Когда патриарх Никон еще в 17-м веке задумал построить в России Новый Иерусалим, он знал: рано или поздно сюда поедут со всей страны. Ведь это уникальное место, полное название которого — Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, в 50 километрах от Москвы, своим пейзажем очень напоминает израильские земли. Те самые, где стоит Храм Гроба Господня. И свой Гефсиманский сад здесь есть (подобие того, где Иисус молился перед казнью). И река называется не Истра, как написано на картах, а Иордан (где крестился Христос).
В Воскресенском соборе, по задумке патриарха Никона, все должно было рассказывать о пути Христа. Поэтому внутри храма мы видим кувуклию (от греч. «опочивальня») — часовню, в которой находится Гроб Господень. У нас это как бы копия, символ того самого святого места. У входа — камень, подобный тому, с которого Ангел указал на место захоронения Христа, возле него обычно встают на колени и молятся.
Если обходить храм по кругу, увидишь все этапы последних дней Иисуса. Это так называемые храмы Скорбного пути. Вот - храм-темница. В ней, с закованными ногами, он провел ночь перед казнью. Наверху — Голгофа. Крест для нее привезли по заказу самого Никона — из Иерусалима.
А напротив входа в храм установлен камень миропомазания, на котором лежал Иисус, снятый с креста. На камне видна трещина — от фашистского взрыва. А справа от входа был похоронен патриарх Никон.
Адрес: Истра, ул. Советская, 2
Координаты: 55.921516, 36.852486
Режим работы: 7:30-18:30 (пн.-пт.); 7:30-20:00 (сб.),
6:30-18:30 (вскр.)
Официальный сайт: n-jerusalem.ru
Видео: Рушан КАЮМОВ
Монастырь начали строить при патриархе Никоне в 1656 году. Работали и в то время, когда тот попал в опалу у царя Алексея Михайловича. Работы продолжались при Елизавете Петровне (18-й век) и при Екатерине Второй, после того, как монастырь пережил сильный пожар. В 19-м веке это был центр паломничества.
Во время богоборческих 1930-х, когда монастырь был уже давно закрыт, расстреляли местных монахов. И вдруг… пропала вода в святом источнике. Люди до сих пор не могут понять, как такое произошло. Рассказывают только, что вода появилась вновь, едва в конце 1990-х монастырь вернули церкви и освятили.
С тех пор принялись за восстановление былой мощи и красоты. Говорят, были случаи исцеления от самых страшных недугов. Но для этого, как уточняют местные, надо не только молиться с верой, но и делать по жизни добрые дела.
Вот что рассказал о Новом Иерусалиме Владимир Егоров, экскурсовод из Истры.
Воскресенский собор
Внутри него находятся 44 церкви на первом и втором этажах. Поочередно в них (но не во всех) идут службы. Здесь же находится кувуклия с Гробом Господнем. Туда всегда стоит очередь: не пугайтесь, идет она быстро. У входа в кувуклию внимательно посмотрите на пол: реставраторы оставили часть старого настила из булыжников. Представьте, сколько веков до вас по нему ходили люди! И сам Никон, и царь Алексей Михайлович. Не забудьте запрокинуть голову вверх: над вами раскинется невероятной красоты купол высотой примерно с 12-этажный дом. В диаметре он 28 метров, это почти десятиэтажка.
Иордан
По пути к реке вы увидите скит патриарха Никона. Внутрь никого не пускают, но вы отчетливо представите, как он жил тут, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая… им ноги. Да-да, была такая традиция.
Храм Константина и Елены
Римский император, принявший христианство, и его мать, которая в четвертом веке нашла место погребения Иисуса, — храм их имен стоит в Новом Иерусалиме.
Святой источник
33 ступени вниз (по числу земных лет Христа) от храма Константина и Елены — и вы у источника. Того самого, который вдруг заглох в годы богоборчества, будто наказывая за неверие и издевательство над храмами. Источника, в котором больше никогда не должна пропасть вода.
Колокольни монастыря обожал писать кубист Аристарх Лентулов, четыре его работы посвящены “копии святой Земли”. Вспоминали золотые купола, мелодичный говор звонницы и камень миропомазания поэты Сергей Панченко, Федор Кормухин, Александр Бобров.
Впрочем, Ново-Иерусалимский монастырь и сам по себе является храмом искусства, ведь еще недавно в его стенах располагался музей с одноименным названием. Его фондовое собрание насчитывает 180 тысяч единиц и включает археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции. Посмотреть на шедевры Айвазовского, Шишкина, Левитана, Пикассо, Кустодиева, Дюрера, Фалька, Фаберже приезжали из Москвы и многих других городов.
Три года назад музей получил собственное здание в 300 метрах от монастыря, и почти сразу же здесь открылась постоянная экспозиция “Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века”. Здесь собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея. Большая часть поступила в собрание музея в послереволюционный период.
Теперь посетители могут увидеть еще и экспозицию “Особая кладовая”. Она объединяет предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов 16–20 веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров эмали и бытового серебра.
Экспертное мнение
Архимандрит Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:
— Новый Иерусалим — живое воплощение пятого Евангелия (так называют Святую Землю), в котором сама земля и все, что на ней благовествуют о днях земной жизни Иисуса Христа. Явление уникальное, не имеющее аналогов в мировой христианской культуре. Здесь даже названия окрестностей Истры были условно изменены на евангельские или библейские прообразы. Так река Истра становится Иорданом, четыре холма под монастырем стали горами Сион, Елеон, Фавор и Ермон, появляется Гефсиманский сад и Кедронский поток, образуются свои Вифлеем, Назарет, Галилея и Вифания, возникает Иудина земля и Иосафатова долина.
Для Нового Иерусалима очень актуальны слова народной мудрости: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, чтобы лучше понять феномен личности Святейшего Патриарха Никона и оценить его грандиозный замысел, увидеть красоту и благолепие созданной им святой обители, стоит посетить этот монастырь.
Александр Авдеев, доцент кафедры истории России и архивоведения исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университет:
— В стенах монастыря патриарх Никон создал интеллектуальную школу, и с произведениями его учеников, вырезанными на белокаменных плитах, можно ознакомиться в Воскресенском соборе. Справа от южного входа в собор можно увидеть огромную надпись – стихотворную летопись, посвященную истории создания Воскресенского монастыря. А на белокаменной плите, установленной в изножии гробницы патриарха Никона, высечена стихотворная эпитафия Святейшему, автором которой был его ученик, архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман. Обе надписи содержат загадку для любознательного читателя: по первым буквам каждой строки можно прочитать, кто и с какой целью создал эти произведения.