У Нижегородского района Москвы отличное расположение – он соседствует с Таганским районом центрального округа, через него проходит ТТК, а часть района даже находится в пределах третьего кольца. На деле все не обходится без подводных камней – постоянные стройки, большое количество промышленных предприятий и сложные транспортные развязки негативно влияют на репутацию района.
В Москве почти невозможно найти идеальное место для жизни, но у Нижегородского района неплохой потенциал – в нем постепенно начинают происходить положительные изменения. Сегодня возводятся жилые кварталы, улучшается транспортная ситуация, строятся новые социальные объекты – все это, вместе с близостью к центру, в будущем может сделать Нижегородский район более комфортным для жизни.
Современные границы Нижегородского района были зафиксированы 5 июля 1995 года. Район вобрал в себя разные территории с совершенно автономной и уникальной историей: село Карачарово, Рогожскую слободу, деревню Хохловку. Эта автономность сохранилась до сих пор – сами местные условно делят район на несколько частей.
Впервые эти земли упоминаются в XII веке, но активное освоение, немаловажную роль в котором сыграл Иван Калита, начинается лишь спустя несколько столетий. Именно во времена его правления Москва становится своеобразным территориальным центром русских земель, люди начинают перебираться в город по собственной воле, благодаря чему он постепенно разрастается и улучшает свое благосостояние. Сегодня память о князе сохраняется не только в названиях улиц, но и на флаге района, где изображен золотой кошель-калита.
В XVI веке встречаются первые упоминания о Рогожской слободе и селе Карачарово, а в XVII веке по соседству появляется деревня Хохловка.
Рогожская слобода – это исторический район окраины Москвы, который долгое время выполнял преимущественно оборонительную функцию. Во второй половине XVIII века в период эпидемии чумы старообрядцы строят на территории слободы бараки и госпитали для лечения больных, здесь же образовывается кладбище. Рогожская слобода быстро становится старообрядческим центром столицы, которым является по сей день. На кладбище находят последнее пристанище многие известные староверы, предприниматели и меценаты нашей страны – Рябушинские, Шелапутины и Морозовы.
Непростая судьба и у села Карачарово – с момента его появления в соседних лесах орудовали разбойники, а во времена Смуты поселение вообще было стерто с лица земли. Восстановить село удалось исключительно благодаря боярину Стрешневу, который выкупил его и заново отстроил.
Рубеж XIX-XX веков открывает новую веху в истории этих земель – сюда приходит индустриализация, появляются первые заводы и фабрики. Одновременно на этой территории прокладывается Нижегородская железная дорогая – одна из первых в стране – которая дала название улице, а впоследствии и всему Нижегородскому району. К этому времени деревня Хохловка уже входит в состав города.
Последним в состав столицы вошло село Карачарово. Долгое время эта местность была живописным пригородом и излюбленным местом дачников. В 40-х годах XX века село было включено в состав подмосковного Перово, и лишь в 60-х годах – в состав Москвы.
Нижегородский район Москвы входит в состав Юго-Восточного административного округа. Всего у района восемь соседей, пять из которых относятся к тому же округу, еще два – к Восточному административному округу и один – Таганский – к Центральному.
Район тянется с запада на восток, пересекает ТТК и доходит вплоть до северо-восточной хорды.
7,53 км2 – площадь Нижегородского района |
5-е место в ЮВАО район занимает по площади |
45,8 тыс. человек проживают на территории Нижегородского района |
Плюсы
Минусы
В настоящее время Нижегородский район считается одним из самых перспективных для застройщиков и одним из самых привлекательных для покупателей. На месте бывших цехов возводятся целые жилые кварталы с подземными паркингами, огороженной придомовой территорией и современными квартирами с удобной планировкой и большими кухнями. Во дворах оборудуют детские и спортивные площадки. Первые этажи, как правило, оставлены под нежилые помещения, в которых впоследствии будут появляться магазины, салоны красоты и аптеки. По старой памяти и под влиянием общественного мнения Нижегородский район зачастую бывает недооценен. Если разобраться, покупка недвижимости в нем сегодня станет отличным вложением – ведь жилье здесь будет только дорожать.
Стремительный рост: первичный рынок недвижимости
Руслан Закирьянов, руководитель направлений вторичной недвижимости и долгосрочной аренды «Авито Недвижимости» рассказывает:
— В последние годы интерес к приобретению жилья в новостройках в Нижегородском районе стремительно растет. Это может быть обусловлено особенностями районного жилищного фонда – благодаря наличию свободных земельных площадей район все больше интересует застройщиков и девелоперов.
