Команда автопробега #ЛетнийДрайвКП готова рассказать о самых интересных летних активностях Приморья для любителей как экстремального, так и спокойного отдыха
Коллектив «Комсомолки» до безумия любит путешествия – это всегда возможность испробовать что-то новое. К счастью, Приморский край – одна из дальневосточных туристических жемчужин – уж точно способен покорить самого искушенного путешественника. Что уж говорить о местных, для которых в часе езды песчаные и каменные бухты, горы-исполины и самые пламенные закаты России… Где еще можно покататься на сапах вдоль бухт, сравнимых с итальянскими, ощутить ветер в волосах на экстраординарной гоночной трассе или поймать дзен во время полета над маяками на вертолете? Как и зачем это сделали мы – в полном материале о семи днях автопробега #ЛетнийДрайвКП. Помните, после прочтения – ваша очередь.
В пасмурное раннее утро команда «Комсомолки» добралась до дилерского центра HAVAL во Владивостоке – Авторитет Авто+. Для автопробега нам одолжили ярко-красную HAVAL F7 и черного «зверя» HAVAL H9 – как-никак предстоит неделя езды по ухабистым дорогам, красавцы-внедорожники с огромным салоном подошли лучше всех. HAVAl H9, к примеру, – флагман производителя, у которого есть даже опция круиз-контроля по бездорожью, система полного привода и уникальная аудиосистема. Мощность в 218 лошадиных сил уж точно заставит почувствовать себя уверенно на трассе.
К слову, за это время мы прокатились не только в кроссоверах: в ход пошли вертолеты, мотоциклы, малогабаритные катера и яхты – буквально почувствовали себя героями компьютерной игры.
Кстати, посмотреть весь модельный ряд HAVAL, узнать комплектации и цены можно на сайте Авито Авто — нашего титульного партнера.
Итак, команда разделилась на два экипажа, чтобы десантироваться у райских местечек близ скалы Пржевальского. Екатериновский массив у одноименного села – фантастическое великолепие многовековой тайги.
После знакомства с инструктором Валерием Белимовым из клуба скалолазания «Онсайт» и получения экипировки, мы приступили… к упражнениям. Под руководством нашего тренера мы разминали кисти рук, локти, колени, голеностопы, и даже несколько раз отжались. Выслушали технику безопасности. Команда «Комсомолки» долго решала, кто же полезет на скалу первым. Смельчаком оказалась рилз-мейкер, видеограф мобильной съемки Ксения Кулинич. Шлем, страхующее устройство, скальники – и девушка делает свои первые шаги вверх. Затем поочередно весь экипаж «КП» попробовал свои силы.
Мы побороли желание сдаться и спуститься вниз – поверьте, оно того стоило. Взбираться по скале – все равно что думать о целях в жизни. Хочется все бросить на половине, но финиш, если до него дойти, поражает.
Пока первая команда Летнего Драйва покоряла вершины, другая подготовила пикник на поляне. Уютный удобный столик, полный свежих овощей, воздух и никакого шума машин. В маленькое путешествие по родному краю порой хочется отправиться всем. Многие предпочитают базы отдыха, где за деньги можно получить сервис, но точно не тишину и уединение. А можно отдохнуть дикарями с комфортом вдали от шума и суеты. Во время пикника у подножья горного массива ты будто в уютном защищенном уголке. Красота.
Для комфортного отдыха достаточно запастись хорошим набором кемпингового оборудования, и удобство обеспечено! Именно так поступила команда «КП», взяв с собой спецоборудование в магазине «Спортмаркет на Заре». Мы здорово сэкономили, при этом «дикие» земли обрели комфорт пятизвездочной базы отдыха. В магазине можно найти оборудование для любого отдыха – шезлонги, сборные столики, гермосумки. Выбор огромен.
Генеральный партнер летнего автопробега ТМ «Слово Мясника» рекомендует перед пикником заехать в магазин и прикупить охлажденный сочный шашлык. Какой же отдых на природе без сочного мяса на мангале или гриле? ТМ «Слово мясника»: классический или по-кавказски – выбирай на свой вкус. Быстро готовить, вкусно есть.
Во второй день мы решили отдать дань известному океанографу и водолазу. В городе у моря не побывать у причалов яхт-клуба «Семь футов», не окунуться в морскую воду – кощунство. Корреспондент Кирилл Самойлов назвал небольшой антуражный домик ныряльщиков бунгало. Sea Frogs Diving находится прямо там: посреди маломерных судов, катеров, лодок и моря – в естественной среде.
