Число турпоездок по России неумолимо приближается к рекордной отметке в 92 млн. Цифры за 2024-й Росстат еще не подбил, но динамика такая: два года назад поездок было 68,5 млн, год назад — уже 78 млн. С какими ожиданиями туристическое сообщество вступает в 2025 год, чем будут удивлять — говорили на круглом столе в «Комсомолке».
Беседа стартовала с разговора о трендах, которые зафиксировал рынок в 2024 году.
— Я расскажу про один из них. С каждым годом он набирает обороты — это событийный туризм. Он является драйвером развития туризма не только в целом в стране, но и на конкретных территориях. Это направление — точка сборки активных, креативных людей. А еще — самый эффективный инструмент продвижения конкретной территории, — поделился председатель правления ФРОС Region PR, автор проекта «Россия вдохновляет на путешествия» Геннадий Шаталов.
Спикер заметил, что направление столь востребовано, что конкурировать между собой в нем начинают не просто регионы, а города внутри одной области/края/республики.
— Как стать хитом? Нужно создавать турсобытие! Именно туристическое, чтобы оно транслировало через себя аутентичность конкретной территории. Например, на днях в Забайкальском крае мы общались с представителем одного из муниципалитетов Агинского Бурятского округа. Там делают замечательный фестиваль «Агинская баранина на камнях Хорхог». На этом фестивале аутентичность есть — привязка к агинской баранине, которая известна во многих регионах страны. Сейчас приближается Масленица, во многих регионах она сопровождается празднованиями. Но туристы выбирают ту, у которой есть свои «фишечки», привязка к территории.
Событийный туризм — это не только конкретные фестивали, которые длятся уик-энд, а затем берут тайм-аут до следующего года. В этой нише работают и учреждения культуры.
— Есть исследование, что только 17% энергии мы получаем из продуктов питания, а 67% — из впечатлений, — поделилась директор Центрального академического театра Российской Армии Милена Авимская. — Театр Армии создавали лучшие творцы СССР: Алабян и Симбирцев, Бруни, Дейнека, Герасимов, Фаворские и др. У нас есть иммерсивный спектакль «Театр Звезда». Постановка позволяет пройти 13 локаций, 1720 шагов и погрузиться в жизнь театра, в том числе и во фронтовые годы. Это очень впечатляет! У нас и сегодня творят мастера сцены: режиссеры Лазарев, Чусова, Сафонов, Шульева, актеры Чурсина, Богданова, Покровская, Стриженова, Стоцкая, Балуев, Аверин, Домогаров. Каждую встречу зрителя с театром можно назвать событийным туризмом!
— Существует множество «рецептов» для привлечения туристов, но один из самых главных — это вау-эффект, — продолжает тему гендиректор Фонда «Атом» Елена Мироненко. — Наш музей строили при поддержке госкорпорации «Росатом». Это огромный объект — больше 25 тысяч квадратных метров, три подземных этажа. И чем же привлекать аудиторию на такую масштабную площадку? Стоит отметить, что на рынке Москвы очень жесткая конкуренция среди объектов показа, а это более 400 музеев, свыше 200 театров и множество других туристических площадок. Подобные институции очень часто не воспринимают себя как объекты туриндустрии, именно поэтому им не хватает продвижения во внешних каналах коммуникации. В подобной ситуации необходимо прибегать к использованию активного маркетинга. Помимо этого, объектам показа необходимо налаживать взаимодействие с посетителями через работу с сервисом и интересную событийную программу.
Александр Сирченко, заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям туроператора FUN&SUN, отметил:
— Современный турист ищет яркие эмоции и уникальные впечатления. Это может быть участие в событиях, мастер-классы или необычные маршруты, которые выделяют регион среди других. При этом от современного туриста есть запрос на персонализацию: он хочет сам выбирать, комбинировать услуги, формировать поездку под свои интересы.
Сирченко напомнил и о продвижении регионов, которые имеют большой потенциал, но пока недостаточно известны.
— Дальний Восток, Арктика, Карелия — это направления, которые требуют поддержки, и мы видим, как чартерные программы и насыщенные маршруты могут значительно повысить их популярность. Важно создавать турпродукты, которые не только соответствуют запросам современного туриста, но и предоставляют комплексные решения: удобные перелеты, комфортное проживание и яркие эмоции, чтобы каждое путешествие было незабываемым.
Генеральный директор Агентства по туризму, образованию и инновациям, руководитель комитета по детскому, молодежному и семейному туризм Олеся Мулиер обратилась к коллегам с просьбой заметить не всегда видимое, но при этом важное направление в индустрии — детский туризм.
— Это специализированная отрасль, самая зарегулированная, самая сложная. 2024 год показал несколько направлений, которые набирают обороты. У нас все привыкли, что достаточно поставить аниматора в костюме, который быстро что-то расскажет, проведет квест и все. Какое-то время это работало. Но сейчас уже нет. Благодаря госпрограммам появились новые смыслы в путешествиях для детей и молодежи. Просто взять ребят, посадить в автобус, привезти в музей, забрать и привезти обратно — не интересно прежде всего детям. Если контент не соответствует их жадному, в хорошем смысле, мозгу, если экскурсовод начинает медленно говорить, ребенок теряет внимание. Дальше ему будет неинтересно.
Другое направление, которое все больше популяризируется в России, — деловой туризм. В 2024 году отрасль испытывала бурный рост: по сравнению с показателями годом ранее — +19%. По состоянию на 15 декабря 2024 года объем рынка делового туризма составил 800 миллиардов.