Наталия Кузнецова, генеральный директор агентства недвижимости «БОН ТОН» добавляет:
— Спрос на новостройки в Нижегородском районе находится на четвертом месте в Юго-Восточном округе после Люблино, Рязанского и Южнопортового. Это неплохой показатель для не самого большого района.
Реновация и редевелопмент: рынок вторичного жилья
— Во вторичном сегменте наблюдается стабильное повышение спроса. Частично это обусловлено тем, что сегодня существуют грандиозные планы по развитию Нижегородского района, а частично тем, что значительная часть жилого фонда вошла в программу реновации, — комментирует Руслан Закирьянов.
Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) дополняет:
— Нижегородский район участвует в программе реновации. Морально и конструктивно устаревшими в районе признаны около сотни домов. Район отличается большим количеством промышленных зон, поэтому подлежащая сносу застройка занимает значительную часть локального жилого фонда. Стартовые площадки под застройку уже выделены, а некоторые семьи уже даже въехали в современные квартиры. Вблизи новых жилых комплексов намечено активное развитие придомовой инфраструктуры.
Все промзоны района в будущем планируется отдать в руки редевелоперов.
Доступное жилье: сколько стоит недвижимость
Руслан Закирьянов делится мнением:
— На территории Нижегородского района представлено множество вариантов для покупки квартир различного ценового диапазона. Наиболее доступным вариантом станет квартира-студия (18 кв.м.) стоимостью 3,5 млн. рублей, а самым дорогим – двухкомнатная квартира (93 кв.м.) за 25 млн. рублей.
В новостройках средняя стоимость квадратного метра составляет 215 тыс.рублей, а во вторичном сегменте – 236 тыс. рублей.
— Средняя стоимость сделки равняется 8,5 млн. рублей, — продолжает Надежда Коркка. — Нижегородский район в ближайшее время будут активно перестраивать – это сильно повышает его инвестиционную привлекательность. Покупка недвижимости здесь уже сейчас является выгодным вложением: существует несколько проектов на начальном этапе развития и стоимость жилья вполне доступная. Выгоднее всего будет вложиться именно на этом этапе, ведь такая квартира будет расти в цене по мере возведения проекта.
Неплохой старт: портрет покупателя
— Большую часть покупателей составляют молодые семейные пары, а также молодые люди без семьи из других регионов. В первую очередь, всех их привлекают приемлемые цены, — говорит Наталия Кузнецова. — Для семей важно развитие социальной и транспортной инфраструктуры, на что сейчас делается основной упор в Нижегородском районе. Для второй категории покупка недвижимости в этом районе может стать неплохим стартом, чтобы зацепиться в Москве.
А вот старожилы стремятся перебраться в районы поспокойнее и позеленее.
Транспортная ситуация в районе очень неоднозначная. С одной стороны, по его территории проходит сразу три железнодорожные ветки – Горьковского, Рязанского и Курского направлений. К последнему относится станция «Калитники», которая входит в состав МЦД-2, что позволяет удобно пересекать весь город с северо-запада на юго-восток. В будущем по территории района также будут проходить линии МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5.
С другой стороны, такое обилие железнодорожных путей изолирует части района друг от друга, поэтому зачастую жителям проще добраться в центр, чем сходить в гости к соседям.
Долгое время жители района вынуждены были пользоваться исключительно наземным транспортом. Ситуация немного улучшилась с открытием МЦК и введением в эксплуатацию станции «Нижегородская» Некрасовской линии метро. Однако станции находятся в географическом центре района, из-за чего многие жители лишены возможности добираться до метро пешком, а кому-то удобнее доехать на транспорте до станций в соседних районах.
В ближайшем будущем на базе станции «Нижегородская» планируется создать большой транспортно-пересадочный узел, который свяжет станцию метро, станцию МЦК, станцию Большой кольцевой линии и железнодорожную станцию. К тому же в состав ТПУ будут входить перехватывающая парковка, торговый центр и другие значимые социальные объекты. Однако нужно понимать, что положительные изменения коснутся лишь небольшой части местного населения, а для более отдаленных уголков района все останется по-прежнему.
С наземным транспортом дела обстоят чуть лучше – в Нижегородском районе курсируют автобусы более чем по десятку различных маршрутов. Среди них есть, например, ночной маршрут Н7 или магистральный маршрут, который может доставить жителей к Парку Победы. Несколько автобусов едут в Таганский район, куда можно добраться за 15 минут, а кому-то повезло еще больше – до центра можно дойти даже пешком.
