Год от года авиакомпании ужесточают правила провоза багажа. На то две причины. Первая — адаптация к новым тенденциям. Вот два простых примера из сферы авиаперевозок, которые случились на нашем веку. До начала «нулевых» на многих рейсах можно было курить прямо в пассажирском кресле. С 2007 года нельзя проносить на борт жидкости объемом свыше 100 мл.
Вторая причина трансформации правил провоза багажа — экономическая. Перевозчики оптимизируют услугу таким образом, чтобы она приносила как можно больше прибыли. Заметили, как плотно стали стоять пассажирские ряды в салоне самолетов? Места для ног все меньше. А калибраторы под ручную кладь едва ли не с каждым годом теряют объемы.
Собрали короткий гид по основным правилам и нормам провоз багажа в самолете в 2024 году.
Любые жидкости и даже тару (емкость) объемом свыше 100 мл, запрещено проносить в зону вылета. Неважно, что у вас там: вода, сок, виски, варенье или крем для рук. Также есть ограничение по общему объему на одного пассажира: не более 1 литра. То есть это, например, 10 тюбиков крема (бутылочек воды и т. д.) по 100 мл.
Если вы везете, например, бутылку воды объемом 0,5 литра, но в ней только 100 мл воды, ее все равно нельзя пронести.
Однако на приобретенную продукцию (в том числе и алкоголь) в зоне вылета и непосредственно на борту самолета правило 100 мл не действует. То есть вы можете купить бутылку спиртного 500 мл, 750 мл, 1 литр — и взять ее на борт. Она должна быть не раскрыта и упакована (вместе с чеком) в фирменный пакет из магазина.
При этом воду, а также вино, шампанское, пиво, газировку, сок и прочие жидкости, которые вы купили в «стерильной» зоне аэропорта, можно взять на борт без ограничений. Главное, чтобы их объем соответствовал критериям ручной клади авиакомпании.
С крепкими напитками — водка, джин, текила, самбука, ром и все остальное, где содержание алкоголя выше 24%, — есть другое ограничение. Общий объем не должен превышать 5 литров на пассажира. Все напитки должны быть в заводской упаковке. При этом алкоголь с содержанием спирта свыше 70% провозить запрещено. Если крепость напитков ниже 24% — количество перевозимого алкоголя не ограничено, но не должно превышать норму разрешенного багажа.
На жидкие лекарства распространяется правило 100 мл. То есть не больше 10 флаконов по 100 мл на человека. А если вам жизненно необходимо принимать препарат, но его продают только в больших бутылках? Тогда придется показать в зоне досмотра назначение от врача. В этом случае на борт пустят.
Лекарственные аэрозоли можно брать в ручную кладь, при этом вес каждого не должен превышать 0,5 кг или 0,5 литра, а общий объем не может быть больше 2 литров или 2 кг. Кроме того, важно убедиться, что на флаконе есть закрывающий колпачок. Авиакомпании рекомендуют перевозить любые лекарства в заводской упаковке и всегда брать с собой рецепт, если вы принимаете препарат по назначению врача.
Объем лекарств в аптечке, сдаваемой в багаж или в ручной клади, должен соответствовать периоду пребывания на отдыхе. По провозу таблеток, леденцов, ампул, ограничений нет для внутренних рейсов. На международных — там, где есть таможенный досмотр и зеленый/красный коридоры, — не более пяти упаковок одинакового лекарства на пассажира. Если больше, нужно задекларировать свой груз. Но его все еще можно везти в ручной клади.
И не забывайте, что на борту самолета есть аптечка, где собраны необходимые лекарственные препараты для оказания первой помощи.
Если ребенок летит в отдельном кресле и на него покупали билет, то на пассажира полагается отдельное место на полке для ручной клади. Хотя формально нести «детскую» сумку может родитель. Если же младенец полетит на руках у родителей, то нормативы ручной клади на него зависят от конкретной авиакомпании. Часто это сумки габаритами 40×30×20 см и весом до 5 кг. Но есть и «щедрые» перевозчики, которые разрешают 10 кг.