Инструктор национальной дайв-лиги Александр Дубинский надел водолазный костюм дореволюционной эпохи на сторис-мейкера Slenergy Владислава Титоренко, рассказал о погружениях в СССР и оборудовании, которое тогда использовали, а также – о своей детской мечте, ставшей реальностью. Не забыл и о советах для новичков:
В багажник вместительного ярко-красного HAVAL F7 уместились ласты, регуляторы, баллоны, гидрокостюм. Забегая вперед, отметим, что погружение заняло 15 минут – для первого раза достаточно. А запомнится все равно на всю жизнь. Но как добраться до мест, где можно заглянуть в глубину океана? Конечно, на катере.
Салон яхт и катеров «Водник» предоставил команде автопробега катер Phoenix 510BR в комплекте с ватрушкой. Для дайвинга был выбран вариант повместительнее — Hammertone 25HT. Среди большого ассортимента катеров «Водник» может предложить варианты на любой вкус. Цена этих средств передвижения начинается от двух миллионов рублей, что сопоставимо со свежим автомобилем из дилерского центра.
С выходом в море наш автопробег превратился в катеропробег. В акваторию бухты Чернышева мы дошли с ветерком. Повторив главное правило дайвера – всегда дышать и только дышать – ныряем! Соблюсти закон было действительно сложно, ведь прыжок действительно дух захватывает.
– Вы когда-нибудь кормили голубей с рук? Теперь представьте, что вы делаете то же самое с креветками. И я не шучу, эти прожорливые ракообразные облепили мою руку, когда я делился с ними икрой морского ежа, – рассказал корреспондент «КП».
Второй экипаж по уже наметившейся традиции отжег в другой активности – на этот раз на катере и ватрушке. Пока мы исследовали морские глубины, рилз-мейкер, видеограф мобильной съемки Ксения Кулинич и Владислав Титоренко испытали себя на прочность в гонках по волнам на тюбингах от «Водника».
– Это был мой волнительный первый раз, который принес мне незабываемые эмоции. Скорость, драйв, подкидывало на волнах, уносило в сторону. Когда катер тебя везет, брызги попадают в лицо, подлетаешь на волнах, в этот момент ты чувствуешь адреналин, – рассказал Влад.
Если возник вопрос, где купить катер, и как его перевозить, на сайте Авито Авто, нашего титульного партнера, найдется любой транспорт.
Пробуждение в этот день было ранним. Стартуем из Владивостока – встречает пасмурное утро, но лондонский туман лишь задал колориту предстоящей поездке. Корреспонденту Екатерине Максимовой впервые в жизни предстояло сесть на мотоцикл Enduro (эндуро). Команда примерно понимала, что их ждет, когда они перейдут порог спортивного клуба «МотоPROхват». Ярко-зеленый логотип с изображением ниндзя на мотоцикле как бы намекал: «Сегодня вы будете тестировать не только мото, но и свою ловкость и силы». Любителей экстрима встретила улыбчивая управляющая Татьяна Чепорова. Мотоледи и инструкторы помогли надеть нам защитную экипировку. Стоит отметить, что каждому участнику подобрали мотоцикл согласно комплекции, даже для самой миниатюрной «дюймовочки» в нашей команде нашелся подходящий мото.
Мы сели на «железных коней», освоились, сделали несколько упражнений на проверку равновесия, почувствовали руль. Освоить эндуро могут даже юные приморцы, а с мастерами своего дела и вовсе это не составит труда. Да, несколько осечек мы допустили, но через несколько попыток мы услышали от Кати радостное «Я еду!». Нас ждал тур до ангаров, которые расположены в трех километрах от обучающих трассы. Несколько раз падали, но вновь поднимались… И жутко устали! К счастью, обошлось без травм.
Когда снимаешь с себя всю экипировку, ощущаешь, что похудел на несколько килограммов. Первые минуты чего-то не хватает. Скорости? Возможно. Но долго скучать не пришлось… Ведь настало время покорить и небо.
А вы знали, что на сайте Авито Авто, нашего титульного партнера, есть большой выбор мотоциклов, а также техника для их транспортировки?
До следующего поставщика эмоций – Vladivostok Helicopters – ехать нужно было в Артем. Из названия уже ясно, что впечатления будут незабываемыми. Но сначала – подкрепиться. Как и во все дни автопробега, мы решили зарулить в один из пит-стопов сети Сoffee Мachine.
