Здесь действительно начинаешь слышать стук колес и ощущать ту самую романтику поездов, которая так и манит отправиться в увлекательное путешествие. За несколько десятилетий Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге смог собрать, бережно сохранить и отреставрировать уникальную коллекцию железнодорожной техники. Некоторые экспонаты, например, локомотивы и вагоны XIX и XX веков, сохранились в единственном экземпляре.
Что здесь есть? Невероятное количество настоящих паровозов, электровозов и дизельных локомотивов, а также вагонов разного типа и назначения. При этом они все оснащены информационными киосками и разбавлены интерактивными инсталляциями.
Вот, например, вагоны знаменитого экспресса «Красная Стрела». Или же вагон-салон КВЖД — Китайско-Восточной железной дороги. Внимание посетителей привлекает паровоз в разрезе и действующий поворотный круг, а мальчишки всех возрастов не сводят глаз с военной техники. После посещения этого музея ваши дети почти наверняка захотят стать железнодорожниками, и не говорите, что мы вас не предупреждали.
Музей железных дорог России всегда пользовался популярностью и у жителей Ленинграда-Петербурга, и у многочисленных туристов. Но его вторая жизнь началась три года назад, когда после реставрации он стал максимально современным и интерактивным. Теперь здесь объединены два корпуса: здание старого паровозного депо и эффектное современное здание. А стеклянные переходы и воздушные галереи в этом пространстве позволяют оценить масштаб и увидеть экспонаты в необычных ракурсах.
Адрес: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корп. 2
Координаты: 59.905576, 30.297787
Режим работы: 10:00-18:00 (понедельник, четверг, пятница, суббота, воскресенье), 12:30-20:30 (среда). Вторник — выходной
Официальный сайт: rzd-museum.ru
Музей железных дорог был основан 42 года назад тогда еще в Ленинграде. 1978 год — это и другая страна, и другое название: Центральный музей Октябрьской железной дороги. И даже другой адрес — Литейный проспект. Здесь расположилась экспозиция, которая рассказывала об истории строительства и эксплуатации первых в России железных дорог, работе магистрали в первые пятилетки, подвигам железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
Первое десятилетие — это совместные усилия руководителей дороги и энтузиастов-любителей истории. Основная задача — сохранение и реставрация. 1 августа 1991 года на станции Шушары под Санкт-Петербургом был открыт первый в России Музей железнодорожной техники как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги.
Шли годы, экспозиция расширялась, преображаясь и по своим качественным масштабам. 180 экспонатов, которые собирали по всей стране, а также везли из-за рубежа.
В начале нового тысячелетия музей открыл новую экспозицию на площадке у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга — в самом центре города. Сюда перевезли значимые экспонаты с площадки в Шушарах. Посетителей сразу стало больше.
В 2012 году началось строительство современного здания Музея железных дорог России вблизи Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Работы велись пять лет, и 30 октября 2017 года, музей торжественно открыли для посетителей, приурочив это событие к 180-летию железных дорог. Спустя еще два года музей взял Гран-при Всероссийского конкурса «Корпоративный музей». За ориентированность на посетителей он был удостоен диплома конкурса «Европейский музей года — 2019». В начале сентября 2020 года Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге стал победителем международного Terres Travel Festival в номинации туристические фильмы за видеоролик «На гоночном дроне по Музею железных дорог России», созданный творческой лабораторией «Гигарама».
Видео: Музей железных дорог России
Площадь Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге огромна. Сюда надо идти на целый день, а за 2-3 часа удастся лишь бегло осмотреть музейную экспозицию. В таком случае есть то, что увидеть стоит обязательно.
Здесь можно узнать историю возникновения и развития паровых двигателей. Подлинные экспонаты, макеты и мультимедийные инсталляции расскажут, как модифицировались рельсовые пути и эволюционировали первые сухопутные пароходы.
Инсталляция собрана из звуков дороги, шума транспортных узлов, деталей поездов, суеты вокзалов, станций, полустанков. Звучащая в медных рожках «мелодия» задает тон и настрой, окутывая посетителя флером железнодорожной романтики.
Технология дополненной реальности и подлинная система водоснабжения, установленная рядом с разрезным паровозом «Э-р 791-81» придет на помощь и расскажет, как заправляли водой локомотивы и покажет, как обычная жидкость превращается в мощь и энергию движения.
Объединяет сконцентрированное в музее пространство и время. Выбрав исторический промежуток на столе-циферблате, посетитель запускает взаимосвязанный на восьми экранах ролик, иллюстрирующий характерные черты и важнейшие события выбранного пользователем отрезка истории.
На паровоз, установленный на поворотном круге, проецируется художественный контент, который иллюстрирует ключевые течения в культуре начала XX века. Инсталляция отличается зрелищностью и масштабностью. Это достигается за счет того, что проекцию делают на настоящий паровоз СО17-2413.
Интерактивная инсталляция «Стрелки времени».
Разрезной паровоз «Э-р 791-81».
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-III-12 и Боевой железнодорожный ракетный комплекс.
Последний паровоз в СССР — П36-0251.
Полный билет | 300 руб. |
Льготный билет (школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры) | 100 руб. |
Экскурсия в составе сборной группы | 100 руб. |
Экскурсия для группы до 5 человек | 3000 руб. |
Прокатиться 5 минут на тренажере и почувствовать себя машинистом тепловоза | 200 руб. |