Наследие

Санкт-Петербурга

Линкор государева флота возвращается в строй

Создатели уникального корабля-музея рассказали, как и для кого строилась реплика легендарного петровского корабля

Корабль-музей «Полтава» — реплика первого линейного корабля русского флота, который больше трех веков назад строил сам Петр Первый, — стал новой сенсацией Петербурга. Спущенная на воду в 2018-м, «Полтава» уже открыла палубу для экскурсий и успела дважды поучаствовать в Главном параде ВМФ. На возрождение легенды, а возведение началось по инициативе и при поддержке ПАО «Газпром», ушло шесть лет, в течение которых специалисты верфи по крупицам собирали информацию и воссоздавали старинные технологии.

В этом году копия парусного линейного корабля 4-го ранга «Полтава» приняла участие в Главном параде
российского Военно-морского флота в Санкт- Петербурге.

Каково в XXI веке работать на исторической верфи и ходить под парусом? Спросили у участников проекта.

Максим КОРШУНОВ, капитан корабля «Полтава»:

корабль полтава в санкт-петерубрге
Спуск корабля на воду, 2018 год.

— Я точно помню, как вместе с командой служил са­мую первую вахту на корабле после его спуска. Эти ощущения сложно передать словами: меня перепол­няла гордость за то, что нам удалось сделать своими руками и поучаствовать в таком эпохальном проекте. Но больше всего мне запомнился самый первый пере­ход «Полтавы» в центр Санкт-Петербурга для участия в Главном параде ко Дню ВМФ. Когда видишь на Не­ве корабль, в который ты вложил душу и сердце, то внутри становится очень тепло и приятно.

Работа на корабле строится в штатном режиме. Каждые сутки на «Полтаве» служит вахта, состоящая из двух человек. Этот режим службы отличается от режима на действующем корабле, где экипаж все время присутствует на борту.

В нашем случае двум людям нужно делать абсо­лютно все: подтягивать якорные концы, швартовые концы и так далее. Это и большая ответственность, и настоящая привилегия.

Елена СОЛОВЬЕВА, руководитель проектов Яхт-клуба Санкт-Петербурга:

корабль полтава в санкт-петерубрге
В процессе строительства было учтено множество нюансов.

— Сложность создания экспозиции была в том, что со­временный корабль «Полтава» должен быть максимально близок к своему историческому прототипу, причем не толь­ко внешне, но и внутри. Мы консультировались с лучшими историками, специализирующимися на Петровской эпохе, чтобы точно воссоздать все интерьеры и внутренние убран­ства корабля (не так уж много исторических документов и чертежей сохранилось с тех времен). Во что были одеты матросы, служившие на «Полтаве»? Как их внешний вид отличался от офицерского состава и самого Петра I? Как именно крепились артиллерийские принадлежности? Все это мы должны были восстановить с бережным и трепетным вниманием к самым мелким деталям.

Попадая на корабль, посетитель совершит путешествие во времени. У детей будет возможность все потрогать и пощупать, а взрослые почувствуют себя героями любимых приключенческих романов детства. Экспозиция сделана очень качественно и красиво, она будет интересна людям всех возрастов.

Андрей ГРОШИКОВ, генеральный директор верфи «Полтава»:

корабль полтава в санкт-петерубрге
Корабль на Английской набережной, 2020 год.

— В первую очередь мы построили «Полтаву» для будущих поколений. «Полтава» — это символ россий­ского Военно-морского флота. Как образы «Виктории» и адмирала Нельсона привычны и понятны для всех англичан, так и образы «Полтавы» и Петра I должны крепко войти в сознание молодого поколения как символ величия, мощи и традиций российского флота. Самое главное, чтобы дети ассоциировали парусный флот и морское дело не с «Пиратами Карибского моря», а с «Полтавой».

Наш музей — о том, как на этом корабле служили русские моряки, кто эти люди и чем они жили, о тяжелой и опасной службе, о победах и традициях. Музей «Полтава» в первую очередь должен вызывать эмоции. Мы хотим погрузить детей в атмосферу легендарного военного корабля XVIII века — иногда страшную и непривычную, но всегда захватывающую и будоражащую. Этого они точно не найдут в интер­нете!

Урбанистика

Невский стал светлее в полтора раза. Дело за Дворцовой

Как «зажигают» в историческом центре культурной столицы, «Комсомолке» рассказал директор «Ленсвета» Сергей МИТЕЛЕВ

Сергей МИТЕЛЕВ, директор «Ленсвета»
Сергей МИТЕЛЕВ, директор «Ленсвета»

«Уютно и в духе города»

Петербург и Газпром сотрудни­чают уже 14 лет: первым объектом в 2007 году была подсветка Смольного собора. С тех пор как Миллионную улицу и Боль­шой проспект Петроградской стороны перевели на светодио­ды — они в 1,5 — 2 раза ярче и в 0,5 — 2,5 раза экономичнее, — светодиодные светильники стали появляться и на других длинных исторических улицах.

