Есть у туристов вопросы вечные, как клич продавца чурчхелы на сочинском пляже. Сколько денег готовить на летний отпуск, например. А есть новые, актуальные именно в этом сезоне. Что будет с пляжами Анапы? Отменят ли санкции, сильно повлиявшие на наши путешествия?
На те и другие вопросы «КП» постаралась найти ответы на весенней туристической выставке MITT и Всероссийском конгрессе турагентов, которые только что прошли в Москве.
Да, интерес к путешествиям по России продолжает расти. Но цены на отдых растут еще быстрее, признают эксперты.
— Цены на туристические услуги внутри страны постоянно растут. Два года назад я летал из Москвы в Нальчик за 13 тысяч рублей, а в этом году — уже за 21 тысячу, причем лоукостером. Оптимизм отельеров и авиаперевозчиков подпитывается высоким спросом, но он может довольно неожиданно закончиться, потребитель просто перестанет пользоваться услугами за такие деньги, — описал ситуацию гендиректор туркомпании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
А теперь цифры: стоимость проживания в отелях уровня 3* на наших курортах выросла за год на 24%. А в более дорогих, «четверках» и «пятерках», — на 12%. Эти данные привела Екатерина Харджиева, руководитель департамента компаний «Мантера».
Даже в Крыму, где в предыдущие пару лет гостиницы изо всех сил держали цены (в отличие от Краснодарского края) летом 2025 отдых будет стоить дороже. На 10-20% в среднем. Но может и больше:
— В первую очередь это касается отелей, работающих по системе «все включено». Таких на полуострове порядка 25. У них цена может вырасти на 30%. В апартаментах и частных отелях, я думаю, цены более чем на 20% ли вырастут, — считает Оксана Булах, заместитель гендиректора Национального туроператора «Алеан».
Так или иначе, спрос на отдых в Крыму явно растет — сейчас забронировано на 30-35% больше поездок, чем год назад.
Рост цен — не только российская история. В Турции отели просят у отдыхающих на 10-15% больше денег, чем прошлым летом, сообщил Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «Арт-Тур».
— Люди, привыкшие отдыхать в отелях 5*, продолжают их бронировать, но, если бюджет не соответствует ожиданием, берут тур на 9 дней вместо десяти, — говорит Арутюнов.
Сразу оговоримся: мы сейчас не про реальную экологическую ситуацию на Черном море, а про настроения туристов, отельеров и туроператоров.
— Анапа принимает 4,5 млн туристов. Такой объем невозможно «раскидать» по другим курортам. Кроме того, именно в Анапе наибольшая концентрация отелей «все включено» с бассейнами, SPA-центрами и детскими клубами. Наконец, 70% туристов добираются в Анапу на автомобиле. Они не пересядут на самолет, поскольку дополнительные расходы составят более 100 тысяч рублей на семью, — говорит Оксана Булах. — Есть туристы, что выжидают, но есть и те, кто сразу аннулировал свои брони Анапы. Часть из них, 20-30%, отправится в другие регионы, в частности, Крым. До 15% анапского потока могут забрать Турция и особенно Египет, который предлагает летом хорошие цены. За Уралом хороший спрос на Таиланд и Вьетнам.
— Семьи с детьми чаще всего отдыхали в Анапе, но сейчас будет перераспределение на все побережье Краснодарского края, — рассказала «КП» Ольга Кирюшина, директор управляющей «ДЕСО Курорт».
Но многие будут выжидать. И не только информации от Роспотребнадзора о состоянии пляжей, но и скидок от отелей.
Еще из наблюдений игроков туристического рынка: как только гостиницы снижают цены — причём заметно, на 40%, — продажи оживляются.
— Такая игра на понижение очень выгодна туристам. Возможно, в мае, не увидев туристов на пляжах, отели в панике будут продавать номера за полцены, — считает Сергей Ромашкин.
Но пока анапские отельеры скидками не балуют.