В планах улучшение транспортной ситуации в Нижегородском районе и обустройство территорий, примыкающих к станциям метро, МЦК и МЦД: планируется создание новых остановок общественного транспорта, организация более удобных подъездов и расширение тротуаров, выделение велополос и создание перехватывающих парковок и пунктов велопроката.
Основными автомагистралями района являются ТТК, Волгоградский проспект, проходящий по границе района, и Нижегородская улица, переходящая в Рязанский проспект. Последняя транспортная артерия ведет в подмосковные Люберцы и ставшую столь популярной Некрасовку, поэтому пробок с каждым днем здесь становится больше. Сейчас идет строительство Юго-Восточной хорды – крупнейшей транспортной развязки, которая свяжет восток, юго-восток, юг и юго-запад столицы. В рамках данного проекта планируется соединить ТТК и Рязанский проспект, что позволит разгрузить Нижегородскую улицу и само кольцо, и построить более удобные подъезды по Новохохловской улице к станции МЦК.
Большую часть района занимают промышленные предприятия. Здесь располагается более десятка заводов различной направленности, среди которых Микояновский мясокомбинат, Карачаровский механический завод или Московский Эндокринный завод. На последнем производится большое количество лекарств, значительная часть которых входит в перечень жизненно важных.
К сожалению, такой объем предприятий не может не сказываться негативно на экологической ситуации в районе. В связи с этим часть производств ликвидируется, а на их месте строятся жилые кварталы, создаются скверы, облагораживаются общественные пространства. В будущем на границе с районом Текстильщики планируется создание большой парковой зоны площадью почти 20 гектаров, где будут высажены яблоневые сады и построены спортивные объекты и детские площадки.
И столичные власти, и сами местные жители понимают необходимость улучшения экологической обстановки, поэтому не так давно был обновлен Народный парк, где каждый житель теперь может посадить свое собственное дерево.
С медициной в Нижегородском районе ситуация неоднозначная. С одной стороны, сегодня функционируют взрослая и детская поликлиники, стоматологическое отделение и женская консультация, свой травмпункт. С другой стороны, в перспективе, когда будут возведены и заселены новые жилые кварталы, этого может быть недостаточно на такую плотность населения. Но этот вопрос не оставлен без внимания – согласно плану, вместе с новыми домами будут построены и социальные объекты, в том числе поликлиники. К тому же в Нижегородском районе в достаточном количестве представлены платные медицинские центры, ветеринарные и даже гомеопатическая клиника.
На территории Нижегородского района функционирует большой образовательный комплекс. Не так давно существовали два комплекса с разным руководством, но сегодня все филиалы объединены под руководством школы № 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна, открытой еще в середине прошлого столетия. В настоящее время в образовательный комплекс входит 7 детских садов и 4 школы. В школах делается уклон на немецкий язык, который ребята начинают изучать еще в начальных классах. Школьники участвуют в различных программах по обмену с учебными заведениями Германии и даже могут получить языковой диплом, дающий право на последующую учебу и работу в Германии. Для старшеклассников открыты классы с естественнонаучным и социально-экономическим уклоном. При школьном центре открыты несколько музеев и спортивный клуб.
На территории района работает несколько колледжей и совсем молодых вузов.
В районе действуют пять библиотек, которые постепенно модернизируются, в них проходят различные мероприятия для детей и подростков. Открыт дворец творчества детей и молодежи.
В Нижегородском районе можно найти коммерческие фитнес-клубы, бассейн, студию йоги, каток, школу обучения теннису и даже батутный центр и скалодром. Создаются беговые и велодорожки. Жителям западной части района повезло еще больше – они могут найти занятие по душе не только в своем районе, но и в центре. В последнее время придомовые территории начинают приводить в порядок, в них появляются современные воркаут-зоны.
В Нижегородском районе открыта Спортивная школа олимпийского резерва, где готовят спортсменов по плаванию, фигурному катанию и шорт-треку.
У Нижегородского района удачное расположение и неплохой потенциал, который на данный момент еще не совсем реализован. Этот уголок столицы будто только-только начинает пробуждаться от своего промышленного прошлого. Сейчас в Нижегородском можно найти локальные ресторанчики и уютные кофейни, в будущем новых гастрозаведений станет больше.
