Ее называют ключевой транспортной артерией российского юга. Трасса М-4 «Дон» тянется от Москвы до Новороссийска в Краснодарском крае. Она также входит в часть европейского маршрута Е115 (от Ярославля до Новороссийска). В 2010 году государство отдало большую часть М-4 в доверительное управление «Автодору». Проще говоря, компания начала обслуживать дорогу, а заодно взимать плату за проезд.
Часть современной М-4 в принципе была первой в стране «платкой». Проезд по отрезку в Липецкой области длиной в 20 км был платным с 1999 года. Сейчас «коммерческие» участки уже превысили 1100 км.
Общая протяженность трассы от МКАД до Новороссийска 1542 км. Она тянется через Подмосковье, Тульскую, Липецкую и Воронежскую области. Через Ростов-на-Дону и Адыгею дорога идет в Краснодарский край и финиширует в Новороссийске. А там уже рукой подать до Крымского моста — примерно 140 км.
На протяжении трассы число полос варьируется от двух до восьми. Состояние полотна на платных отрезках — идеальное. Поэтому на ряде участков максимальная скорость составляет 110 км/час.
Платным на сегодня является больше половины участков — 1105 км. По мере модернизации и строительства новых участков число «коммерческих» отрезков растет. В перспективе трасса вся (ну или почти вся, будет платной). Сегодня на М-4 15 платных участков.
Участок | Регион |
21-93 км | Московская область, МКАД — с. Ситне-Щелканово |
93-211 км | Московская область, с. Ситне-Щелканово — д. Быковка |
211 — 266 км | Московская и Тульская области, д. Быковка — п. Волово |
266 — 322 км | Тульская область, п. Волово — Ефремов |
322 — 401 км | Тульская и Липецкая области, Ефремов — с. Большие Извалы |
401 — 464 км | Липецкая область, с. Большие Извалы — с. Конь-Колодезь |
492 — 517 км | Воронежская область. с. Новоживотинное — п. Отрадное |
517 — 544 км | Воронежская область, п. Отрадное — с. Рогачевка |
544 — 589 км | Воронежская область, с. Рогачевка — с. Средний Икорец |
589 — 633 км | Воронежская область, с. Средний Икорец — с. Шестаково |
633 — 741 км | Воронежская область, с. Шестаково — Богучар |
741 — 893 км | Воронежская и Ростовская области, Богучар — с. Алексеево-Лозовское |
893 — 933 км | Ростовская область, слобода Дячкино — Каменск-Шахтинский |
1024 — 1091 км | Ростовская область, обход Аксая |
1091 — 1119 км | Ростовская область и Краснодарский край, Ростов-на-Дону — х. Цукерова Балка |
1119 — 1195 км | Краснодарский край, х. Цукерова Балка — с. Павловская |
1195 — 1319 км | Краснодарский край, с. Павловская — Краснодар |
На цену влияет категория транспортного средства, которая едет по М-4, а также день недели. В настоящий момент наличие транспондера (электронное устройство для бесконтактной оплаты проезда на платных участках трасс) не дает скидку на проезд. Сейчас программа лояльности устроена по принципу кешбэка: владельцы транспондера получают баллы за оплаченные километры или за каждый проезд через пункт оплаты. Баллы можно обменять на скидку для будущих поездок по платным дорогам (не только на М-4 «Дон»).