Партнер автопробега — сеть автокофеен
«Coffee Machine»
Как насчёт стаканчика эспрессо-тоника со льдом в жару? На обочине трассы найти любимый напиток дорогого стоит. Команда не оставалась голодной, куда бы не отправлялась. Попробовать удалось и летние новинки сети: завертоны с авокадо и яйцом, с курицей и манго, а также коктейли из дыни и арбуза.
Мы на месте. Большая территория с удобной парковкой, на которой спокойно может разместиться одновременно много гостей. Провели инструктаж, познакомились с командой Vladivostok Helicopters (к слову, удостоенной международных премий), и вот мы в числе тех счастливчиков, которое покорят приморское небо. Не вериться.
За штурвалом нашего Robinson, который считается одним из самых надежных вертолетов, опытнейший пилот Дмитрий Костылев. Бывший военный летчик, вышел на пенсию по выслуге лет и работает в гражданской авиации. За штурвалом вертолета пилот с 2010 года. Первые секунды, конечно, перехватывает дыхание, но стоит набрать высоту, тревожность сменяется восторгом. И вот уже можно рассмотреть причудливую архитектуру, заглянуть с любопытством в каждый двор по пути, мысленно побывать вон в той шикарной вилле в районе Седанки или на виртуальной экскурсии в ДВО РАН, напоминающей с высоты Колизей. Владивосток на ладони! Сразу вспоминаешь, призналась журналист Милана Сокол, как завидовал тем, кто рассекал небо и смотрел на тебя свысока. Думаешь, мечты реальны.
Как уверяют опытные работники компании, свои прелести есть при полетах в любое время года и при любой погоде. В обычный прогулочный вертолет с комфортом помещается три пассажира, но в компании готовы предоставить борт и побольше, вместимостью до 5 гостей. Единственное ограничение по возрасту – детки до трех лет. Любители приключений могут отправиться на экскурсию над островом Русский или Золотым Рогом, выбрать полет над мостами и кампусом ДВФУ или побывать на удивительной авиапрогулке на остров Шкота, в бухте Теляковского или Петрова с пикником на берегу. Конечно, это далеко не вся программа.
Как уверяют опытные работники компании, свои прелести есть при полетах в любое время года и при любой погоде. В обычный прогулочный вертолет с комфортом помещается три пассажира, но в компании готовы предоставить борт и побольше, вместимостью до 5 гостей. Единственное ограничение по возрасту – детки до трех лет. Любители приключений могут отправиться на экскурсию над островом Русский или Золотым Рогом, выбрать полет над мостами и кампусом ДВФУ или побывать на удивительной авиапрогулке на остров Шкота, в бухте Теляковского или Петрова с пикником на берегу. Конечно, это далеко не вся программа.
В четвертый день тура нам предстояло выйти в море на гоночной яхте с умелым капитаном: нас ждал путь в романтичную и солнечную Находку. Дорога неблизкая.
Отправляясь в путь, не забудь заправиться топливом. А если забыл — не беда. Ведь сеть АЗС ННК — это десятки знакомых зелёных заправок с отличным качеством бензина. А с собой в дорогу прямо на заправках сети можно взять вкусную выпечку и горячий кофе.
Спустя пару часов команда автопробега прибыла на пляж с красивым названием «Лебединое Озеро». Именно здесь расположен яхт-клуб «Антарес», на берегу одноименной бухты. Какая здесь красота и какая шикарная техника на берегу! И нам досталась шикарная гоночная малышка. На этой яхте можно спокойно добраться до острова Путятина часа за три, все зависит от погоды и попутного ветра. А вот вояж до бухты Окуневой куда длиннее – около 10 часов, так как нужно делать большой крюк.
Прошли инструктаж и поднялись на судно. «Руби, поправь юбку, мертвая зыбь» – честно признаемся мы не сразу разобрались, о чем общаются бывалые яхтсмены, но к концу путешествия и наш лексикон точно пополнится морскими терминами. Немудрено, ведь возил нас настоящий морской волк на гоночной яхте.
Судно «Аскет» в Находке на слуху. Да и за ее пределами, ведь капитан периодически участвует в соревнованиях по парусному спорту, а эта малышка (30 футов, если в метрах, то 9) может дать фору многим, способна развить скорость до 10 узлов.
– Мы были первыми в 1979 году, кто пришел в Японию из советских яхтсменов. Тогда еще не было паспортов туриста, нам оформляли дипломатические паспорта. Мы ходили в Майдзуру благодаря побратимским связям, на яхте «Арго». Приняли на высшем уровне, – рассказал нам капитан Анатолий Завизионов.
