На южной оконечности острова Сахалин, у самого стыка двух морей – Охотского и Японского - есть загадочное место, куда, несмотря на всю его внешнюю суровость и нерадушие, пытаются попасть сотни туристов со всего мира. Здешние каменистые скалы, о которые бьется высокая волна, так не похожи на знаменитые курортные пляжи, а колючие ветра имеют мало общего с освежающим океанским бризом. Зато тут царит дух приключений и романтики! Те, кому сегодня посчастливилось добраться до мыса Анива и одноименного маяка на нем, могут смело вообразить себя настоящим морским волком!
От центральной России эту точку на карте разделяют 10 тысяч километров и семь часовых поясов. Но и это ещё не всё: всем, кто отважится добраться до маяка Анива, предстоит ещё плыть морем либо шагать труднодоступными горными тропами с рюкзаком за плечами. Казалось бы, чего ради? Неужто, из-за полуразрушенной башни?!
Адрес: Сахалинская область, Корсаковский городской округ, Мыс Анива Координаты: 46.019352, 143.414059 Режим работы: посещение с экскурсиями
Но вот что об этом говорят сами туристы.
«…невероятное и очень крутое место! Посмотрев в любую сторону, видишь захватывающую дух, ослепительную красоту».
«Я не мог поверить, что преодолел тысячи километров (от моего дома по прямой до маяка 6938 км) и совсем скоро прикоснусь руками к этому величественному сооружению».
«Маяк Анива действительно прекрасен! Мне кажется, это должны увидеть все желающие, туда нужно возить на экскурсии детей».
«На каждом километре пути меня поджидали сюрпризы – встречи с туристами и рыбаками, кипящие от лосося устья рек, следы японских построек японцев начала XX века и, конечно, неповторимая красота пейзажей…».
«Ничего подобного больше просто не найти на нашей планете. Маяк Анива похож на заколдованный, парящий в воздухе замок».
«Заброшенный, неприступный. Окружен морем и оккупирован чайками. Круто и немного жутковато. Восторг с замиранием души».
«Море здесь какого-то особенного, зелено-голубовато-бирюзового цвета».
«Только здесь можно почувствовать всю силу морской стихии и понять, как жалок и ничтожен перед ней человек».
Маяк был возведен в 1939 году, когда в результате проигранной царской Россией русско-японской войны южная часть Сахалина и мыс отошли к территории Японской империи. С 1905 по 1945 годы здесь существовало губернаторство Карафуто. Усилиями его властей и был построен знаменитый маяк.
Первое название маяка — Нака-Сиретоко мисаки в переводе означает «на краю земли». В эти гиблые места предпочитали не соваться даже местные аборигены — айны, будучи уверенными в том, что мыс в Анивском заливе обогнуть по морю нет никакой возможности. Кораблей здесь действительно из года в год разбивалось немало, — туманы, сильные течения, подводные камни… И вот, наконец, было принято решение о строительстве маяка, автором проекта которого выступил выпускник колледжа в Канагаве Миура Синобу. Впоследствии его детище назовут чудом инженерной техники, а самого мастера — гениальным, поскольку возводить подобные высотные башни в столь труднодоступных, крохотных уголках суши еще никому не удавалось.
Дальность действия осветительного прибора, установленного на 31-метровой башне, распространялась на более чем 28 километров, что сразу же помогло наладить безопасное движение судов. Вдобавок композиционно маяк необычайным образом вписался в окружающий природный ландшафт, их совместный вид до сих пор считается визитной карточкой Сахалина.
В советское время сооружением пользовались военные. В 1968 году часть постройки укрепили. В 1990-м дизельное топливо, на котором работал маяк, заменили атомным, и в людях, обслуживающих маяк, нужда отпала. В таком автономном режиме Анива продержалась до 2006 года, пока с ее вершины не были сняты изотопные установки. Так уникальный объект оказался заброшенным и разрушаемым стихией и людьми.
— Существует версия, что в начале постройки зодчие срезали часть скалы, а затем восстановили ее с помощью бетона.
— За 40 лет губернаторства Карафуто на южном Сахалине было построено 25 маяков и иных навигационных сооружений, но лишь Анива стал уникальным объектом, не имеющим аналогов не только на острове, но и во всем Дальневосточном регионе.
— В апреле 1971 года в результате несчастного случая на маяке погибли люди — старший техник и начальник навигационного сооружения.
— В 2020 году, в честь 75-летия Победы, жители Владивостока оживили потухший маяк: на одну ночь зажгли свет на его вершине.
— Маяк Анива является объектом Министерства обороны и находится на балансе гидрографической службы Тихоокеанского флота.
— Из-за локации и окружающих природных красот башня на скале Сивучья включена National Geographic в ТОП-5 самых красивых маяков в мире.
Ну, во-первых, это удивительная флора и фауна Сахалина. Дорога на маяк Анива проходит по Анивскому заливу, где можно насладиться видами великолепных гор и водопадов, а по пути, если повезет с погодой, вас проводят касатки и дельфины.
Прогнозам синоптиков, правда, особо не стоит доверять: с погодой на острове угадать сложно. Но, в конце концов, маяк выглядит потрясающе в любое время года. В июне вероятность нарваться на ненастье велика, как никогда. Однако именно в этом месяце маршрут до маяка будет проходить по пути миграции касаток.
Если же есть желание добираться до маяка пешком, с ночевками и привалами под открытым небом, то вы получите шанс познакомиться с иными обитателями острова — морскими львами, нерпами, лисицами. Многие турфирмы включают в такие пешие маршруты посещение бухты Мраморной и мыса Слюда. Наиболее благоприятное время для таких экскурсий — с мая по сентябрь.
А, во-вторых, это, конечно же, сам маяк — символ и визитная карточка Сахалина. Стремящихся сюда любителей экстрима не останавливает ни полуторачасовая болтанка по волнам на надувном катамаране, ни специфический запах «птичьего базара», укутавший мыс, ни разруха и тлен, царящие внутри самой башни-свече, причем на всех ее девяти этажах… Все окупается потрясающими видами, атмосферой, незабываемыми впечатлениями и остротой нахлынувших чувств.
Сегодня ещё можно облазить и скалу, и маяк — осмотреть его подвальные помещения, кухню, продовольственный склад, радиорубку, вахтенную, механизмы, вернее, то, что от всего этого осталось.
На Сахалине в настоящее время работает немало компаний, организующих экскурсии к заброшенному маяку. И у каждой из них свои маршруты. Стандартная экскурсия, куда входят страховка, аренда снаряжения и оборудования, транспорт, питание, стоит от 7200 до 8200 рублей в зависимости от числа участников. По погодным условиям возможна корректировка маршрута.
Группу на всем пути следования сопровождают квалифицированные гиды и спасатели МЧС, что в разы увеличивает привлекательность тура с точки зрения безопасности. А беспечности «край земли» не прощает: несколько лет тому назад на Сахалине погибла туристка — молодая девушка, в одиночку отправившись пешим ходом к мысу Анива.