Что до колясок, то их перевозка также регулируется правилами авиакомпании. Но есть и общие моменты. Коляску можно провезти бесплатно для пассажира возрастом до двух лет. Обязательное требование: коляска должна складываться. Габариты значения не имеют, если сдаете ее в багаж. Но размер имеет значение, если хотите взять коляску в ручную кладь — в этом случае надо уточнять возможность провоза и габариты на сайте перевозчика.
Здесь есть свои нюансы. Многие авиакомпании лояльны и разрешают приезжать на коляске прямо ко входу на борт. Причем даже если ребенку больше двух лет (у некоторых вплоть до 12 лет). А затем бортпроводники складывают ее и убирают до момента посадки. Другие перевозчики против такой ручной клади и просят сдавать коляску в багажный отсек. Кроме того, возможность подачи коляски к трапу отсутствует в аэропортах некоторых городов, как правило, их список указан на сайте перевозчика на странице с информацией для пассажиров с детьми.
Провоз коляски без ребенка — это багаж. На борт взять коляску в этом случае нельзя.
С люльками и автокреслами ситуация еще более запутанная. Зачастую ребенка до 1 года (у некоторых авиакомпаний — до 2 лет) можно пронести на борт в люльке и оставить в ней. Некоторые авиакомпании держат на борту свои «авиалюльки». Они удобно фиксируются около пассажирского кресла. Автокресла ставить на пассажирские кресла и везти в них ребенка можно только в том случае, если они сертифицированы для перелетов. Сложность в том, как доказать это? Если этикетки об этом на устройстве нет, то придется везти с собой документацию на товар. В остальных случаях кресло убирается в ручную кладь или сдается в багаж. У отдельных перевозчиков прописаны габариты люлек, которые можно взять на борт.
Лыжи, сноуборды, клюшки, велосипеды, самокаты и прочий спортинвентарь разрешены к провозу только в багажном отсеке. Причем нередко за это придется заплатить. Правда, тарифы скромнее, нежели для рядовых чемоданов. В ручную кладь можно максимум взять шлем или ботинки. Даже ракетки для бадминтона или тенниса зачастую просят сдавать в багажный отсек.
Строго запрещены к провозу легковоспламеняющиеся вещества: все виды топлива (газ, бензин и их фракции, производные), растворители, зажигалки (можно одну на пассажира в ручной клади), спички. Нельзя брать в самолет — даже в багажный отсек — взрывчатые материалы. К ним относятся также петарды и фейерверки. Самолетом нельзя перевезти химикаты (хлор, ртуть, азотная, соляная и серная кислоты и др.), удобрения, огнетушители, радиоактивные материалы, ядовитые и отравляющие вещества.
Если вы точно убеждены, что у вас будет перевес, лучше заранее онлайн купить отдельное место в багаже для сумки. Это будет дешевле, чем оплата в аэропорту на стойке регистрации.
Доплата за перевес багажа у каждого перевозчика тарифицируется по-своему. Вот самые распространенные варианты:
При этом авиакомпания вправе отказаться перевозить сверхнормативный багаж. Зачастую, вещи и сумки тяжелее 32 кг (не в сумме, а каждая по отдельности) — не примут. Если вы точно знаете, что ваш багаж будет тяжелее 32 кг, лучше заранее связаться с перевозчиком.
1 место — в сумме трех измерений (длина + высота + ширина) должно составлять не более 203 см. 1 место = 1 сумка/коробка. Объединение багажа — на усмотрение перевозчика.
Перевозчик | Нормы багажа |
«Аэрофлот» | 1 место не более 23 кг |
S7 | 1 место не более 23 кг |
«Уральские авиалинии» | 1 место не более 23 кг |
«Азимут» | 1 место не более 23 кг |
«Россия» | 1 место не более 23 кг |
«Победа» | На выбор три тарифа: 1 место не более 10/20/32 кг |
«Ютэйр» (Utair) | 1 место не более 20 кг |
«Нордавиа» (летают под брендом Smartavia) | На выбор два тарифа: 1 место не более 10 или 23 кг |
Все нормы указаны на 2024 год для самого минимального тарифа авиакомпании с багажом (зачастую это «Эконом»). Обращаем внимание, что часть перевозчиков сейчас вводит более «гибкую» систему тарифов в рамках одного класса. Т.е. может быть сразу несколько видов «Эконом»: одни включают багаж, другие — нет. В таблице указаны те правила, которые предполагают багаж.