Следующей точкой на карте Находки стал конный клуб «Максимус», который можно найти в соцсетях. Находится он на Ореховой, 21, вбиваем в навигатор и помчали. Кстати, благодаря тому, что телефон легко коннектится с нашими авто, узнаем, куда ехать, прямо через динамики. Добрались без проблем. Первый, кто встречает нас у ворот – очаровательный пес по кличке Иртыш. Борзая сопровождает клиентов во время конной прогулки. Доброжелательный «парень» сразу подружился с нашим фотографом, так и гулял с ней всю дорогу, пока Мария Каюрова снимала прекрасное.
Специалисты кратко рассказали, как обращаться с животными. Лошади очень умны, чувствительны и даже эмоциональны. Садимся в седла. На пути к морскому пейзажу еще нужно преодолеть несколько препятствий. В Находке буквально на днях был настоящий потоп, поэтому перед нами внушительная водная преграда. Коням примерно по колено, сами проверять не стали…Максимус справляется без проблем, следом Рада, Иртыш оббегает по берегу, а вот остальные замешкались. Наставники возвращаются и помогают, продолжаем урок по «управлению» лошадьми, стоя в луже. Оказалось, все немного труднее, чем на первый взгляд, но незабываемые впечатления и контакт с лошадью открывает перед человеком новые грани.
Завершился этот насыщенный день спокойным пикником неподалёку от Находки. Экипажи остановились на пляже поселка Волчанец, решив пожарить шашлык на закате под шум волн. Охлажденное мясо торговой марки «Слово мясника» предусмотрительно купили по пути.
К пятому дню автопробега мы подошли нетипично: лейтмотивом рассказа станет ощущение свободного полета – как в воздухе, так и на гоночной трассе. Путь пролегал в место тренировки спортсменов парашютного спорта. В этот день команда «КП» выбрала для тест-драйва разработку советских ученых, которая стала и популярным аттракционом, и незаменимым тренажером профессионалов. Полетать в аэродинамической трубе команде любезно позволила компания LETIM.Pro. Инженеры спроектировали аппарат еще в конце XIX века для испытаний военных снарядов и летательных аппаратов. Позже она стала незаменимым тренажером парашютистов.
Экипаж десантировался в Уссурийске на Владивостокском шоссе 3а, в районе старого аэропорта Барановского (именно там установили аэротрубу).
Встретивший нас ас парашютных прыжков и глава местной Федерации парашютного спорта ФАВОРИТ-У Максим Резников провел инструктаж, а затем зашел в аппарат первым. Сказать, что он показал класс сотней пируэтов в замкнутом пространстве за минуту – ничего не сказать. Дверца открылась, тестировать «парашютный» тренажер первым пошел журналист Руслан Новиков. Максим, выступая в роли помощника и инструктора, постоянно показывал «шаку» – это популярный жест из оттопыренного пальца и мизинца. «Каждый по-своему интерпретирует это движение, для нас в обучении это знак – расслабься», – объяснил он. Медитативное удовольствие моментально поглощает и нас, стоит только распробовать полет.
Позитивное влияние аэротрубы на эмоции и психоактивное развитие человека – научный факт. Максим рассказал удивительную историю. Ребенок с диагнозом ДЦП, которому было трудно разговаривать, после занятий в аэротрубе произнес отчетливо фразу: «Мама, мне хорошо». Такие полеты по всей России действительно используют для реабилитации детей с этим диагнозом.
А следующим пунктом в пятый день летнего драйва стал уникальный вид гоночного спорта. Добравшись из Уссурийска до картинг-центра, мы решили испробовать треки «Формулы 1». Многие из команды «КП» на «Приморском кольце» побывали впервые. Масштаб неописуемо поразил. Гоночная трасса со всеми удобствами, да еще и международного уровня – здесь, у нас? Да, это не сказка.
Зарегистрировались, получили инструкции, сели. Ощутив в руках руль молниеносного, но такого маленького транспорта, появляется впечатление, что ты будто летишь. Стоит помнить, что это далеко не аттракцион: ведь большинство гонщиков Formula 1, рассказал нам Леонид Копылов, глава «Примринг», начинали с картинга. Динамика скорости ощущается совершенно иначе, поэтому безопасность – превыше всего. К слову, и трассу в Приморье разрабатывали специалисты «Формулы». Поиграв в Шумахера, мы вышли довольные, но голодные.
Кстати, на сайте Авито Авто, нашего титульного партнера, есть в продаже и экземпляры для картинга, на случай, если вы захотите свой личный карт себе в автопарк.