В прошлом году, например, обнови­ли освещение Невского проспекта. Опоры менять не стали, они в начале 2000-х пришли на смену фонарям 60-х, которые поставили вместо утраченных газовых. А вот навершия — консоли и светильники — обновили: убрали третий верхний плафон, который светил в небо, выполняя лишь декоративную функцию. Новые светильники украсили сеткой, получилось уютно и в духе города.

Кстати, многие проекты модерни­зации освещения совпадают с реали­зацией проекта «Чистое небо»: исто­рический центр планируют очистить от проводов, а кабели протянуть под землей.

Было (слева) и стало (справа).

Было.

Стало.

Только цифры

65 объектов наружно­го освещения и худо­жественной подсветки уже подарено Петербургу, 5 будут сданы в ближайшее время. Это:

светильников и прожекторов (в том числе 2111 светодиодных в наружном освещении)
1
декоративных опор
1
кабеля
1 км

Игра света

За счет светодиодов Невский стал ярче. И это сильно заметно, когда попадаешь на Дворцовую площадь. Она — следующий перспективный объ­ект программы. Объект непростой. Концепция уже в работе, возможно, за основу возьмут подсветку площади Святого Петра в Риме: там на крышах размещены прожекторы, которые заливают всю площадь мягким све­том. Не исключено, что Дворцовую осветят по-новому уже в 2021 — 2022 годах.

фонари на невском проспекте

А пока внимание приковано к улицам, ведущим на видовые набе­режные Невы и к мостам. В процессе проект подсветки Троицкого моста: думаем, как соблюсти требования по освещенности проезжей части и одновременно сохранить красивей­шие фонари с матовыми плафонами. Следующий тренд — подсветка малых мостов, их в городе рек и каналов около 300. Это не столь большие затраты, зато какой эффект! Мож­но даже поставить часть мостов на единое управление и продумать для них сценарии.

В перспективе и новое освещение Конногвардейского бульвара. Объ­ект обещает быть сложным, ведь на его месте протекал Адмиралтейский канал, и под землей остались своды каменной трубы.

Новые технологии и исторические традиции

За счет программы удалось неко­торые улицы сделать пешеходными (например, 1-ю Советскую, частично — набережную канала Грибоедова) и даже восстановить… историческую справедливость. Речь о примыкаю­щих к Невскому улицах Рубинштейна, Марата, Пушкинской. Когда-то здесь были фонари высотой в 3,5 метра.

фонари на невском проспекте

По современным нормам нельзя было восстанавливать их в таком виде, пришлось разработать новые опоры высотой 10 — 11 метров, но в историческом стиле. Для этого использовали архивные фото и гравюры.

Есть ряд улиц, где воссоздать фонари просто невозможно из-за узких тротуаров. Такая ситуация наблюдается с четной стороной набережной канала Грибоедова (от Невского до Спаса на Крови), где все еще сохраняется сеть наружного освещения на тросах.

Но, пожалуй, самый сложный объ­ект — набережная реки Мойки. Хо­телось бы заменить металлические фонари на фасадах на стилизован­ные светильники, но проектирование длится уже два года: нет единого мнения по поводу их облика.

Факты

Кирилл ИВАНОВ, директор АНП «Объединение ДОРМОСТ»:

— В рамках проекта мы обновили мощение уже более 40 объектов. Первыми в 2008 — 2009 годах стали Каменноостровский проспект и сквер Андрея Петрова. Затем работали на проспектах Чернышев­ского, Литейном и Владимирском, где прошли ре­конструкция и замена ворот и ограждений, а также на канале Грибоедова.

В 2012 — 2013 годах были в работе Конюшенная и Преображенская площади. В 2014 — 2015-м — улицы Рубинштейна, Итальянская, Садовая, Пушкинская. Следом работы охватили Лиговский проспект, Малую Морскую улицу, участок Вознесенского проспекта, а также Московский и Загородный проспекты.

За последние три года мы благоустроили Боль­шую Морскую улицу, Кронверкскую набережную, пешеходную 1-ю Советскую улицу; замостили Суво­ровский и Лиговский проспекты, Миллионную улицу и тротуары Исаакиевского сквера.

