В мае и июне 2021 года российский телеведущий и талантливый чтец Владимир Глазунов отправится в большой творческий тур по городам России. Зрителям он представит поэтическую программу «Ностальгия по настоящему». Поддержал проект Фонд «Созидающий мир» во главе с основателем Вячеславом Заренковым. Уже 15 мая Глазунов выступит в Петропавловске-Камчатском, а затем вместе с командой отправится во Владивосток, Мирный, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Ижевск и в другие уголки нашей страны. Накануне старта проекта Владимир рассказал «Комсомольской правде» о предстоящем туре.
— «Ностальгия по настоящему» — о чем эта программа и что для вас в данном контексте «настоящее»?
— Ностальгия по настоящему — это строчка из стихотворения Андрея Вознесенского, написанного в 1975 году. Настоящие поэты — пророки. Они видят наперед, в свои строчки упаковывая какую-то тайну. Это доказал Вознесенский в стихах «Ностальгия по настоящему». Он пишет о мафии, Боге, пластике — темах, о которых 50 лет назад не говорили. Вознесенский увидел, что ждет нас впереди, и что жизнь наша отчасти станет пластмассовой, ненастоящей. И что еда станет не очень вкусной, и что развлекать нас будут пошлыми шутками, и что веселить мы себя будем тяжелыми алкогольными напитками.
Вокруг столько шелухи, и, если ее отбросить, останется именно настоящее. Смех, радость, эмоции, вера в светлое будущее, счастливые лица рядом, отсутствие фальши — светлое настоящее. Ведь мы все лампочки, светлячки, но задавили себя немного, тусклыми ходим по жизни, наигранными, в масках. Не случайно зрители на моих выступлениях рыдают. Когда ты в темноте зала слышишь строчки и мысли, в которых ты сам себе не признавался никогда, непроизвольно открываются те створки души, которые закупорились. И хочется их раскрыть, провести к настоящему тропинку, а затем и широкую дорогу.
— Произведения каких авторов вошли в программу тура?
— Произведения авторов, которых я люблю. Они меня трогают, задевают, являются для меня дорогой в настоящее. Причем неважно, это классики жанра, современники или совершенно новые для меня имена. Если говорить о классиках, я очень люблю Серебряный век — Сашу Черного, Марину Цветаеву. Ее творчество присутствует отдельным блоком. Также в программе читаю шестидесятников, того же Вознесенского. Из неожиданного — поэзия Аллы Пугачевой. Зрители даже не подозревают, что она писала такие стихотворения. Также будет творчество других современных авторов, с которыми отрадно знакомить публику. Мало кто знает Ирину Самарину, Монику Котову, Макса Терна, Диану Балыко. Все эти авторы задевают струны души, и я уверен, что в поэзии их ждет большая и светлая дорога.
Почему-то судьба поэта такова, что при жизни его не признают и не почитают. Но проходят годы, и мы вдруг начинаем понимать, что Пушкин — это Пушкин. Настоящему таланту сложно пробиваться. И современному поэту тоже. Но есть такие исполнители и чтецы, я в их числе, которые помогают авторам приблизиться к зрителю.
— Почему вы решили включить в программу поэзию Галины Заренковой?
— Галина Заренкова — один из авторов, которые стали для меня открытием. Когда мы познакомились, я понял, что эта поэзия мне интересна. В моей программе целых два блока посвящены творчеству Галины Николаевны Заренковой. Стихотворения связаны в единую историю, опять-таки, о настоящем.
Поэтессы в большинстве своем пишут женскую поэзию. Если говорить о современных авторах, это Лариса Рубальская, Сола Монова. А у Заренковой поэзия, которая не делится по гендерному признаку. Ее можно читать и чувствовать как мужчинам, так и женщинам. У меня какое-то легкое и точное восприятие стихов Галины Николаевны. Как чтец и исполнитель я понимаю, что мы находимся с ней на одной волне. Поэтому я не мог не обратить внимание на ее стихотворения. Они меня трогают и поэтому так активно присутствуют в нашей программе.
— Первый этап поэтического тура прошел в прошлом году. Как программу встречали в городах, где вы уже выступили?
— Перед началом тура я волновался, не знал, как это будет.Ведь я известен в основном как телеведущий, телевизионный режиссер. Почти 20 лет веду программу «Рожденные в СССР» на телеканале «Ностальгия». И вот года три-четыре назад я увлекся поэзией и стал популяризировать современных авторов. Это все попало в интернет и, к моему удивлению, моментально стало разлетаться по миру. Благодаря этому публика узнала меня не только как телеведущего, но и как исполнителя поэзии. Зрители всегда встречают тепло. Как правило, не хотят отпускать, даже когда программа длится по 2-3 часа. Современные поэты в разных городах приносят мне свои стихотворения, читают их. Они хотят, чтобы о них узнали не только в том городе, где они живут, но и во всей стране.
