Ярославский район в Москве

Ярославский — один из тех районов Москвы, которые, на первый взгляд, кажутся совершенно не примечательными. Но, если проследить весь путь его развития, можно открыть для себя много неожиданных и интересных фактов. Он вырос из обычных деревень с традиционным укладом жизни. Именно это придает его современному облику очарование. Попадая сюда, ты будто оказываешься в давно знакомых краях. «КП» узнала мнение экспертов и местных жителей о жизни и покупке недвижимости в этом районе.

История района

Официальным днем рождения Ярославского района считается 5 июля 1995 года. Однако первые поселения образовались здесь на три столетия раньше — в начале XVIII века. А задолго до этого появился Троицкий тракт. С него и началась история развития этой местности.

Троицкий тракт — ныне Ярославское шоссе — являлся основной дорогой, ведущей от столицы к построенному в XIV веке Троице-Сергиеву Монастырю (впоследствии – Лавре). С момента образования тракт имел важное стратегическое значение: именно по нему в столицу прибывали купцы, а из столицы шли паломники на богомолье к Святыне.

Эта дорога хранит память о важных исторических личностях. По ней отряды ополченцев под руководством Минина и Пожарского вошли в Москву, чтобы окончательно изгнать польских интервентов. По ней же впервые попал в Москву великий русский ученый Михаил Ломоносов. Дорога помнит и Петра I, и Екатерину II, и других царственных особ, которые отправлялись по ней на молебен.

Впервые упоминание о поселении, существующем на этой территории, встречается в архивных документах 1719 года. Поселение называлось Малые Мытищи и насчитывало 200 человек населения. Располагалось оно на пересечении реки Ички и того самого Троицкого тракта. Еще одно сельцо возникло в 1723 году и носило название Раево-Мыза, что свидетельствует о его совсем небольших размерах. Из этих сел и вырос современный Ярославский район.

Впервые упоминание о поселении, существующем на этой территории, встречается в архивных документах 1719 года.
Фото: commons.wikimedia.org

В те времена дорога на Ярославль была очень оживленной. В середине XVIII века в Малых Мытищах строится фартинная изба — прототип современных трактиров и питейных заведений — чтобы путники могли поесть и отдохнуть с дороги.

Уже к концу того же века именно здесь по приказу Екатерины II был построен первый в России Мытищинский водопровод. Он долгое время обеспечивал Москву питьевой водой.

Постепенно ведение хозяйства в Малых Мытищах и Раево-Мызе отходит на второй план. Под влиянием соседнего Лосиноостровска, а также вследствие прокладки железной дороги в 80-х годах XIX века, здесь появляются первые дачи. Эти места полюбили за близость к Москве и великолепный лесной массив по соседству. Но еще очень долгое время они оставались почти неприкосновенны.

В 1960-х годах после постройки московской кольцевой автомобильной дороги вместе с другими районами Ярославский входит в состав Москвы. А уже через двадцать лет здесь начинается массовая жилищная застройка.

Ярославский район на карте Москвы

Описание и фото района

Ярославский район расположен на окраине Северо-Восточного административного округа. С трех сторон он зажат важными транспортными артериями. На севере — МКАДом, на юге — линией МЦК, а на западе — линией железнодорожного сообщения Ярославского направления. А вот с востока у него самое приятное соседство — парк «Лосиный остров».

Ярославский район граничит с четырьмя другими районами СВАО — Лосиноостровский, Бабушкинский, Свиблово и Ростокино.

Ярославское шоссе.
Фото: Иван ВИСЛОВ
В парке «Лосиный остров».
Фото: Андрей АБРАМОВ

Ярославский район в цифрах

7,99 км2 — площадь Ярославского района
14-е место в СВАО район занимает по площади
98,3 тыс. человек проживают на территории Ярославского района

Плюсы

  • Соседство с парком «Лосиный остров».
  • Хорошая экология.
  • Невысокая застройка.
  • Благоустроенные дворы и парки.
  • Развитая социальная инфраструктура.

Минусы

  • Отсутствие метро.
  • Ветхий жилой фонд.
  • Пробки на дорогах.
  • Мало вариантов для проведения досуга.
  • Проблема с парковочными местами.

Недвижимость

Нельзя отрицать, что район немного отстает от темпов развития остальной Москвы — дело в расположении. С другой стороны, здесь настоящий лес под боком. Поэтому все зависит от приоритетов.