— Разработать маршрут для делового туриста — это не то, что культурно-познавательный маршрут для обычного путешественника. Делового туриста все хотят сделать возвратным. Человек выезжает в командировку с деловыми целями, например, в Сибирь. Как говорится, не по своей воле — мы так шутим. Он должен туда вернуться потом по своей. Потому что регион должен его любить, удержать. Мы долго шли к тому, чтобы оторвать делового туриста от турецких берегов, и все это получилось. То есть не было бы деловому туристу интересно в наших регионах, никто бы никуда не ехал, съездили бы один раз, — рассказала основатель и председатель совета директоров ГК «Конкорд», исполнительный директор АНО «Проектный офис индустрии организации мероприятий» Наталья Евневич.
Эксперт указывает: деловые туристы приносят в регион в 6 раз больше финансов, чем обычные путешественники. Поэтому это желаемые гости.
— Что надо сделать региону, чтобы удержать, вернуть таких туристов? Важная логистика, инфраструктура и «магниты». Надо как-то доставить туриста, а затем влюблять его в свой край.
О том, как регион может помогать бизнесу и отраслевым партнерам активно развиваться и наращивать количество туристов у себя говорил директор Агентства туризма и продвижения Тюменской области Дмитрий Пухов:
— Турпоток в Тюменскую область по итогам 2023 года составил больше четырех миллионов человек, а если смотреть статистику текущих новогодних праздников, мы уже видим тенденцию к росту еще на 10% по итогу 2024 года. Мы видим следующую тенденцию: благодаря системному подходу к продвижению турпотенциала средние траты гостей и продолжительность поездки увеличиваются. И очень важно, что инструменты продвижения сделали турпоток к нам всесезонным. Мы начали с того, что создали единый региональный бренд. Появился узнаваемый логотип, слоганы — «Холодные снаружи — горячие внутри», а «В Сибирь по своей воле» даже стал названием национального туристского маршрута региона.
Представитель региона обратил внимание, что важно определить целевую аудиторию гостей. Сначала «целиться» в соседей. Далее охватывать другие субъекты, с которыми выстроена удобная логистика. И конечно же, продвигать свой туристский продукт в Москве и Санкт-Петербурге.
— Ядро целевой аудитории в нашей маркетинговой стратегии — это преимущественно женщины от 25 до 45 лет. Комплексно мы предлагаем четыре ключевых направления. Это уникальные термальные минеральные источники, Тобольск — древняя столица Сибири, как отдельная туристская дестинация. Сибирская кухня, ставшая визитной карточкой Тюменской области. И, конечно же, яркие событийные мероприятия, которые очень интересуют наших гостей.
Вице-президент НП НАИТО, директор МБУ «ТИЦ Воронежа» Екатерина Шрамко дополняет:
— Стереотип курортного отдыха уже уходит. Активно развивается отдых в формате «тур выходного дня». Если территория готова инфраструктурно и морально — к сожалению, некоторые российские города до сих пор очень «стеснительные», — то можно смело утверждать: туризм — внесезонное явление. Российский турист хочет впечатлений, разнообразных.
Вопроса развития отельной инфраструктуры для туристов в российских регионах в своем выступлении коснулась Дарья Кочеткова, управляющий директор сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов «Островок»:
— Растущий интерес к поездкам по России наблюдается в сегменте самостоятельных путешествий. Люди больше не откладывают поездки по стране «на потом» и начинают самостоятельно изучать даже отдаленные регионы — Камчатку, Байкал, Сахалин, Дагестан, Русский Север — спрос на них за год вырос на четверть. Также большой потенциал мы видим в сегменте автомобильного туризма и поездок выходного дня по домашнему или соседнему региону. Важно отметить, что удовлетворить растущий туристический спрос только лишь классифицированными средствами размещения не удается — так, более трети всех бронирований в 2024 году приходились на неотельные форматы размещения — апартаменты, глэмпинги, гостевые дома, коттеджи. Для поддержки интереса к внутреннему туризму важно продолжать развитие гостиничной индустрии, делать ее доступнее и разнообразнее для разных категорий путешественников.
Среди сформировавшихся на последний год туристических трендов Кочеткова выделяет заблаговременное планирование путешествий: по данным «Островка», число бронирований, совершенных за два месяца и более до заезда, выросло на 20%, а также повышенный спрос на длительное размещение сроком более трех недель.
ВАЖНО! «Комсомолка» поможет туристическим проектам рассказать о себе — Российский турист хочет узнавать о своей стране. Этот интерес мы заметили еще много лет назад, и именно так появился наш сайт о внутреннем туризме «Отдых в России». А потом из него выросла премия «Маршрут построен». Сайт стал ответом на запрос пользователей, а премия была ответом на запрос людей, которые развивают туризм в нашей стране. Мы решили, что им важно дать площадку, где они могут сами рассказать о себе. Причем рассказать тем людям, которым это интересно, которые хотят знать, куда бы им в их собственной стране поехать, — поделилась шеф-редактор спецпроектов KP.RU Дарья Панкина. Заявочная кампания премии «Маршрут построен» идет до 25 января. Одна из самых популярных номинаций — культурно-познавательный туризм, как наиболее широкая и общая. Следом идут семейные путешествия, активный туризм, агротуризм. У организаторов премии уже практически 900 заявок. — Мы смотрим, что хочет российский турист, о чем ему рассказать сегодня, завтра, послезавтра, какой вопрос его больше всего интересует. Поэтому к нам приходит только целевая аудитория. Это те люди, которые планируют поездку куда-то в России, ищут о ней больше информации и готовы отправиться в то или иное место. И сейчас мы видим, что подобный подход оправдан и эффективен. Более 3 миллионов уникальных посетителей в месяц приходят на наш сайт. Мы занимаем второе место в рейтинге сайтов LiveInternet, по данным за 31 день, в категории «Путешествия», — добавила Дарья Панкина. |