Легендарный разводной мост через Неву, тот самый, ради фото которого в период белых ночей, да и в любое другое время года в Санкт-Петербург приезжают десятки тысяч туристов. Разводные крылья моста, которые поднимаются на 61 градус, давно стали одной из главных визитных карточек города и растиражированы на миллионах сувенирах из Северной столицы. Длина пятипролетного чугунного моста — 250 метров, ширина — 27,7 метра. Его центральный разводной двукрылый пролет — один из крупнейших в мире. Масса металлических пролетных конструкций составляет 4 868 тонн. В среднем за год Дворцовый мост разводится и наводится примерно 300 раз, а под его крыльями только за одну ночь успевают проходить до 25 судов.
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Центральный район, напротив сада Зимнего дворца Координаты: 59.941312, 30.308001 Режим работы: ежедневно, круглосуточно (кроме времени, когда мост разведен)
Расположение Санкт-Петербурга по берегам Невы почти сразу потребовало возведения в городе нескольких переправ. В 1727 году на месте, где сейчас стоит Дворцовый мост, появился наплавной Исаакиевский, который соединял здания Сената и Синода с дворцом Меньшикова. Но такая переправа работала только в то время, когда воды реки не были скованы льдом, с приходом зимы ее разбирали. Перебираться на другой берег людям приходилось по льду, что весной становилось крайне сложно, да и опасно.
В начале 50-х годов XIX века инженер Иван Герард разработал проект плашкоутного (на плавучих опорах-понтонах) моста. В 1856 году он был построен. Но и такая переправа имела свои минусы — тоже не работала зимой. Спустя некоторое время созрела идея строительства стационарного путепровода.
В начале XX века был объявлен открытый конкурс проектов будущего моста. Всего было предложено 28 вариантов, но члены комиссии так и не смогли прийти к единому мнению. Одним из лучших вариантов был проект общества «Батиньоль». Но на него у города не хватало средств. Вновь о строительстве заговорили только в 1908 году, и в итоге за основу был взят проект Андрея Пшеницкого. За декор постройки сначала отвечал архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. Но в дальнейшем от его эскизов отказались из-за их сложности.
Строительство Дворцового моста в Санкт-Петербурге велось до 1916 года. После испытаний на прочность его впервые открыли 23 декабря (5 января 1917 года по новому стилю). Из-за войны празднования значимого для города события не было. Вскоре произошла революция, и уже в 1918 году власти Петрограда объявили о переименовании Дворцового моста в Республиканский. Таковым он оставался до 1952 года, когда старое название вернули.
За годы существования мост несколько раз реконструировали. Последний ремонт проводился в 2012–2013 годах — меняли металлоконструкции и механизмы разводного пролета. До этого они были электромеханическими — огромные шестерни приводились в движение электрическим двигателем. Теперь крылья поднимает электрогидравлическая система.
Самые красивые виды на мост открываются с Университетской набережной и с территории Дворцовой набережной у сада Зимнего дворца. Если будете в Питере летом, обязательно посмотрите на мост с воды во время экскурсии.
Дворцовый мост соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. От него можно прогуляться пешком до сада Зимнего дворца и Эрмитажа. Советуем также заглянуть в Адмиралтейский сад. Чуть дальше, на Сенатской площади — легендарный Медный всадник. Перейдя Дворцовый мост, можно увидеть и посетить Кунсткамеру. Если двигаться от разводного моста в сторону площади Трезини по Университетской набережной, стоит заглянуть и в Менделеевский сквер, а далее дойти до Дворца Меншикова и Румянцевского сада.
Прекращение движения транспорта | 1:10; 3:10 |
Начало разводки | 1:35; 3:20 |
Окончание разводки | 2:45; 4:50 |
Открытие движения транспорта | 2:50; 4:55 |
Навигационный период для мостов Санкт-Петербурга стартует в районе 10 апреля и завершается 30 ноября. Самый большой наплыв туристов, стремящихся посмотреть на это действо, приходится на период белых ночей.
Дворцовый мост уникален не только своим расположением, обликом и конструкцией. Ночью, задолго до начала движения его пролетов вверх, собираются люди и ждут уникального зрелища. С 2016 года Дворцовый мост разводят под самые известные классические мелодии, также мост красиво подсвечивают. Многие туристы предпочитают наблюдать за действом с воды, и Нева рядом с ним в эти моменты буквально кишит катерами и лодками различных размеров.
Морозной зимой вид на мост тоже прекрасен. Замерзшая Нева, здания на другом берегу и мостовые пролеты в лучах заката надолго останутся в памяти.
Сделать удачные кадры Дворцового моста получится вечером или ночью, когда загорятся фонари подсветки. Наилучший ракурс будет со стороны Университетской и Дворцовой набережных. Также можно сфотографироваться с видом на раскинувшиеся крылья моста с территории Адмиралтейского сада и со стрелки Васильевского острова. Еще один вариант — сделать фото с воды.