Вечные ценности

Полы — из сандала, стены — из стекляруса

В Ораниенбауме реставрируют уникальный исторический памятник — Китайский дворец

Восстановление ценного дворца Европы, выполненного в стиле рококо, завершится к 2025 году. Уже готовы 10 интерьеров, на подходе еще два зала.

комната вкитайском дворце в петербурге

Сначала дворец именовался Голландским домиком. Но в 1774 году появилось название Китайский дворец,
поскольку интерьер нескольких залов был декорирован в духе эстетики Китая.

О том, как идет ре­ставрация, «Комсомолке» рассказала хранитель музея «Китайский дворец» Татьяна СЯСИНА.

— Каким был Китайский дворец на старте масштаб­ной реставрации, начатой одиннадцать лет назад?

— Дворец пребывал в плачевном состоянии. Страдавший от повышенной влажности и сырости, протечек кровли и действия грунтовых вод, он всегда требовал реставрацион­ного ухода. В послевоенные годы дворец пережил несколь­ко ремонтов, но решить главную проблему повсеместной сырости и плесени тогда так и не удалось.

— Все залы Китайского дворца неповторимы как по архитектуре, так и по интерьеру. Наверняка работы в каждом из них требуют особых условий. В каком зале реставрация была самой проблемной, а где — полегче?

— Работы в Стеклярусном кабинете можно назвать не просто сложными — они уникальны! Три года трудились реставраторы. Главная трудность заключалась в обилии материалов в отделке кабинета, для каждого требовалась своя методика. А наименее сложной была реставрация Большой Антикамеры — пристройки, сделанной в XIX веке.

реставрационные работы
ораниенбаум
дворцовый интерьер

И где же всю эту красоту можно увидеть? Отвечаем: уникальный исторический комплекс «Китайский дворец» расположен в юго-западной части дворцово- паркового ансамбля «Ораниенбаум» (город Ломоносов).

— Какие предметы декора и интерьера дворца уже удалось отреставрировать?

— Были отреставрированы 12 знаменитых плафонов вене­цианской живописи XVIII века, неповторимые живописные полотна и настенные панно, уникальные паркеты XVIII и XIX веков в 13 залах, 14 стеклярусных панно, более 130 пред­метов мебели (в том числе знаменитые смальтовые столы), более 250 предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры.
В Штофной опочивальне на свои исторические места воз­вратились декоративные панно работы Келераи Фрикке, демонтированные еще в 50-е годы XX века. На основании сохранившегося шелка XIX века и иконографического мате- риала удалось воссоздать тканевое убранство интерьера. А вот в Гардеробной благодаря научным и реставрационным изысканиям установили первоначальный цвет отделки стен.

— Не секрет, что современные технологии активно используются в реставрационных работах во всем мире. А при восстановлении Китайского дворца они применялись?

— Самый яркий пример — создание во дворце уникальной системы температурно-влажностного режима. Благодаря ей возможно поддерживать постоянную температуру и влажность круглый год.

интерьер комнаты во дворце
интерьер комнаты во дворце
реставрационные работы

Реставрация идет уже больше десяти лет и продлится еще пять.

— И жителям, и гостям Санкт-Петербурга, безуслов­но, интересно и важно знать, какие залы уже открыты для посещений, а в каких пока продолжаются работы?

— На сегодняшний день взору посетителей представле­ны 10 из 17 интерьеров дворца. Завершена реставрация Штукатурного покоя, подходят к концу работы в Малом Китайском кабинете. То, что уже сделано, является резуль­татом огромной работы целого творческого коллектива, со­стоящего из музейщиков, проектировщиков, архитекторов, реставраторов и сотрудников Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и культуры Санкт-Петербурга. Впереди сложнейшая реставрация по­ловины Екатерины II. Благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» здесь уже кипит работа. Сейчас идет монтаж настенного багета Малого Китайского кабинета, укрепле­ние и реставрация деревянных наборных панно Большого Китайского кабинета. В рамках последней очереди рестав­рации будут открыты Малый и Большой Китайские кабинеты, Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины, а также помещение Малой Антикамеры.

— Можно ли назвать реставрацию Китайского дворца беспрецедентной для России, для мира?

— Китайский дворец сегодня — это результат колоссально­го труда, это, без прикрас, гордость России. Созданный трудами европейских и русских художников, искусно во­плотивших идеи Екатерины II, он является единственным памятником в стиле рококо в нашей стране. А подлинность и сохранность уникального убранства делают его выдаю­щимся и для всего мира.

