Нынешние цены на отдых в 2024 году не обсуждает только ленивый (ну или тот, кому отпуск в ближайшее время не светит, но мы сейчас не о грустном). Хочешь на море, а еще и если с семьей, — готовься потратить все, что нажито и накоплено непосильным трудом.
Значительной статьей расходов оказывается покупка билетов. Их стоимость складывается из тарифа, таксы и сборов. В первую составляющую заложена плата за услуги авиакомпании: тариф зависит от класса (эконом или бизнес), маршрута перелета, сезона, уровня спроса, возможности возврата билета, наличия багажа и политики самого перевозчика. В таксу заложены расходы на перевозку, обслуживание самолета в аэропорту, аэронавигацию, доставку багажа на борт. К этому добавляются страховой, сервисный, топливный и другие возможные сборы, например, за полет над территорией другого государства. При этом цены билеты могут быстро меняться, и здесь важно «выловить» бюджетный вариант.
В этих непростых условиях мы решили помочь несчастным путешественникам не остаться без последнего рубля: рассказываем, как можно сэкономить на перелете к пляжам и курортам. Вот наши 12 проверенных лайфхаков.
Для этого лучше всего подходят сайты-агрегаторы, они же метапоисковики: МТС Travel, Туту.ру, Яндекс Путешествия, Ozon Travel. Сами они билеты не продают, а собирают предложения от сотен продавцов — авиакомпаний, агентских сайтов, билетных агентств.
Билеты на агрегаторах можно сортировать по цене, по времени в пути (а то ведь есть такие супердлинные стыковки, что в итоге дорога к морю займет больше, чем сам отпуск), по времени вылета или прилета (ну если вы не хотите гулять с детьми по ночному аэропорту).
Можно сразу задать поиск только по прямым рейсам либо рассматривать варианты с одной или двумя стыковками. Последний вариант особенно актуален, если летите за границу. Либо отфильтровать безбагажные тарифы. Хотя тут как раз лучше сравнить, что выгоднее: взять билет по безбагажному тарифу и доплатить за чемодан либо сразу купить более дорогой билет, возможно, другой авиакомпании, но с уже включенной поклажей. По авиакомпаниям, кстати, поисковики тоже умеют сортировать билеты. Это пригодится, если у вас есть карта лояльности какого-то перевозчика. Или, наоборот, однажды вас авиакомпания обидела, и вы ни за какие коврижки больше не подниметесь на борт ее самолета. В общем, чтобы сэкономить деньги, надо потратить время — это правило работает всегда.
Реально полезная штука — сравнение цен на самолеты, поезда и автобусы в один и тот же город. Она есть в мобильном приложении Туту.ру. Задаете, куда надо ехать — скажем, из Москвы в Казань — и видите цены и время в пути на всех видах транспорта. Понятно, что в Таиланд вы по железной дороге не отправитесь (хотя мало ли, будущее не за горами), но для российских курортов — очень разумный подход.
Как ни странно, стыковочные рейсы часто дешевле прямых, иногда на 30-50%. По логике должно быть наоборот: самолет тратит больше топлива, два раза взлетает и садится. Дело в том, что на прямых рейсах на дальние направления часто остаются пустые места. А когда маршрут состоит из двух коротких полетов, больше шансов найти желающих — для авиакомпании рисков меньше.
Но. Оцените, нужна ли вам такая экономия. Во-первых, какие-то деньги все равно потратите в аэропорту во время пересадки — перекусить, воды купить, а если стыковка ночью, то еще и на отель (или будете маяться в зале ожидания, тоже радость небольшая). Во-вторых, «украдете» время у отпуска. На сайтах-поисковиках можно задать параметр «время в пути» — обратите внимание на эту цифру: полет вместо 5 часов может для заграничного курорта растянуться на 10, 20 и даже 48 за счет очень длинных стыковок.
У коротких пересадок (меньше часа) свой подвох: можете не успеть сами (надо же еще пройти досмотр, а иногда и паспортный контроль), или не успеют перегрузить багаж. Проверьте, не надо ли на стыковке переезжать из одного аэропорта в другой, если летите через Москву, например, — в мегаполисах по несколько воздушных гаваней. Не один неопытный турист на этом попал.
