Итоги туристического года в России подвели 6 декабря 2023 года на Круглом столе в редакции «Комсомольской правды». Эксперты в сфере туризма собрались поговорить о том, какие направления отдыха оказались наиболее востребованными у россиян в этом сезоне, какие позитивные изменения отметили туристы и над чем еще предстоит работать.
— Для нас большая честь принимать вас в стенах «Комсомольской правды». Надеюсь, что такие встречи станут постоянными. Наши читатели хотят черпать информацию из самых надежных источников, — приветствовала гостей генеральный директор и главный редактор медиагруппы «Комсомольская правда» Олеся Носова. — «Комсомольская правда» всегда обращается к лучшим экспертам и передает это своим читателям, слушателям.
Собравшиеся специалисты делились свежими данными, обсуждали проблемные вопросы отрасли, перспективы ее дальнейшего развития и строили планы на ближайшее будущее.
Для развития сферы путешествий в России реализуется самый молодой из национальных проектов — «Туризм и индустрия гостеприимства». Он должен помочь сделать отдых внутри страны более доступным и комфортным.
— Цель нацпроекта, чтобы к 2030 году число поездок по России удвоилось и достигло 140 миллионов. Сейчас это порядка 60–70 млн в год, — рассказала заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» Ирина Осадчая. — В среднем у нас люди путешествуют один-полтора раза в год. Хорошим показателем считается 3–4 поездки в год.
Значительно увеличить число путешествий можно за счет туров выходного дня. Также требуется развитие сети маршрутов и информирование людей. В части продвижения и расширения возможностей с нацпроектом второй год работает организация «Национальные приоритеты»:
— В национальном проекте идет системная работа по созданию брендированных туристических маршрутов. Это серьезно перекликается с работой, которую проводит «Комсомольская правда» по популяризации этих маршрутов, по их предоставлению читателям в привлекательном виде. — отметила Ирина Осадчая. — Есть еще один национальный проект — «Малое и среднее предпринимательство». Внутри него огромное поле возможностей для частной предпринимательской инициативы. Это и льготное кредитование, гранты, субсидии.
Внутренний туризм в этом сезоне продолжил расти. За три квартала с начала 2023 года, по данным Росстата, число поездок по стране выросло на 16,5 процентов. Это влечет за собой и конкуренцию среди регионов, заинтересованных в том, чтобы туристы ехали к ним. Особенно востребованы в минувшем сезоне оказались путешествия для детей.
— Аналогов в новейшей истории буму детского туризма, который мы наблюдаем в этом году, для нашей страны нет, — поделилась итогами сезона член комитета по туризму Госдумы РФ Алла Салаева. — Программа, по которой регионам выделили средства на организованные поездки школьников, позволила детям узнать свою страну. Это активизировало работу детских туроператоров.
Возможности для открытия новых маршрутов для путешествий появились и благодаря выставке «Россия», в рамках которой на ВДНХ регионы презентуют свой туристический потенциал.
Еще одно перспективное направление — экологический туризм. Сейчас ведется благоустройство национальных парков, где создают экотропы и прилегающую инфраструктуру. А программа Минсельхоза «Агростартап» позволяет развивать сельский туризм. Реализуется проект «Великий волжский путь», который позволит посмотреть на страну с реки. Ведется работа по созданию всесезонных морских курортов в нескольких регионах России.
Россияне довольно активно едут в белорусские здравницы. И это лишь один из востребованных видов путешествий в соседнюю страну.
— Последние лет десять наблюдается устойчивый рост интереса к экскурсионному туризму. Это и железнодорожные, и автобусные туры. Сейчас радует открытие новых рейсов с разными регионами России, — отметил директор Национального агентства по туризму Республики Беларусь Дмитрий Морозов. — Во время пандемии появились «Ласточки» между Москвой и Минском. Это добавило туристов, в том числе индивидуальных.
Наряду с интересом к Минску среди россиян растет популярность Гродно, Бреста и Витебска, а также Могилевской и Гомельской областей. В свою очередь белорусы с удовольствие едут в Карелию, Санкт-Петербург, Москву, Псков, Смоленск. А сейчас туроператоры открывают для себя и туристов регионы Урала и Сибири. В обоих направлениях развивается оздоровительный и спортивный туризм, расширяются экскурсионные программы.
В этом году отдыхающим в России больше всего понравилась красивая природа и хорошая погода. Эти достоинства чаще других отмечали туристы, опрошенные Всероссийским центром изучения общественного мнения по итогам летнего сезона 2023.