Сказано

Елена КАЛЬНИЦКАЯ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»
Елена КАЛЬНИЦКАЯ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»

Елена КАЛЬНИЦКАЯ, генеральный директор ГМЗ* «Петергоф»:

— Значимость Китай­ского дворца переоце­нить невозможно. Это памятник стиля рококо, подобных которому нет не только в России, но и в Европе. Это памят­ник аутентичный, не пострадавший в годы войны. Для меня Ора­ниенбаум — ансамбль, где бурно развивались… человеческие амбиции: Меншиков построил дворец лучше импера­торских, Петр III возвел крепость Петерштадт и Картинный дом, а Екатерина II настолько полюбила это место и этот стиль, что решила строить Собственную дачу здесь — великую, как она сама.

*ГМЗ — Государственный музей-заповедник.

Искусство

В Русском музее спасли «Святую Русь»

Сложнейшее полотно прошло через клей, прессы и руки трех высококласс­ных специалистов. Картина Михаила Нестерова «Святая Русь» 20 лет бы­ла невыездной из-за своего состояния: символическое для современной России произведение можно было увидеть лишь в залах Русского музея. Все изменилось весной 2019 года, когда знаковое и очень сложное полотно отправили на комплекс­ную реставрацию, которая была прове­дена при поддержке компании Газпром.

— В нашей практике это первый слу­чай, когда спонсор выделил деньги це­ленаправленно именно на реставрацию конкретного полотна, — рассказывает главный хранитель, заместитель ди­ректора Государственного Русского музея Ольга Бабина. — Средства, по сути, пошли на национальное достояние, которое будет доступно не только в на­шем музее, но и за его пределами. Это новый опыт взаимодействия с бизнесом и пример другим спонсорам.

Назвать «Святую Русь» самой сложной в коллекции музея с точки зрения состоя­ния нельзя: «у каждой картины, как и у каждого человека, свои болячки». Но в топ проблемных полотен она входит одно­значно. Причина в технике, в которой ее выполнил автор.

— Картина писалась долго и многократно переписывалась, слои наносились друг на друга порой без какой-либо межслойной обработки. И со временем толстый слой краски начал расслаиваться, — объясняет ведущий художник-реставратор от­дела реставрации масляной живопи­си Русского музея Наталья Романова. — Такая многослойная толстая живопись — мина замедленного действия: расслоение может возникнуть в любом месте в любой момент. А потому картина нуждалась в полной комплексной реставрации.

картина святая русь в русском музее

Вдохновение для создания картины художник Михаил Нестеров черпал во время поездки в Соловецкий монастырь в 1901 году.

«Святую Русь» сняли со стены, осторож­но вынули из рамы и на особых тележках переместили в зал по соседству прямо на подрамнике. После тщательного иссле­дования состояния полотна и укрепления самых поврежденных участков его пере­вернули. Поработав с обратной сторо­ной холста и кромками, его перевернули обратно с помощью специально соору­женного для проекта стола-планшета. На­чалось самое интересное — склеивание всех слоев краски между собой осетровым клеем. Затем целую неделю картину вы­держивали под прессами.

— При прессовании важен даже не столь­ко вес, сколько ровность, чтобы картина оказалась между двумя абсолютно гладки­ми поверхностями, — добавляет Романова.  — Мы использовали шлифованный кера­могранит, который прокладыва­ли фланелью и фильтровальной бумагой. За все время рестав­рации картину переворачивали, проклеивали и прессовали не­сколько раз. Также специалисты очистили живопись от загрязнений и пожелтевшего лака, который искажал цвет.

Заполнив картину крошечными заплат­ками, ее покрыли защитным лаком. Завер­шилось «разминирование» спустя полгода, 8 октября 2019-го. Ближайшие десятиле­тия столь масштабная реставрация полот­ну точно не понадобится. Первая поездка «Святой Руси» намечена в Кемерово, где организуют выставку одной картины.

Справка «КП»

Замысел карти­ны «Святая Русь» пришел Михаилу Нестерову в конце 1890-х годов. Работа над полотном размерами 2,33 на 3,75 метра длилась шесть лет, за это время ав­тор не раз менял компо­зицию и переписывал це­лые фрагменты. Впервые «Святая Русь» предстала перед публикой в 1907 го­ду в Петербурге и сразу же попала в Музей Импе­раторской Академии ху­дожеств, а в 1909-м кар­тина завоевала золотую медаль на Международ­ной выставке в Мюнхене. С 1921-го работа хранится в Русском музее.

