В десяти минутах езды на маршрутке от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры стоит Гефсиманский Черниговский скит — в Сергиевом Посаде особое место. Здесь не бывает такого скопления паломников, как в Лавре, хотя скит является ее подворьем. Видимо, причина в том, что стоит он на некотором отдалении. Как только выйдете на остановке, с дороги вы сразу увидите высокую краснокаменную колокольню. Пройдете через арку (обратите внимание на мозаичную икону Святой Троицы на ней) — и перед вами откроется храм, в солнечную погоду его золотые купола сверкают, и сам он выглядит ярким.
Территория скита небольшая. Здесь очень тихо, нет туристических очередей. Стоят лавочки в тени и цветут розы. За воротами — пруд.
Но главное, ради чего сюда приезжают, находится под землей. Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде знаменит пещерами, но не такими, о каких вы можете сначала подумать: это церкви, переходящие одна в другую, кельи и другие помещения. Попасть сюда можно только с экскурсией, которые проводят монахи. Не обязательно записываться заранее: группы набирают в верхнем Черниговском храме.
Адрес: Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1
Координаты: 56.306922, 38.178705
Режим работы: ежедневно, 6:30–19:00
Официальный сайт: skit-chernigovsky.ru
Видео: Иван МАКЕЕВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ
В 40-х годах 19 века в Москве знали юродивого Филиппушку. Человеком он был прозорливым и многое людям предсказывал. Родители Филиппушки — простые крестьяне из Владимирской области. На родине он женился, родились двое детей. Но смысл своей жизни он видел в служении Богу.
Однажды он оставил семью и отправился в странствие. Обошел (только вдумайтесь, что ходил пешком!) множество городов. Практически не ел, носил вериги (металлические оковы) и железный посох весом примерно 16 килограммов. Самое яркое впечатление в этом пути у него осталось от пещер Киево-Печерской Лавры.
После многолетних странствий Филиппушка пришел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Какое-то время жил при обители, а потом попросил разрешение недалеко от нее вырыть, как он сказал, «погребок». Запрещать никто не стал, и юродивый выкопал… совсем не погреб, а келью для себя. Об уединенном месте для молитв узнали другие монахи и поддержали Филиппушку. Появились пещеры для затворников — по типу тех, что юродивый видел в Киеве, а потом и подземная церковь. Так началась история Гефсиманского скита.
Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в то время был архимандрит Антоний, крестник Серафима Саровского. Он подарил новой церкви икону Черниговской Богоматери, откуда и пошло название этого места. Стало понятно, что сюда поедут паломники, и церкви нужен настоятель.
В 1851 году при Лавре служил отец Варнава. Ему тогда было всего 20 лет. Отец Антоний уважал его мнение, несмотря на молодость, и потому отнесся с пониманием, когда отец Варнава попросил отпустить его в более тихое место — Гефсиманский скит. Так здесь появился первый наместник.
Монаху доверяли и шли к нему за советом. Приезжал даже император Николай II. В отличие от сегодняшних дней, тогда на территорию женщинам было запрещено входить.
Гефсиманский Черниговский скит расширялся. Построили наземную церковь (изначально она была деревянной), потом колокольню. В советские годы, как и большинство храмов, скит закрыли. Стали привозить заключенных: в 20-е годы прошлого века тут создали тюрьму. Позже здесь располагался дом инвалидов, а потом склады.
От построек 19 века сегодня мало что осталось. Пещеры в советское время заливали водой, и обрушившиеся перекрытия пришлось восстанавливать. Сегодня туристам открыты две церкви, часовня и кельи — все они соединены подземными переходами.
С 1990-х годов Гефсиманский Черниговский скит относится к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре как ее подворье в Сергиевом Посаде.
Колокольня
Первое здание, которые вы здесь увидите, и самое высокое. Колокольня построена между 1895 и 1900 годами, представляет собой пять ярусов, общая высота — примерно 80 метров. К ней пристроены церковь Николая Чудотворца и церковь святых Константина и Елены. Колокол, который здесь находится, весит примерно 18 тонн.
Черниговский храм
Собор, который мы видим сейчас, — кирпичный и возведен на месте деревянной церкви, которая стояла раньше. Строительство шло с 1886 по 1889 годы, однако прошло восемь лет, прежде чем закончили отделку храма. Все время, что велись работы, службы проходили в подземных церквях. При том, что главная из них находится прямо под Черниговским храмом.
Подземный комплекс
Сюда вы пройдете в сопровождении священнослужителя, который расскажет об истории места и покажет подземные церкви. Самый старый, дошедший до нас и отреставрированный, — храм Архистратига Михаила. Его освятил митрополит Филарет в 1851 году. Вы удивитесь, что на пещеру здесь мало что похоже: уютная церковь с алтарем, росписями на стенах и сводах.
Второй подземный храм — во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В часовне иконы Иверской Божией Матери хранятся мощи Филиппа Гефсиманского.
Крошечные темные кельи впечатляют всех, кто сюда приходит. В некоторых из них невозможно даже прилечь: комнаты настолько узкие и маленькие, что монахи-отшельники молились в них сидя.
Все переходы — в росписях, и это отдельный пункт в программе экскурсии. Гид покажет вам также ключ, который бьет из-под земли. Он освящен, и здесь можно набрать воду в бутылки.
Жилой корпус
Сегодня монахи не живут в пещерных кельях, на территории стоит двухэтажный корпус. Скит мужской, но теперь сюда пускают и женщин, только нужно сохранять церковные порядки: юбки, прикрытые плечи, платок.
Сразу за жилым корпусом находится пруд.
Часовня Владислава Сербского
На берегу пруда стоит часовня святого Владислава Сербского. Ее построили над купелью. Источник здесь забил еще в 40-е годы 19 века. Монахи сделали колодец и брали отсюда воду для питья. Когда скит разрушили, пострадала и часовня. Позже ее восстановили. Сейчас она открыта для прихожан с раннего утра до девяти вечера.
6:30 | Утреня по будням |
8:30 | Утреня по выходным и праздникам |
17:00 | Вечерняя служба |
Черниговский скит можно увидеть на необычной художественной работе — цветной литографии. Ее создал художник Владимир Николаевич Соколов в 1917 году — ученик великих мастеров: Левитана, Серова, Поленова. В начале 20 века Соколов переехал в Сергиев Посад, где и жил до самой смерти в 1946 году. Этому городу художник посвятил многие свои работы, выполненные в разных техниках.
Литография “Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските” хранится в музее священника Павла Флоренского в Москве.
Экспертное мнение
Константин Филимонов, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, историк:
— Черниговская икона Божьей матери — необычная, она была писана на полотне. В Сергиев Посад попала из Хотьково, из семьи местного священника. Икону поместили в подземную церковь, где произошло ее прославление, после чего многократно увеличилось число паломников.
Наземная церковь в Черниговском ските построена архитектором Николаем Султановым, который считается одним из основоположников русского стиля. В документах он указан как инженер, и главная задача, поставленная перед ним, — построить каменный храм, не разрушив пещеру.
При ските была гостиница, где останавливались многие видные деятели русской культуры конца 19 века (например, Немирович-Данченко). Но она не сохранилась. Во время Первой мировой здесь жили беженцы, в основном, семьи священнослужителей, которые эвакуировались из оккупированных земель.