Буквально в нескольких километрах от МКАДа есть симпатичное место, подходящее для маршрута выходного дня. В Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь в Дзержинском организовывают экскурсии, но можно приехать самостоятельно. На территории пруд с лебедями, гусями и утками, трапезная, лавки с сувенирами и церковной утварью. Можно остановиться на ночь — есть гостиница.
Обитель большая: несколько храмов, два собора. Все здания построены в разные годы и даже эпохи. Много и новодела, но он не бросается в глаза, все аккуратно вписано в ландшафт.
Интересный эффект, когда более чем шестивековая история обители проступает слоями: где-то — кладкой древнего кирпича, где-то — почерневшей балкой.
Приезжать, конечно, лучше в летом. На территории много зелени, цветов. Под тенью деревьев есть лавочки. Тихое место для того, чтобы подумать о непростой отечественной истории и собственной душе.
Адрес: Дзержинский, пл. Святителя Николая, д. 1
Координаты: 55.622880, 37.841387
Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00
Официальный сайт: ugresha.org
Считается, что Николо-Угрешский монастырь основал Дмитрий Донской в 1380 году после схватки с Мамаем. Почему «считается»? Никаких письменных свидетельств не сохранилось. Но по косвенным признакам примерно в конце XIV века и возникла обитель. Она сразу же получила особый статус: известно, что ей помогали великие князья, игумены монастыря становились епископами в важных для Москвы епархиях. Сказывалась и близость обители к Острову — царскому потешному селу.
В Смутное время здесь перебывали все знаковые фигуры того времени. С восшествием на престол Романовых у обители наступил ренессанс. Царь освободил монастырь от налогов и фактически дал полную свободу перед государевыми людьми.
А вот в XVIII веке началось оскудение обители. Братия сократилась вчетверо — до 25 человек. Монастырь лишили льгот по сборам и податям, начали использовать как тюрьму и место пребывания инвалидов и умалишенных. Поток паломников сошел на нет. Оставшиеся монахи даже стали «баловаться» воровством и пьянством. Встал вопрос о закрытии обители.
Но все изменилось в 1834 году, когда настоятелем Николо-Угрешского монастыря стал игумен Иларий. В течение двух десятилетий он смог возродить былую славу обители. По праздникам она стала собирать десятки тысяч паломников. Богатые купеческие семьи жертвовали средства на восстановление храмов и помощь братии. Монахи построили водопровод, новые крепостные стены, больницу, завели рыбное хозяйство.
В 1918 году новая власть отдала обитель под детскую колонию Наркомфина. В бывшие кельи заселились члены трудовой коммуны. В 1940 году разобрали Никольский собор. В начале Великой Отечественной снесли колокольню — чтобы она не была ориентиром для немецких бомбардировщиков.
Возрождение обители началось в 90-е годы прошлого века.
Северная монастырская стена
Ее называют Палестинской или Иерусалимской. Памятник архитектуры, представляет собой символическое изображение Иерусалима в иконописной стилистике.
Никольский и Спасо-Преображенский соборы
Сюда стекаются все прихожане и паломники. Первый полностью заново восстановлен в 2004 году. Второй восстанавливали в течение девяти лет, внутри храм расписан палехскими мастерами.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Небольшой, но очень красивый пятиглавый храм. Строился в конце XIX века при богадельне на деньги благотворителей.
Храм во имя преподобного Пимена Угрешского
Небольшой храм на территории монастырского кладбища. Построен в честь настоятеля, который руководил обителью во второй половине XIX века. Форма храма напоминает церковь Покрова на Нерли.
Колокольня и храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи
Храм находится во втором ярусе колокольни. Иконостас состоит из икон, которые вернули обители из фондов Московского объединенного музея-заповедника.
Храм-часовня во имя Страстей Господних
Это полностью новый храм, до 2002 года его на территории Николо-Угрешского монастыря никогда не было. Интересен он тем, что построен в древнерусском стиле по проекту одного из монахов и отлично вписался в местный ландшафт.
Экспертное мнение
Александр Ракитин, историк, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
— В монастыре есть сооружение, менее популярное, чем остальные, между тем довольно интересное. Это Палестинская (Иерусалимская) стена, смотреть на нее нужно с внешней стороны и на некотором отдалении. Она выполнена по проекту исследователя русской архитектуры Федора Солнцева в духе древнерусских икон, на которых святые города представлены в виде большого количество башен и храмов. Солнцев именно в этой стилистике сделал часть стены Николо-Угрешского монастыря. Поэтому она воспринимается не просто как ограждение, а будто икона, воплощенная в архитектуре. Обычно туристы проходят мимо и не обращают внимания — просто по незнанию.