Реставрация

Залечивая шрамы, оставленные войной

В Екатерининском дворце уже восстановили уникальный Лионский зал и готовят к открытию личные покои императрицы

— Мы до сих пор залечива­ем раны, нанесенные войной: разрушенный Царскосельский дворцово-парковый ансамбль на­чали восстанавливать гораздо позже, чем другие пригородные жемчужины, — начинает свой рас­сказ директор государствен­ного музея-заповедника «Цар­ское Село» Ольга Таратынова. — В последние годы этот процесс удалось ускорить благодаря под­держке меценатов. А в нынешний непростой период их помощь по­истине бесценна. Поддержка ПАО «Газпром» помогла совершить Царскому Селу настоящий рестав­рационный прорыв: под свое кры­ло компания взяла восстановле­ние уникального Лионского зала, церкви Воскресения Христова и Зубовского флигеля. В результате спустя 74 года после окончания Великой Отечественной в экспози­цию вернули всю парадную анфи­ладу Екатерининского дворца. И на этом работы не заканчиваются.

Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова создали по проекту Растрелли и освятили в 1756 году в присутствии Елизаветы Петровны. Храм поражал роскошным убранством: лазурные сте­ны, золоченая резьба иконостаса, десятки фи­гур ангелов, три монументальных живописных плафона и 144 иконы. Здесь венчали членов Императорской семьи и крестили Николая I и Николая II. В Великую Отечественную войну храм был разграблен и разрушен, но устоял. Уже в 1950-х церковь приобрела экспозици­онный вид.

Ставку в первой за полтора века реставрации уникального храма сделали на максимальное сохранение подлинной отделки. На все работы 350 специалистам — позолотчикам, лепщикам, резчикам, живописцам — потребовалось четыре года. Более двух с половиной лет потратили только на реставрацию 100 квадратных метров живописи центрального плафона.

интерьер церкви воскресения христова в царском селе до реставрации
Архивное фото храма после войны...
интерьер церкви воскресения христова в царском селе после реставрации
...и после реставрации.

— Сотня позолотчиков возвращала роскошь и блеск фигурам ангелов и цветочным гирляндам, — подчеркивает директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. — При Елизавете Петровне стены украшала де­ревянная золоченая резьба, но после пожара 1820 года ее частично заменили орнаментом и скульптурой из папье-маше. При работе с папье-маше реставраторы находили внутри спрятанные записки с именами мастериц XIX века. Так до наших дней дошли имена Акулины Никифоровой и Параскевы Максимовой.

Отдельного внимания потребовали стены цвета берлинской лазури: краска была нанесена на ткань «золотой бутон», до наших дней дошло только 60 процентов холста.

— Когда мы приступаем к реставрации какого- то объекта, словно звезды сходятся особым образом: к нам возвращаются вещи, мы даже находим «клады», — признается заместитель директора по научной работе Ираида Ботт.

— Во время реставрации в алтарной части обнаружили аккуратно сложенные детали зо­лоченого декора — 182 фрагмента! Из 54 фраг­ментов собрали одну створку Царских врат. Из 114 икон, некогда наполнявших храм, со­хранились лишь четыре. Чтобы восстановить иконостас, написали более 40 икон. В апреле 2019-го церковь открылась, одним из первых ее посетил Владимир Путин. Но иконописцы продолжают трудиться: в этом году они при­ступили к написанию еще 65 икон, которые расположат на стенах.

Лионский зал

Лионский зал — один из лучших интерьеров архитектора Чарльза Камерона, созданный в 1781 — 1783 годах и по роскоши не усту­пающий Янтарной комнате. Входил в число личных апартаментов Екатерины II. Название получил благодаря отделке стен золотым шелком, изготовленным в Лионе. Стены и мебель были украшены лазуритом (на это ушло полторы тонны камня), а в декоре дверей и паркета использовали 12 сортов дерева и перламутр. В годы Великой Отечественной войны предметы интерьера эвакуировали вглубь страны, а вот декоративная отделка была уничтожена, пар­кет вывезен в Берлин (возвратился в Царское Село в 1947 году).

Лионский зал в екатерининском дворце до реставрации
Стена личных апартаментов Екатерины II в 1947 году.
Лионский зал в екатерининском дворце
Лионский зал после реставрации.

Первый шаг к возрождению Лионского зала сделали в 2005 году. Специалисты ориентировались на 25 предметов мебели, украшенной лазуритом и шелком цвета «золотой бутон», живописные полотна, а также описи, документы и фотографии.

— Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заме­няли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной, золотистый шелк сменил малиновый с цветочными гирляндами. В 1866 году стены вновь обили желтым шелком, теперь это была ткань «золотой бутон». Именно в таком виде Лионский зал в 1878 году запечатлел на акварели Луиджи Премацци. В Екатеринин­ском дворце нет другого такого интерьера, который после суще­ственных изменений и переделок стал одной из самых необычных петербургских гостиных второй половины XIX века, — объясняет Ираида Ботт. — Мы решили восстановить Лионский зал именно таким, каким он был в те годы. Соглашение о восстановлении Лионского зала между Царским Селом и меценатами подписали весной 2018 года. Выделенные средства были направлены на восстановление живописного плафона, лазуритовых панелей, басонных изделий и аграмантов, раскрой, пошив, монтаж обивки стен и оконных драпи­ровок, реставрацию кресел. Любопытна история с изготовлением 320 метров шелка для портьер, обивки стен и мебели. В Лионе отыскали архивы ткацкой мануфактуры Prelle, которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. Именно ей до­верили ткать «золотой бутон» при финансовой поддержке партнера ПАО «Газпром» — энергетической компании ENGIE. А вот с лазуритом и живописью работали отечественные специалисты. 5 июня 2019 года Лионский зал был открыт. Но работы будут продолжаться до конца 2020 года: зал в ожидании лазуритовых оконных порталов, мраморных каминов и паркета.

Зубовский флигель

Это личные апартаменты Екатерины II — включают восемь интерьеров, созданных Камероном и Кваренги: Синий (Табакер­ка), Зеркальный и Серебряный кабинеты, Опочивальня, Купольный и Китайский за­лы, Туалетная и Рафаэлевская комнаты. Залы были отделаны цветным стеклом и фаянсом, золоченой бронзой и серебром, живописью и китайскими лаками. Убранство флигеля было полностью утрачено в войну.

Синий кабинет в царском селе
Синий кабинет (Табакерка). Эдуард Гау. Акварель. 1860-е годы.
реставрационные работы
Процесс реставрации Синего кабинета, 2020 год.

Реставрация Зубовского флигеля стартовала осенью 2019 года.

— Воссоздание этих комнат — задача неве­роятной сложности: по крупицам собираем все, что может помочь, — поясняет Ираида Ботт. — В нашем собрании хранятся истори­ческие акварели, коллекция автохромов, фотографии довоенного времени, элементы отделки комнат. Сохранились и вещи Ека­терины II, после возрождения интерьеров они вернутся на свои исторические места. Работа кипит уже в пяти интерьерах, на остальные три интерьера разрабатывают документацию.

Китайский зал в екатерининском дворце
Китайский зал. Цветной автохром. Андрей Зеест. 1917.
реставрационные работы
Восстановление Китайского зала и других интерьеров флигеля планируют закончить к 2024 году.

— Увы, старинные технологии утрачены, — добавляет заместитель директора по реставрации Наталья Кудрявцева. — Пришлось пойти по пути эксперимента и сначала отрабатывать методы воссоздания декора в мастерской. В ближайшее время возобновим прерванные пандемией перего­воры с Китаем по подбору аналогов панно для Китайского зала. Найдено производство керамического декора для интерьера Зер­кального зала и производитель «сложного» стекла для Опочивальни и Табакерки. Все восемь интерьеров планируют восстановить к 2024 году.

Тексты: Анна ПОСЛЯНОВА («КП»-Санкт-Петербург»), Александр АБРАМОВ,
Галина ЛЕСУНОВА.

Фото: Олег ЗОЛОТО («КП»-Санкт-Петербург»).

Дизайн и верстка: Мария ЗАРБАЛИЕВА.

День 2.

на природу

Следуя выражению «В здоровом теле здоровый дух», новый день нашего путешествия посвятим активному отдыху. В Красноярске возможностей для этого предостаточно.

Уникальность Красноярска в том, что даже не выезжая за его пределы можно в полной мере оценить потрясающую красоту сибирской природы. Визитной карточкой города уже давно стал национальный парк «Красноярские Столбы». Причудливые скалы (а их тут под две сотни), в очертаниях которых угадывается то человеческая фигура, то животное, то мифическое существо, почти все имеют свои имена — Перья, Львиные ворота, Дед, Бабка и Внучка, Слоник, Воробушек, Ермак, Дикарь… Чтобы лучше ориентироваться, скачайте приложение «Красноярский хайкинг».

Экскурсию можно начать с канатной дороги в фанпарке «Бобровый лог». Подъем займет не более 10 минут и наверху нужно будет пройти еще 5 минут — и вы окажетесь на смотровой площадке, где каменные исполины предстанут во всей красе. Кстати, в национальном парке можно и нужно залезать на скалы (только осторожно), чтобы любоваться закатами и бесконечными лесами. Удобная обувь и ветровка придутся очень кстати.

