозу. В его вотчине проложена «Тропа сказок», работает обсерватория с волшебным телескопом. Есть библиотека, кабинет Дедушки, где группу встретит тот самый персонаж.
Что нужно знать
Это путешествие не только для детей. На третий день круиза поезд останавливается в Костроме (для тех, кто едет из Москвы) и в Вологде (для тех, кто из Санкт-Петербурга). Вас ждет обзорная экскурсия по городу с многовековой историей и прекрасно сохранившейся архитектурой XVIII-XIX веков, прогулка по Свято-Троицкому Ипатьевскому монастырю и посещение Костромской слободы — старейшего музея России под открытым небом.
Маршрут
Что увидим
Один из хитов в линейке круизов. Потому что ехать в Карелию самостоятельно — спорное решение. С одной стороны, регион воспет довольными путешественниками, особенно по поводу красивейшей природы. Но есть мнения, что пока в Карелии нечего делать дольше двух дней, да и то, сидеть в гостинице наскучит. Тем и хорошо активное железнодорожное путешествие, в котором невозможно заскучать. Посмотрите столицу республики — Петрозаводск — и старинные города: Сортавалу, Выборг. В зимний маршрут добавлен визит в гости к карельскому Деду Морозу, вотчина которого на станции Чална-Онежская.
Что нужно знать
Во время ж/д круизов маршруты пролегают по самым живописным уголкам России. Нельзя не отметить, что компания понимает, что современному туристу мало запечатлеть все в памяти, хочется сделать побольше кадров на смартфон или фотоаппарат. Поэтому во время путешествий делают остановки специально для фото. Например, в этом круизе можно будет сделать кадр на станции Хелюля: тут современный локомотив заменят на паровоз.
Маршрут
Когда курсирует
26 июля в 7:55 с Ярославского вокзала Москвы. В пути — семь дней и шесть ночей.
Что увидим
Русским Севером в историографии принято называть северную часть европейской территории России. Другие его названия — Поморье и Заволчье. Условно сюда включают регионы от юга Белого моря до Волги. Несмотря на лето, вас встретят в резиденции Деда Мороза, вы сможете побывать на бывшем мраморном каньоне, погулять по уютному карельскому городку Сортавала и по парку Монрепо на берегу Выборгского залива.
Что нужно знать
На «Поморский вояж» можно приобрести исключительно билеты на поезд. Тогда вы предоставлены сами себе. Приехали в новую локацию — и гуляете. Главное — вовремя вернуться к отправлению поезда. А можно заранее оплатить все экскурсии или покупать «поштучно».
На многих направлениях круизов, которые предполагают многодневное путешествие, поставили новейшие купейные вагоны.
В них есть:
В состав обязательно включают вагон-ресторан, а меню адаптируют под стилистику поездки. Например, есть едете по Байкалу, извольте попробовать блюда с местным колоритом – бурятский плов, байкальскую уху из сига, омуль, запеченный в фольге с кедровыми орешками, и другие деликатесы.
Для поклонников путешествия с комфортом на некоторых маршрутах есть вагоны СВ и «Люкс». В последних для каждого номера отведена собственная туалетная комната.
Как отправиться в железнодорожный круиз
Оформить проездные документы можно на сайте РЖД и с помощью официального мобильного приложения «РЖД Пассажирам», а также в кассах. При покупке билетов онлайн необходимо задать на странице поиска маршрут круиза.
В Тренде
Спецпроекты
АО ИД «Комсомольская правда». 127015, Москва, Новодмитровская ул., дом 5А, стр. 8.
Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: russia@kp.ru
Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг, администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.
Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.
О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный.
В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям.
О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.
Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.
Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.
МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.
В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.
Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.
В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.
От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.
В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.
Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников.
Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.
Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…
Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).
Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!
Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань.
Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани.
Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника.
Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.
Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).
Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.
Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.
Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома.
Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…
Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.
Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.
О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.
Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек.
Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.
Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).
Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума
От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км. На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем.
Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи.
Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.
Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.
Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.
В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.
Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.
Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.
Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.
Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.
— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.
К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).
От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.
Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.
Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы.
Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.
В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.
Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.
Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.
Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».
В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.
Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.
В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.
Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».
А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.
На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.
Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».
Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.
Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.
От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева) и Волгу (справа).
Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».