— Приоритеты остаются: природа, чистый воздух, реки, озера и моря манят отдыхать в России, — рассказал директор по работе ВЦИОМ с органами государственной власти Кирилл Родин. — И у нас наконец-то начала отмечаться положительная динамика с точки зрения оценки инфраструктуры отдыха.
Число тех, кто отмечает позитивные изменения в части сервиса и обслуживания, за год выросло вдвое. А вот тратами путешественники оказались недовольны — заплатить пришлось больше, чем планировали еще весной. При этом отдыхали меньше:
— В этом году заметные изменения среднего количества дней, которые россияне отдыхали: с 30 дней в 2022 году до 22 дней в 2023-м, — подчеркнул представитель ВЦИОМ.
Добираться на отдых россияне предпочитают на машинах — это вид транспорта номер один. Половина путешественников этим летом передвигалась по стране на автомобилях. Второе место досталось поездам, опередившим в этом случае самолеты.
И хоть автотуризм стремительными темпами растет, сказать того же о придорожной инфраструктуре пока нельзя. Как отметили участники Круглого стола, в некоторых регионах, особенно в восточной части страны, недостаточно даже заправок. А помимо них нужны еще мотели, съезды с трасс, парковки, точки питания.
И тут автомобильный туризм мог бы идти в тесной связке с гастрономическим: кафе у дорог тоже не хватает. С учетом многообразия национальных кухонь в стране, по пути к месту отдыха можно было бы совершать сопутствующий гастротур, если таковой не цель путешествия. Кулинарная составляющая важна в любом виде туризма, поскольку около трети денег люди в отпуске тратят на еду. И с этим предстоит работать, как и с развитием отдельного гастрономического направления.
— В этом году я посетил очень много регионов нашей страны. Многие уже подошли к тому, чтобы создавать целые региональные концепции развития гастрономического туризма, — поделился наблюдениями президент Международного эногастрономического центра, председатель комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии Леонид Гелибтерман.
Согласно международным исследованиям, более половины путешественников меняют свое мнение о стране или регионе после того, как знакомятся с кухней. И в этом заложен огромный потенциал, который нужно использовать.
— У нас заметным образом возросла доля тех, кто едет за гастрономическими впечатлениями в регионе, — сообщил Гелибтерман. — Это, безусловно, является одним из трендов.
Наибольшей популярностью у российских туристов на протяжении ряда лет пользуются Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи и в целом Краснодарский край. Вместе с тем у многих регионов есть огромный потенциал для развития сферы путешествий. Новые центры притяжения туристов нужно создавать в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. Для успешной работы важно понимать востребованность конкретных направлений. Помочь здесь могут онлайн-платформы, через которые россияне и иностранцы бронируют путешествия.
— В туризме в последние три года очень активно влияние межотраслевых компаний. Все они приходят со своей экспертизой, со своими задачами, в том числе в рамках национального планирования и развития регионов, — рассказал член Российского союза туриндустрии, ассоциированный член АТОР Кирилл Волков. — Здесь требуется четкая, понятная аналитика. Прежде всего, различные маршруты, их перспективность. И основано это должно быть на конкретных аналитических данных о передвижении наших граждан, туристов, которые приезжают из-за рубежа в нашу страну, сколько денег они тратят, какие у них приоритеты в каждом конкретном регионе.
На основе таких данных, полученных от онлайн-платформ, можно разрабатывать мастер-планы по продвижению новых направлений и подсчитывать, сколько денег для этого необходимо. Так регионы можно будет развивать вместе с бизнесом — предприниматели придут туда, где есть перспективы, и куда туристы повезут деньги.
После подведения итогов 2023 года на Круглом столе рассказали о новом сезоне национальной туристической премии «Маршрут построен», которая проводится в третий раз. Медиагруппа «Комсомольская правда» учредила конкурс в 2021 году, чтобы познакомить россиян с красивыми и интересными местами по всей стране и поддержать тех, кто развивает внутренний туризм.
Участниками премии «Маршрут построен» уже третий год становятся люди, предприятия, организации, бизнес-компании, отдельные проекты, — все, кто вносит значительный вклад в развитие сферы путешествий. Премия народно-экспертная. На первом этапе за участников голосуют пользователи сайта kp.ru. Затем из шорт-листа, составленного на основе читательского голосования, экспертное жюри выбирает победителей в разных номинациях.
География конкурса и интерес к нему достаточно велики — в прошлом году со всей страны пришло более 450 заявок. А свои голоса за участников отдали около 800 тысяч читателей «Комсомольской правды».
В сезоне 2023–2024 года генеральным партнером премии выступает АНО «Национальные приоритеты». Прием заявок на конкурс стартует в середине декабря 2023.