После Красноярских Столбов отправляемся покорять самую длинную лестницу в стране. Этот статус официально закреплен сегодня в Книге рекордов России за лестницей на Торгашинский хребет в Красноярске. 1683 ступени наверх получается преодолеть за 40 минут. И оно совершенно точно того стоит! Перепад высот здесь 240 метров, весь город как на ладони. Смотровая площадка на Торгашинской лестнице считается одной из самых благоустроенных в городе наряду с Николаевской сопкой и площадкой у Часовни Параскевы Пятницы. 

Местные советуют приходить сюда не только днем, но и с наступлением темноты. Тогда изгибы лестницы по форме напоминают лежащего дракона — такой эффект создается за счет подсветки. Советуем проверить!

Круглый год открыт для посетителей парк флоры и фауны «Роев ручей». Здесь обитает более 650 видов животных, а свое название парк получил по имени ручья, что протекает рядом. Роев означает «рыть»: в XIX веке здесь мыли золото.

История парка началась с живого уголка при заповеднике «Красноярские Столбы». Известная в городе зоолог и писательница Елена Крутовская в 50-е годы прошлого века создала «Приют доктора Айболита», где спасали животных, пострадавших от браконьеров. Существовал приют не одно десятилетие, число подопечных постепенно росло. И только в 2000 году в Красноярске официально открыли парк флоры и фауны «Роев ручей», основой которого стала именно зоологическая коллекция живого уголка и звери, прибывшие из Новосибирского зоопарка.

Поначалу здесь обитали представители местной фауны, но постепенно сотрудниками парка была собрана уникальная коллекция диких животных со всех уголков земли. В «Роев ручей» привезли леопарда, белого медведя, росомаху, льва, страусов, пеликанов, кенгуру, жирафов, рептилий и многих других.

Сегодня в парке также собрана необыкновенная коллекция растений, создано множество садовых композиций и стилизованных садов (например, есть японский сад).

Для посетителей парка работает колесо обозрения высотой 50 метров — виды с него открываются фантастические.

День 2.

активный

Следуя выражению «В здоровом теле здоровый дух», новый день нашего путешествия посвятим активному отдыху. В Красноярске возможностей для этого предостаточно.

Например, эко-парк «Гремячая грива» прямо в черте  города, где каждый найдет себе занятие по душе. Парк имеет большую благоустроенную территорию, это лесной массив прямо в черте города. Отправляйтесь гулять по парку, наслаждаясь свежим воздухом и окружающим пейзажем — в парке много пешеходных маршрутов. В природный ландшафт деликатно вписаны скамейки, беседки, несколько смотровых площадок, есть два музея геологии. Для детей тоже раздолье — 11 разных по формату детских площадок, так что можно играть хоть целый день. Если хочется на пробежку или покататься на велосипеде — для этих целей есть специальные спортивные маршруты протяженностью более 5 км.

На территории парка есть 3 визит-центра с бесплатными туалетами, раздевалками, комнатами матери и ребенка. В одном из них — «Серебряном  логе» (это третий вход в экопарк) — можно познакомиться с культурой и бытом народов Енисейской Сибири, увидеть их традиционные жилища — чум и юрту, попробовать сибирские травяные чаи и приобрести сувениры. Гости парка могут прогуляться по тропам, которые сопровождают информационные таблички об истории этих мест, посетить зону отдыха с шезлонгами у пруда, насладиться окружающим пейзажем. 

Не забудьте скачать аудиогид «Пешком по Гриве» — путешествие станет еще более интересным.

Для активного отдыха также подойдет остров Татышев — можно покататься на роликах, велосипедах или гироскутерах, поиграть в волейбол, баскетбол или пинг-понг. Или просто позагорать и устроить пикник на лужайке. 

Пощекотать нервы на экстремальных аттракционах — родельбане и зипрайдере, — позагорать, поплавать в бассейне, покататься на высокогорных качелях и канатке предлагаем в всесезонном фанпарке «Бобровый лог». Это уникальное место для занятий спортом и отдыха на природе.

Парк открыт для посетителей круглый год. В межсезонье и летом в парке организуют территорию активных развлечений. Зимой «Бобровый лог» работает как горнолыжный комплекс: для лыжников и сноубордистов открыты 15 трасс разного уровня сложности, есть ледовый каток, сноутюбинг.

День 1.

культурно-познавательный

После краеведческого музея можно отправиться на прогулку по центру Красноярска и главной улице города — проспекту Мира. Тут находится много исторических зданий и купеческих особняков, уютных скверов, кафе и ресторанов. Многие туристы останавливаются у памятника художнику Андрею Поздееву — сфотографироваться и «потереть нос» мастеру на удачу.