— Музыку для программы специально написал композитор Сергей Сиротин. Как происходила работа над проектом? Какие были сложности, всегда ли удавалось договориться?
— Сергей Сиротин и его музыка — абсолютное украшение этого спектакля. Да, у творческих людей всегда возникают разногласия из-за разных точек зрения. Первоначально стихотворение выбираю я, после оно отправляется к Сергею. Он уже пытается дать произведению музыкальную огранку. Потом мы слушаем результат совместно с нашим режиссером Ольгой Константину. Иногда она придумывает, как это может звучать музыкально, дает наводки по настроению и эмоциям. Если у нас с Сергеем случается дуэль, поединок, несогласие, нам необходим секундант в лице Ольги. Она замечательный режиссер, который очень тонко чувствует и поэзию, и музыку. Благодаря ее чутью мы находим конечное решение и достигаем гармонии.
— Что хорошее стихотворение отличает от плохого? Как вы это чувствуете?
— У меня нет такой жесткой градации. Хорошее стихотворение я определяю внутренним чутьем. Кому-то оно может показаться примитивным и простым. Многие, например, не воспринимают поэзию Эдуарда Асадова, считают, что это слишком ненастоящее и невысокое искусство. Но мне он нравится. Кто-то любит исключительно высокую классику — Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Кто-то предпочитает поэзию Серебряного века, кто-то — шестидесятников. Среди этих авторов я тоже нахожу свои стихи. И современников ялюблю. Пытаюсь их открывать, через свою любовь донести творчество до слушателей и зрителей. А кто-то не приемлет современных поэтов. Поэтому важно, чтобы сердце отзывалось. Если ты чувствуешь, что это твое, если тебя цепляет какая-то строчка и ради нее ты готов проникнуться сутью всего произведения — это хорошее стихотворение. Еще мне кажется важной подача. Одно и то же стихотворение можно прочитать по-разному. Не все исполнители смогут зацепить. Чтецов сегодня много: кто-то делает это более профессионально, кому-то еще учиться и учиться.
— В интернете видео, на которых вы исполняете стихотворения, набирают десятки и сотни тысяч просмотров. Читать чужие стихотворения сложно?
— Мне не сложно читать чужую поэзию. Я вообще не считаю ее чужой. Если вдруг ты проникся стихотворением, то оно стало и твоим тоже. Ты сможешь донести его суть и смысл. Тот, кто воспроизводит стихотворение, отчасти является его соавтором. И эти произведения уже не чужие, они становятся родными. Я читаю их с такой легкостью и пониманием, что люди говорят после концертов: «Вы так это прочувствовали, признайтесь, что это ваши стихи». Нет, я писал только в ранней юности. Больше не пишу. Особенно после того, как столкнулся с такой поэзией, до которой мне, как автору, расти и расти.
— Какую поддержку в организации тура вам оказал «Созидающий мир»?
— Фонд «Созидающий мир» для нашей команды — благотворитель и человек — Вячеслав Адамович Заренков. Он создал этот фонд и руководит им. Благотворит он меня и огромное количество творческих людей: помогает художникам, писателям, создает специальные премии, поощряет начинающих молодых писателей, коллекционирует разные виды искусства. К тому же, Вячеслав Адамович сам является прекрасным художником, поэтом, писателем. И он не закрылся в собственной самости, а чувствует таких же творцов рядом и пытается им помочь. Как правило, творцы – люди небогатые, им очень нужна подобная поддержка.
Мы тоже испытали необходимость обратиться к Вячеславу Адамовичу. Если у нас в туре возникают сложности, вопросы с арендой залов или перемещениями по стране, нас поддерживает фонд «Созидающий мир». Он помогает пропагандировать высокое современное поэтическое слово. Попсовые концерты итак собираютогромное количество зрителей. По телевизору бесконечно показывают одних и тех же артистов и, разумеется, зрители на них идут. Но это не значит, что они получают качественный продукт. Как правило, это какая-то ерунда, которую народу навязали. Почему-то в нашей стране не принято навязывать то, что просвещает умы и сердца. То, что делает нас немного чище, добрее, светлее. А именно в этом суть поэтического слова современных авторов. И слава Богу, что есть такие благотворители, которые помогают артистам, молодым чтецам, художникам и писателям продвигаться в люди.
На заметку Подробности о поэтическом туре «Ностальгия по настоящему» , покупке билетов и месте проведения можно узнать в группе vk.com. |