Вглядываясь в скромный портрет монахини Евгении — первой настоятельницы Борисоглебского монастыря под Истрой — и не подумаешь, что в молодости это была блистательная княгиня. Да-да, обитель в селе Аносино воздвигла светская когда-то дама, более того — родная тетушка поэта Федора Тютчева.
Потеряв мужа (он умер вскоре после свадьбы), Евдокия Тютчева так и не вышла второй раз замуж. Воспитав и выдав замуж единственную дочь, она создала обитель, которую сама же и возглавила. В монастыре изначально действовал строгий устав (не благословлялось даже разговаривать с посетителями, чтобы не отрывать время от молитвы - разговора с Богом). В обители до сих пор существуют строгие ограничения: принятие пищи, например, только два раза в день.
Борисоглебский Аносин женский монастырь зачастую называют Девичьей пустынью — по аналогии с Оптиной. И если последняя славится своими старцами, то в Борисоглебском есть старицы.
Были и страшные годы в истории монастыря, когда монахинь арестовывали и расстреливали, а в его стенах обосновалась советская сельскохозяйственная артель. Говорят, пробыла она там недолго — пока в амбарах не закончились запасы, сделанные монахинями.
В 1990-х монастырь вернули Церкви и дышащую на ладан полуразрушенную обитель принялись восстанавливать. Теперь тут растут дивные сады, а на огородах монахини выращивают все, что нужно им для жизни. Летом тут много трудников — тех, кто приезжает поработать на благо монастыря. Многие — из Луганска, Донецка и Молдовы.
Адрес: Истринский р-н, д. Аносино, Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37
Координаты: 55.838627, 37.007176
Режим работы: ежедневно, 7:00 – 19:00
Официальный сайт: anosinomonastir.ru
В 1796 году Евдокия Тютчева, которой было тогда 22 года, по большой любви вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Увы, вскоре тот простудился на охоте и через два месяца умер от туберкулеза. Так и не увидев своей дочки, которую Евдокия родила через несколько месяцев.
Княгиня сама воспитала дочь. В 1799-м она купила для летнего отдыха небольшое село Аносино. Построила усадебный дом, а в 1810-1812 годы — еще и каменную церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых Бориса и Глеба (в память об умершем супруге). Сделала все на свои деньги.
Но тут беда: в 1812 году войска Наполеона вошли в Москву и добрались до Аносино. Княгиня с дочкой и прислугой к тому времени уехали в эвакуацию под Тамбов. А когда по окончании войны они вернулись, то нашли усадьбу и церковь разоренными напрочь. Пришлось все восстанавливать заново.
К 1917 году Борисоглебский Аносин женский монастырь процветал. В нем жили около 180 монахинь и послушниц, которые занимались практически всеми видами сельхозработ.
В 1928 году монахиням объявили, что отныне они будут не монастырем, а… трудовой артелью. Потом начались аресты. Многие из оставшихся сестер ушли куда глаза глядят, а их кельи заняли местные жители — устроили такую коммуналку в монастыре, который еще недавно казался им святым местом.
Вскоре в монастыре расположилась сельхозкоммуна, в церкви во имя святителя Димитрия Ростовского устроили сельский магазин. Вплоть до 90-х годов на территории монастыря действовали авторемонтные мастерские. В 1992-м обитель начали восстанавливать.
Троицкий собор
Главный в монастыре храм сейчас ремонтируют, но вход в него открыт и службы идут.
Планируется, что у монастыря скоро будет свой музей. Помочь в его создании может любой желающий: если у вас есть исторические предметы 19-го — первой четверти 20-го веков (посуда, рукоделие, одежда, лампы, часы, сельскохозяйственные орудия), сестры готовы их принять.
Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы
Церковь примыкает к больничному корпусу. Тот самый храм, который построили в честь ангела дочери матушки Евгении. Между церковью и медкорпусом был крытый переход: таким образом монахини, находившиеся тут на лечении, могли попасть на службу, не выходя на улицу.
Церковь святого Димитрия Ростовского
Маленькая красно-белая церковь с зеленым куполом будто встроена в ворота. Она удивляет симметричностью и атмосферностью внутри. Вы увидите ее слева, как зайдете на территорию монастыря.
Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.
8:00 | Божественная Литургия |
17:00 | Вечернее богослужение |
Летом 2005 года при Борисоглебском Аносином монастыре поселился Владимир Григорьевич Волков — поэт, композитор, автор и исполнитель песен. Его творчество — это военная, патриотическая и религиозная лирика. С 1990 по 2003 год Волков провел сотни концертов в воинских частях, училищах и больницах, выступал на благотворительных творческих вечерах, участвовал в военно-патриотических акциях. В том же 2003-м он был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I степени.
В Борисоглебском Аносином монастыре Волков провел свои последние месяцы: исполнял послушание, ухаживая за садом, написал несколько новых произведений.
В книге о Владимире Волкове “Я за жизнь короткую свою…” автор замечает, что здесь, в Борисоглебской обители, сбылось многое, о чем поэт писал в своих стихах:
Мне бы только уйти в эту ширь —
В ту, что зорко от нас стерегут.
Глядь, и встретится тот монастырь,
В коем сжалятся и постригут…
***
Возле храма погост, там и место мое.
Позабыв все свои дарованья,
Избегу суеты — да по тропочке в храм,
Чтоб успеть к своему отпеванью…
В ноябре 2005 года Владимир Волков скончался и был похоронен на небольшом сельском кладбище недалеко от монастыря.
Экспертное мнение
Александр Ракитин, историк, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
— Была усадьба, принадлежавшая Мещерским, и в какой-то момент в 19 веке в приусадебном храме возникла небольшая женская община. В России почти все женское монашество того периода времени выросло из таких небольших общин. Причем женщины, которые в них жили, не принимали постриг, но фактически жили как монахини и называли друг друга “сестры”. Инициаторами, как правило, были дворянки, купеческие дочери, многие получали благословение на создание подобных общин от старцев.
В Аносино храм и небольшая рядом территория уже потом получили статус монастыря. От усадьбы ничего не осталось: ни парка, ни господского дома. А вот церковь стала монастырским собором, со временем тут появились кельи и ограда, но внутри осталась уютная камерная атмосфера.