I категория
Машины и иной транспорт (в т.ч. мотоциклы) высотой до 2 метров с 2 осями (колесными парами)
Пункт взимания платы/Участок трассы | Дни недели: ПН — ЧТ/ПТ — ВС |
71 км/21 — 93 км | 250 руб./330 руб. |
133 км/93 — 211 км | 350 руб./430 руб. |
228 км/211 — 266 км | 220 руб./270 руб. |
322 км/266 — 322 км | 220 руб./270 руб. |
339 км/322 — 401 км | 310 руб./350 руб. |
416 или 460 км/401 — 464 км | 200 руб./300 руб. |
515 км/492 — 517 км | 120 руб./130 руб. |
545 км/517 — 544 км | 120 руб./140 руб. |
545 км/544 — 589 км | 150 руб./200 руб. |
620 км/589 — 633 км | 150 руб./200 руб. |
636 км/633 — 741 км | 500 руб./550 руб. |
803 км/741 — 893 км | 480 руб./520 руб. |
911 км/893 — 933 км | 150 руб./200 руб. |
1046 км/1024 — 1091 км | 330 руб./380 руб. |
1093 км/1091 — 1119 км | 120 руб./120 руб. |
1184 км/1119 — 1195 км | 250 руб./300 руб. |
1223 км/1195 — 1319 км | 330 руб./420 руб. |
Итого | 4250 руб./5110 руб. |
II категория
Машины и иной транспорт высотой от 2 до 2,6 метров с 2 осями (в эту категорию часто попадают автодома и компактные грузовики)
Пункт взимания платы/Участок трассы | Дни недели: ПН — ВС | |
71 км/21 — 93 км | 360 руб. | |
133 км/93 — 211 км | 460 руб. | |
228 км/211 — 266 км | 300 руб. | |
322 км/266 — 322 км | 300 руб. | |
339 км/322 — 401 км | 390 руб. | |
416 или 460 км/401 — 464 км | 320 руб. | |
515 км/492 — 517 км | 160 руб. | |
545 км/517 — 544 км | 160 руб. | |
545 км/544 — 589 км | 220 руб. | |
620 км/589 — 633 км | 220 руб. | |
636 км/633 — 741 км | 600 руб. | |
803 км/741 — 893 км | 650 руб. | |
911 км/893 — 933 км | 250 руб. | |
1046 км/1024 — 1091 км | 450 руб. | |
1093 км/1091 — 1119 км | 150 руб. | |
1184 км/1119 — 1195 км | 270 руб. | |
1223 км/1195 — 1319 км | 380 руб. | |
Итого | 5810 руб. |
III категория
Транспорт высотой более 2,6 метров с 2 осями (грузовики, автобусы)
Цена проезда участка варьируется от 180 до 800 руб. Общая стоимость проезда по всей трассе 7030 руб.
IV категория
Транспорт высотой более 2,6 метров с 3 осями (грузовики, автобусы)
Цена проезда участка варьируется от 310 до 1200 руб. Общая стоимость проезда по всей трассе 11 930 руб.
Вдоль всей трассы установлены автоматизированные комплексы фиксации нарушений. Особенно много сообщений относительно постов в Ростовской , Тульской и Воронежской областях. Но расположение их довольно «заурядно». То есть нет чрезмерно каверзных точек. Камера будет стоять в районе каждого очередного знака ограничения скорости. Например, там где разрешенные 110 км/час сменяются на 90 км/час, а 90 км/час — на 50 км/час.
Впрочем, современные навигаторы (в том числе карты в смартфонах) и радар-детекторы с базами данных прилежно обновляют информацию о всех постах наблюдения. Поэтому включайте оповещение и «ни гвоздя, ни жезла».
Кстати, немало водителей «попадаются», когда проезжают по участкам с временным ограничением скорости. Как правило, это те места, где идут ремонтные работы. Там же и поджидают камеры.
А вот постов ДПС на М-4 «Дон» осталось довольно мало. Наиболее примечательные (ибо на них можно отыскать больше всего жалоб в соцсетях) — это Аютинский (Ростовская область) и Кущевский (Краснодарский край) посты. Сетуют на долгие и частые проверки со стороны инспекторов.
И еще ко вниманию всех должников — официальных, тех, в отношении кого возбуждено исполнительное производство. Проще говоря, взыскание долгов в судебном порядке. На М-4 «Дон» иногда выходят отряды судебных приставов со специальными комплексами, которые вычленяют в потоке авто, зарегистрированные на должников.
С учетом того, что автодорога довольно скоростная, а полотно ровное — на современных авто расход топлива будет невысоким. Вполне реально добиться расхода 8 литров на 100 км пути. Разумеется, в формуле много переменных. Взять хотя бы кондиционер, загрузку багажника и объем двигателя.
Чтобы проехать всю трассу от Москвы до Новороссийска придется заправиться как минимум три раза (если объем бака 50 л).
При подготовке материала мы насчитали порядка 200 АЗС вдоль трассы М-4 «Дон». Так что с поисками заправки проблем возникнуть не должно.
Средние цены на заправках на трассе М-4 «Дон»:
Изучили множество материалов на профильных форумах и в социальных группах. Вот о каких нюансах чаще всего упоминают автомобилисты, ездившие по М-4 «Дон».
Если растянуть поездку на три-четыре дня, то можно посетить десяток интересных мест вдоль трассы М-4 «Дон». Исторические усадьбы, минеральные источники, музеи и водопады встретятся на вашем пути.
Московская область
Тульская область
Липецкая область
Воронежская область
Ростовская область
Краснодарский край
Основной массив гостевых домов, отелей и гостиниц расположен в радиусе 50-100 км от крупных городов. Выбор большой, особенно по мере продвижения на юг. В летнее время, каникулы и сезон отпусков лучше бронировать место для ночлега заранее — трасса загружена туристами.