Культурная жизнь в районе пока не развита, но ценители театра и кино могут отправиться в соседний Таганский район. Любители пеших прогулок могут дойти неспешным шагом до самого центра столицы всего за полтора часа, ведь он находится в семи километрах от Нижегородского района.
Продуктовые «сетевики» найти не проблема, но сами жители хотели бы видеть магазины различных сегментов, а не только эконом-класса. Зато в районе есть продуктовый гипермаркет и целый центр со строительным и мебельным магазинами и товарами для дома и творчества. Те, кто планируют ремонт в новой квартире, смогут по достоинству оценить наличие рядом подобных магазинов.
В районе открыт большой торговый центр. И пусть заняться шопингом по-крупному здесь не получится, но купить кроссовки или косметику вполне можно.
Помимо этого, в Нижегородском есть несколько автомобильных дилерских центров и магазины автозапчастей.
Покровский собор в Рогожской слободе
Главный собор Русской православной старообрядческой церкви был заложен еще в 1791 году. Ему удалось пережить гонения в середине XIX века и выстоять против попыток закрыть храм во времена советской власти. Сегодня храм собрал в себе уникальную коллекцию церковной живописи и иконописи.
Адрес | ул. Рогожский поселок, 29 |
Храм Живоначальной троицы в Карачарове
Храм расположен на месте бывшего села Карачарово. Каменная церковь была заложена здесь в 1774 году, но она сильно пострадала в советское время – были сняты купола, разобрана колокольня, а внутри располагался цех завода швейной промышленности. Ближе к концу 90-х годов прошлого столетия полуразрушенный храм удалось полностью отреставрировать и восстановить.
Адрес | Рязанский проспект, 3 |
Храм святителя Николы Мирликийского на Рогожском кладбище
Храм начал свою историю в 1771 году как старообрядческая деревянная церковь. Чуть позже он был возведен в камне в стиле классицизма, а почти столетие спустя перестроен в неорусском стиле. Храм был и старообрядческим, и единоверческим, но в 1988 году полностью отошел к Русской православной церкви.
Адрес | ул. Рогожский Поселок, 1А/29с1 |
Руслан Закирьянов, руководитель направлений вторичной недвижимости и долгосрочной аренды «Авито Недвижимости»:
— Нижегородский район Москвы находится в пределах Юго-Восточного административного округа и считается промышленно-развитым городским кластером. Вся территория района опутана железнодорожными пассажирскими и грузовыми линиями.
За последние годы транспортная инфраструктура района заметно улучшилась. На его территории были запущены МЦК и МЦД-2, а также открыта станция метро «Нижегородская». Транспортную доступность обеспечивают автобусные маршруты, пронизывающие весь район.
Здесь сосредоточены различные объекты образовательной инфраструктуры. Система здравоохранения представлена государственными поликлиниками.
Среди минусов района можно отметить не самую благоприятную экологическую обстановку из-за непосредственной близости предприятий, тепловых станций, крупных транспортных магистралей и железных дорог. По этой же причине возможно затруднение транспортного сообщения между различными частями района.
Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE):
— Инфраструктура района развита слабо. Это объясняется множеством промзон и, как следствие, небольшим размером жилого фонда. Надо сказать, что район «изрезан» железнодорожными путями, сильно затрудняющими перемещение внутри него. Кроме того, Нижегородский недостаточно озеленен, что, вкупе с пролегающими по его территории транспортными артериями, негативно сказывается на локальной экологической ситуации.
Впрочем, наличие ТТК существенно повышает транспортную доступность. Нижегородский вообще отличается удачным расположением – местные жители могут быстро добраться до центра столицы как на общественном, так и на личном транспорте.
Александр, 38 лет, работает на заводе:
— На мой взгляд – жить можно. Магазинов в избытке, школы поблизости есть, поликлиника тоже есть, кажется, но я стараюсь их избегать. В пешей доступности МЦК и МЦД – сильно облегчает жизнь и позволяет легко добраться на работу или на дачу.
Жаль, что культурных достопримечательностей совсем нет – только несколько церквей и кладбище. Из минусов лично для меня – не нашёл банкомата, но и это решаемо.
Виктория, 33 года, фрилансер:
— Мне стало гораздо удобнее с открытием метро «Нижегородская» – от него до дома всего 15 минут пешком. Часто езжу на маршрутках и автобусах, что тоже очень комфортно. Инфраструктура меня вполне устраивает, на 2-й Карачаровской даже появились кафе – это радует. Лично мне не хватает банкоматов и ночного магазина, а в остальном всем довольна.