Обычно сделать это можно в один, максимум в два клика на сайте авиакомпании. Иногда перевозчики рисуют иконки-символы рядом с ценами (чемодан, тарелка и т. д.). Но лучше все-таки не полениться и прочитать описание условий тарифа, кликнув на его название. Вопросы, на которые полезно найти ответ:
Билеты у онлайн-агентств часто дешевле, чем в самой авиакомпании, — вы это сразу увидите по результатам поиска в агрегаторах. Объяснение простое: авиакомпания дает посредникам комиссию. За счет нее агент может снизить стоимость билета — заработает меньше, но клиента привлечет.
Если разница в цене небольшая, рублей 200-300, лучше купить билет на сайте авиакомпании. Так надежнее: вдруг билет придется сдавать или менять дату полета — напрямую решить вопрос проще.
Встречаются в Сети и откровенные воришки, торгующие липовыми электронными билетами. Вот что должно насторожить:
Лето, конечно, не сезон для скидок на авиабилеты, но шанс все равно есть. Чтобы не пропустить распродажу, подпишитесь на рассылку новостей на сайтах перевозчиков. Узнать о скидках первым важно: на каждый рейс выделяют лишь несколько недорогих билетов. Кто успел, тот и купил. Подписаться на рассылку о спецпредложениях можно и на сайтах-агрегаторах. Иногда экономия доходит до 70% среднегодовой цены на маршруте.
На некоторых сайтах можно настроить отслеживание цен на билеты по нужному маршруту: если появится выгодный вариант, вам придет оповещение на электронную почту. Дело в том, что цены на билеты могут меняться каждые 15 минут: кто-то отказался от путешествия, у перевозчика началась акция, скакнул доллар… Невозможно сидеть у компьютера сутками и обновлять страницу поисковика.
Если есть возможность сдвинуть поездку хотя бы на день, обязательно проверьте цены на все подходящие для вас даты — они реально могут отличаться. Зависит это, во-первых, от расписания: далеко не все рейсы ежедневные, и когда вы ищете билеты строго на одну дату, запросто можете упустить удобные и выгодные варианты. Во-вторых, от спроса: на выходные он больше, а по вторникам, средам и четвергам обычно летать дешевле.
В большинстве случаев смысла нет: регулярные рейсы не особо дороже, зато комфортнее и пунктуальнее. Но бывает, что прямых регулярных рейсов на курорт просто нет. Чартер выгоден, если берете билеты в последний момент: регулярные рейсы дорожают ближе к дате вылета, а вот турфирмы вполне могут распродавать «горящие» места на рейсах. Идем на сайт Chartex.ru, торгующий чартерными билетами. Либо на порталы, где размещают свои предложения турфирмы: allcharter.ru, charters.ru.
По вторникам, если летим за границу. Все авиакомпании, входящие в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), тарифы свои устанавливают в евро. И для пересчета в рубли используют единый курс — а именно курс Центробанка, округленный до 50 копеек. Причем меняют его не каждый день, а лишь раз в неделю, в ночь на среду. Если рубль по отношению к евро за неделю просел — выгоднее взять билеты во вторник до полуночи. Если укрепился — наоборот, дождаться среды.
У сайтов-агрегаторов, которыми, как вы уже поняли, надо пользоваться активно, есть еще одна полезная штука: когда задаете условия, можно выбрать опцию «Искать аэропорты поблизости». Тогда в результатах сайт выдает перелеты не только, скажем, в Сочи, но и в Минеральные Воды. И они запросто могут оказаться дешевле. Ваше дело — определиться, готовы ли вы ради экономии ехать еще поездом или автобусом. А если отель еще не забронирован, вы можете и с местом отпуска определиться: раз в Минводы лететь дешевле, может, поменяем море на минералку на курортах Кавминвод?
Увы, факт: летать из России за границу дороже, чем путешествовать между странами Европы или Азии. Главная причина — мало к нам летает авиакомпаний-лоукостеров. До такой степени, что пассажирам бывает выгоднее доехать до ближайшего зарубежного аэропорта и улететь оттуда.
ПРОГРАММУ «ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ» СЛУШАЙТЕ НА
РАДИО «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»