На площади Мира смотрим музейный центр современного искусства и Триумфальную арку, построенную к 375-летию города на том самом месте, где когда-то и был заложен острог Красный Яр. Тут же рядом находится краевая филармония, где выступал известный оперный певец Дмитрий Хворостовский. Кстати, он был родом из Красноярска и всегда с большим уважением отзывался о родном городе.

Поклонникам живописи советуем музей-усадьбу Василия Сурикова (ул. Ленина, 98). В этом доме художник родился и жил до поступления в Академию художеств. Обязательно полюбуйтесь на весьма достойную коллекцию его картин и станьте участником необычной аромоэкскурсии «Почувствуй Сурикова». Она знакомит посетителей музея с творчеством художника через запахи и чувства. Представьте: вы смотрите на пейзаж художника «Алупка» и ощущаете свежий морской бриз, яркий аромат хвои кипарисов и выжженной солнцем травы, прохладу крымского утра…

Недалеко от музея Сурикова на улице Ленина стоит деревянный терем, словно из сказки. Когда-то в нем проживал енисейский губернатор, а в наше время располагается литературный музей имени Виктора Астафьева, посвященный исключительно творчеству сибирских писателей.

В Красноярске через Енисей проходят шесть мостов, но только один из них знаком даже тем, кто ни разу не был в этом городе. Это Коммунальный мост. А известен он, потому что был изображен на 10-рублевой купюре. Вечером сооружение красиво подсвечивается, поэтому многие фотографируются на его фоне.

Есть и еще одно место в Красноярске, которое прославила опять же 10-рублевая банкнота, — часовня Параскевы Пятницы. Сегодня здесь находится смотровая площадка и парк Покровский — отсюда нужно любоваться волшебной панорамой города. Хотите необычных достопримечательностей — вашему вниманию Красноярский Биг-Бен, башня с часами, наподобие лондонской, Храм Преображения Господня, католическая церковь из красного кирпича с элементами готики начала XX века и Свято-Покровский кафедральный собор — архитектурный памятник XVIII века.

Подробнее о лучших маршрутах смотрите на Visitsiberia.info

О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный. 

В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям. 

О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ

Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.

Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.

Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.

МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ

Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.

В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.

Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.

В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.

Остановка десятая.

ДИВЕЕВО: «КУПОЛА
В РОССИИ КРОЮТ ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ - ЧТОБЫ ЧАЩЕ ГОСПОДЬ ЗАМЕЧАЛ»

От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.

В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево. 

Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.

Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников. 

Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.

Остановка девятая.

ЧЕБОКСАРЫ: МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И СНОВА ОСТАП БЕНДЕР

Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.

По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…

Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей. 

Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.

Что еще посмотреть

Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).

Остановка восьмая.

КАЗАНЬ: ФРАГМЕНТЫ СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ

Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!

Мечеть Казань

Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка  (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань. 

Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани. 

Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника. 

Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она  вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы  это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.

Что еще посмотреть

Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).

Остановка седьмая.

ЧИСТОПОЛЬ: ГОРОД НЕРАСКРЫТОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.

Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.

Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома. 

Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба. 

До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе  и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…

Что еще посмотреть

Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.

Остановка шестая.

ЛЕНИНОГОРСК: ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД НЕФТЯНИКОВ В ПРЕДУРАЛЬЕ

Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.

О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на  богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.

Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек. 

Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.

Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения. 

Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).

Что еще посмотреть

Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума

Остановка пятая.

БОЛГАР: ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км.  На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем. 

Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи. 

Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.

Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут  чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.

Что еще посмотреть

Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый  большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.

В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.

Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.

Остановка четыре.

МОРОСКИНО: ЖИВОПИСНАЯ ДЕРЕВНЯ ХУДОЖНИКА

Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с  художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.

Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.

Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.

— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.

К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).

Остановка третья.

КОЗЬМОДЕМЬЯНСК:
ГОРОД НАЛИЧНИКОВ
И ПРОТОТИП ВАСЮКОВ

От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.

Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков  в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.

Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы. 

Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.

Что еще посмотреть

В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.

Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.

Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.

Остановка первая.

ГОРОХОВЕЦ:
ОТ КОГО «ХОВАЛСЯ»
НА ГОРЕ ЦАРЬ ГОРОХ

Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».

В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.

Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.

Что еще посмотреть

Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.

В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.

Остановка вторая.

НИЖНИЙ НОВГОРОД:
ГДЕ СМОТРЕТЬ ЛУЧШИЕ
В СТРАНЕ ЗАКАТЫ

Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».

А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.

На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.

Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».

Что еще посмотреть

Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.

Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.

От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева)  и Волгу (справа).

Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия  в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три  года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».