Появлению этого знаменитого монастыря предшествовало, как это нередко бывает, чудесное знамение. Во время войны с Наполеоном 1812 года местные крестьяне прятали в болотистых лесах от французов, известных своими кощунствами в православных храмах, чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». Какой-то старик сказал им: «Матерь Божия прославит здесь имя свое». И вот в 1826 году схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерями основал здесь обитель. Тогда это была территория Верейского уезда Московской губернии.
Основатель Зосима (в миру Захария Васильевич Верховский) происходил из дворянской семьи и был современником преподобного Серафима Саровского. По преданию, его отец во время молитвы однажды услышал следующие слова: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». А уже самого взрослого Захарию во время прогулки верхом кто-то невидимый будто толкнул в грудь со словами: «Ты пойдешь в монахи». Вот он и пошел.
Его имя в Подмосковье теперь носит Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь.
Адрес: поселение Новофедоровское, п. Зосимова Пустынь
Координаты: 55.408492, 36.911829
Режим работы: 8:00-19:00
Официальный сайт: zosimapustin.ru
Видео: Иван МАКЕЕВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ
Начало истории было положено в 1826 году на территории имения Марии Бахметевой, приютившей в своем доме старца Зосиму с его 22 духовными дочерями. Они основали в непроходимой лесной чаще монашескую общину, которая через 30 лет была преобразована в монастырь. Сама Бахметева, которая в преклонном возрасте проживала около монастыря фактически безвыездно, так писала об этом: «Господь помог из болота сделать преприятное обитание и прислал целую обитель Своих рабов…»
После Октябрьской революции большевики сначала превратили монастырь в трудовую земледельческую артель, а в 1929 году его полностью закрыли.
В 1967 году здесь открыли пионерский лагерь, куда приезжали дети сотрудников Московского метрополитена. И только в 1996 году были возобновлены богослужения. Через три года архитектурный ансамбль вернули Русской православной церкви.
В 2000 году основатель монастыря схимонах Зосима был прославлен в лике святых. А через 12 лет монастырь перевели в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Храм Святой Троицы
Полностью отреставрирован после советских гонений и репрессий. В нем совершаются все богослужения. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.
Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи
Находится прямо в монастырской колокольне, на втором ярусе. Он не отапливается, поэтому службы в нем проводят только несколько раз в год.
Каждую неделю после воскресного богослужения в Зосимовой пустыни проводятся православные учебные лекции для всех желающих. Бесплатно.
Для паломников здесь организуют специальные экскурсии, а также устраивают тематические беседы о русском монашестве для знакомства всех неравнодушных с его историей и традициями. На выбор вам предложат четыре темы продолжительностью около тридцати минут: «Монашество в русской культуре и истории», «Выдающиеся представители отечественного монашества», «Виды монастырей. Особенности монастырского устройства» и «Монашество как форма христианской жизни».
8:00 | Часы. Божественная литургия |
14:00 | Чтение Акафиста |
16:00 | Вечернее богослужение |
На экскурсию вы можете записаться по телефону 8-963-660-83-07.
В настоящее время гостиницы для паломнических групп нет, но возможно размещение небольших групп (по 3-4 человека) при наличии мест и только по предварительному согласованию с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой). Тем, кто планирует посетить обитель одним днем, тоже необходимо предварительно переговорить с настоятельницей монастыря.
Телефон для справок: 8-915-497-21-59.
Экспертное мнение
Екатерина Перова, доцент МГЛУ, кандидат культурологии:
— Зосимова пустынь знаменательна для нашей истории еще и тем, что проживавший там иеросхимонах Алексий (Соловьев) тянул из ковчега жребий с именем будущего Патриарха на Всероссийском Поместном Соборе 1917 года. Заседания Собора тогда проходили под звуки канонады. 18 ноября он, трижды перекрестившись, вытянул из ларца листок с именем митрополита Московского и Коломенского Тихона, определив тем самым судьбу Русской православной церкви в ее последующие тяжелейшие времена.