Без пикника команда «КП» не уехала бы с «Приморского кольца» – все силы остались в заезде. Наш второй эшелон в составе пиар-директора Юлианы Виноградовой и видеографа Степана Здоровенко прибыл на подмогу на ярко-красной HAVAL F7. Угли горят, артемовский ветерок сменил пекло уссурийских полян, а мясо уже на шампурах. Не красота ли?
Мнение команды:
– Мне классический маринад понравился больше. По-кавказски тоже очень вкусно, но пикантнее. А классика – идеально по соли и специям, он чуть с остринкой, чуть сладковатый. Если бы не ребята, я бы все шампуры с шашлыком себе забрала. Очень удобная форма нарезки – крупные куски – универсальны и для гриля, и для решетки. А если на шампур – легко разрезать на пару частей, и идеальные кусочки получаются, – поделилась впечатлением пиар-директор Юлиана Виноградова.
Торговая марка «Слово мясника» — генеральный партнёр автопробега
В нашем регионе появилось качество, которому точно доверяешь. Ведь охлаждённый шашлык производится из свинины, заготовленной на местном мясоперерабатывающем заводе «Русагро-Приморье», а значит, в свежести продукции нет никаких сомнений.
В конце нашего удивительного путешествия мы столкнулись с переменчивой погодой в Приморье. Как быть и не пропустить лето, если из Владивостока выезжать не хочется? Можно отдаться детским впечатлениям. Например, отправиться в Jump Town. Почему бы немного не порезвиться?
Старший тренер по джампингу Роман Журавлев оценил наш азарт и показывал несколько интересных трюков. Конечно, нам до такого мастерства далеко, но удается сделать несколько базовых упражнений, а после мы устраиваем гонки – кто быстрее допрыгает до финиша.
Партнер автопробега — группа компаний «Славда» снабдила экипажи таким количеством качественной питьевой воды, что никакая жара, никакие активности — будь то прыжки, гонки или скачки на лошадях — не давали жажде победить.
В Jump town двери открыты для всех желающих, дети с особенностями развития наравне со всеми могут отдохнуть в этом месте. Сотрудники проходят специальную подготовку для работы с такими ребятами. Это ли не показатель любви к тому, что ты делаешь?
Но это был не единственный наш досуг финала экспедиции. Спонтанная прогулка на сапах после тяжелого рабочего дня – прекрасное завершение, правда ли? Немного об этой активности. Оказывается, гидрокостюм и жилет необязательно надевать на каждую прогулку. Спасжилет нужен тем, кто боится воды или не умеет плавать, а вот в «гидрик» участники сап-движения облачаются весной и осенью, чтобы не было холодно. А еще люди любят брать с собой на прогулки своих домашних питомцев.
После инструктажа команда «КП» высадилась на сапы. Азы усвоили быстро и успешно, на воде почувствовали себя уверенно. Погода уже сменила гнев на милость, нам благоволили лучи оранжевого солнца. Стоит отметить, что компания Prim sup bord учит людей осваивать сапы с нуля уже восемь лет. Так что у ребят есть огромная практика, и вам не стоит переживать, что вас оставят посреди моря, если вдруг отстанете от группы.
А если вам настолько понравилось ходить на сапе, на сайте Авито Авто, нашего титульного партнера, большой выбор вместительных авто для их перевозки.
P.S.
Активный отдых, драйв, релакс на водной глади или в шлеме мотогонщика – что выбрали бы вы?
От нас напомним: пусть программа #ЛетнегоДрайваКП закончена, в автопробег мы поедем еще не раз. Намекнем совсем немного: осенью получится изнутри посмотреть на самые масштабные заводы Приморья.
Текст:
Милана Сокол
Анастасия Алямкина
Екатерина Максимова
Кирилл Самойлов
Руслан Новиков
Фото:
Мария Каюрова
Мария Мурыгина
Видео:
Степан Здоровенко
Андрей Харт
Арина Левадняя
Ксения Кулинич
Владислав Титоренко
Юлиана Виноградова
Верстка:
Наталья Хлапова
Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг, администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.
Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.
О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный.
В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям.
О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.
Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.
Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.
МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.
В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.
Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.
В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.
От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.
В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.
Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников.
Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.
Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…
Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).
Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!
Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань.
Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани.
Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника.
Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.
Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).
Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.
Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.
Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома.
Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…
Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.
Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.
О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.
Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек.
Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.
Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).
Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума
От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км. На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем.
Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи.
Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.
Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.
Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.
В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.
Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.
Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.
Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.
Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.
— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.
К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).
От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.
Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.
Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы.
Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.
В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.
Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.
Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.
Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».
В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.
Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.
В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.
Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».
А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.
На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.
Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».
Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.
Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.
От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева) и Волгу (справа).
Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».