— Они в ожидании решения Роспотребнадзора, как и туристы, — объяснила Оксана Булах. — Крупные отели готовы снизить цены на размещение. Но сейчас у них нет ощущения, что после этого выстроится очередь из желающих.
Чёрное море есть и в Турции! Об этом напомнил посол Турции в РФ Танжу Бильгич. Не в связи с разливом мазута, впрочем. Турки очень хотят завлечь наших путешественников не только в «ол инклюзивы» Антальи, но и в другие регионы страны. В том числе на свое Черноморское побережье. Популярные у россиян курорты, напомним, находятся на Средиземном море — Анталья, Кемер, Алания. Или и на Эгейском, как Мармарис или Бодрум. А что вы слышали про Чёрное — Трабзон, Самсун, Ризе?
— Сейчас это зеленый и интересный с точки зрения пляжного и культурного туризма регион популярен прежде всего у гостей из арабских стран. Но мы бы хотели, чтобы Черноморское побережье Турции открыли для себя больше россиян, — заявил посол.
Что ж, морей много не бывает! Главное, чтобы All inclusive в Турции не отменили. А ведь то и дело то в турецких, то в наших медиа всплывают такие идеи.
— Тема обсуждается в турецких СМИ уже 20 лет. В реальности никаких изменений не было и не ожидается, — успокоил Танжу Бильгич.
Правда ли, что турецкий бизнес против «Все включено»?
— Одни довольны, другие нет. Для среднего бизнеса «Все включено» и правда неприятно, потому что городские рестораны Антальи не могут получить много клиентов, — рассказал «КП» Ильхам Субаши, президент Ассоциации международного бизнеса Антальи. — Но проблем нет, все отели All inclusive работают.
Самые популярные зарубежные курорты сезона назвал гендиректор туроператора FUN&SUN Владимир Рубцов:
Турция | 59% на всех бронирований на лето приходятся на турецкие курорты |
Египет | 17% |
ОАЭ | 10% |
Таиланд | 5% |
Однако отпускники следят за геополитикой, где все стремительно меняется, и задумываются: а может, санкции скоро отменят? Вернут прямые рейсы на пляжи Кипра, Италии, Канарских островов? Снова можно будет платить за границей российскими банковскими картами?
— Европа для нас не очень-то и закрыта, — напомнил генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. — Российские туристы научились добираться туда с пересадками в Стамбуле, который стал нашим окном в Европу. Тем не менее, я думаю, что если начнут снимать ограничения, то европейские страны будут последними. Не стоит ожидать, что этим летом что-то изменится.
А вот Евгений Данилович, управляющий директор группы компаний «Слетать.ру», считает отмену санкций угрозой для внутреннего туризма:
— Он потеряет 25-30% обеспеченных клиентов.
Главным трендом сезона президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский назвал новые технологии и в первую очередь искусственный интеллект.
— Российские туристы очень продвинуты в IT-технологиях, — говорит гендиректор столичного гостиничного комплекса «Вега» Валерий Максимов. — У нас в номерах стоит Алиса. Хотели убрать, но тут же получили вал вопросов: а где Алиса, я не могу послушать музыку?
Совсем скоро — уже к лету — даже выбирать санатории на Кавминводах или в Подмосковье мы сможем с помощью ИИ!
— Запустим чат-бот, ИИ-ассистента по поиску оздоровительного отдыха, — рассказал «КП» аналитик IQ group Михаил Гаджиев. — Он будет подключен к системе с информацией об объектах и наличии мест, с отзывами клиентов. Людям подходит разный климат, у всех свои особенности здоровья и болезни, которые нужно лечить. Бот будет все это учитывать.
И тут технологичный тренд соединяется с житейским — санатории снова в моде. Точнее, не только они, а вообще отдых с акцентом на здоровье и антистресс. Его выбирают 7,6 млн россиян, сообщил медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов. Причем кто-то хочет релакса в термальных бассейнах и спа-центрах, а кто-то — серьезной диагностики и даже биохакинга.