Скромный выбор: первичный рынок недвижимости

— По данным нашего портала в этом районе в продаже есть только четыре новостройки — по современным меркам это крайне мало. Одна из них находится прямо на границе парка «Лосиный остров», что провоцирует конфликт интересов Минприроды и застройщика. Признавать данную стройку замороженной еще рано, но процесс согласования существенно задерживает сроки сдачи объекта, — рассказывает Александр Дужников, Co-Founder Федерального портала о недвижимости Move.ru и ГК A3F Group.


Старый жилой фонд: вторичный рынок недвижимости

— В основном покупатели приобретают жилье на вторичном рынке, потому что на первичном почти нет интересных предложений, — делится Роман Амелин, директор по продажам агентства премиальной недвижимости Point Estate. — Возраст зданий довольно внушительный, преобладают «панельки». В программу реновации вошли порядка 15% всех домов района, больше всего это коснулось домов на Ярославском шоссе и на улице Егора Абакумова.

Возраст зданий в районе довольно внушительный, преобладают «панельки».
Фото: commons.wikimedia.org


Завышенная цена: сколько стоит недвижимость

— Ценовой диапазон на жилье в Ярославском районе составляет 180-220 тыс. рублей за 1 кв. м. Средний бюджет сделки за однокомнатную квартиру варьируется в пределах 6-9 млн. рублей, — комментирует Роман Амелин.

— Несмотря на отсутствие метро и возраст застройки, ценник на квартиры остается довольно высоким, — добавляет Александр Дужников. — Стоимость двухкомнатной квартиры составит, в среднем, 10 млн. рублей, как в сегменте «первички», так и «вторички». При этом верхний порог стоимости жилья в этом районе доходит до 30 млн. рублей.


Средний класс: портрет покупателя

— Недвижимость здесь покупает средний класс, выбирая двухкомнатные квартиры. Прежде всего район будет привлекателен для семей с маленькими детьми, — говорит Роман Амелин.

— Покупку недвижимости здесь стоит рассматривать только для собственного проживания. Для инвестиций лучше обратить внимание на более современные районы с потенциально привлекательными новостройками, — добавляет Александр Дужников.

Стоит ли покупать квартиру в Москве

Вместе с экспертами разбираемся, стоит ли покупать квартиру в Москве. Рассказываем, что предпочтительнее: новостройки или вторичное жилье, а также стоит ли копить наличку или можно сразу брать в ипотеку.

Инфраструктура

Транспорт

Транспортная ситуация в Ярославском районе уникальная, но, к сожалению, не в пользу жителей.

В пределах района нет ни одной станции метро. Иронично, что именно здесь располагался метрогородок во время прокладывания Калужско-Рижской линии, но сюда ветку так и не дотянули. От метрогородка остались лишь названия улиц. Местные вынуждены пользоваться станциями метро, находящимися в соседних районах. Большинству добираться туда приходится на общественном транспорте — пеший путь займет, по меньшей мере, час.

Чуть больше повезло тем, кто живет ближе к южной части района — у них с 2016 года есть возможность пользоваться МЦК и довольно быстро перемещаться по городу. Но даже для них расположение станции не очень удобно, идти туда приходится довольно долго.

Платформа Ростокино Ярославского направления образует важный транспортно-пересадочный узел с МЦК.
Фото: Тимур ХАНОВ

Столичные власти на протяжении последних пятидесяти лет поднимают вопрос о продлении Калужско-Рижской линии в сторону Мытищ и возведении новой станции. Были выдвинуты предложения провести отдельную линию метро, идущую от БКЛ, чтобы не перегружать и без того загруженную оранжевую ветку. На данный момент окончательное решение по этому вопросу не принято. К тому же пока не совсем понятно, где именно можно было бы расположить новые станции и насколько реализация этого проекта облегчит жизнь местному населению.

По западной границе района проходит железнодорожная линия Ярославского направления. К ней относятся три станции в пределах района: «Ростокино», «Лосиноостровская» и «Лось». В будущем эти станции будут входить в МЦД-5, который протянется от Домодедово до Пушкино.

Платформа «Ростокино» Ярославского направления (ранее «Северянин») — не так давно была отреставрирована и сейчас образует важный транспортно-пересадочный узел с платформой «Ростокино», относящейся к МЦК. Однако надо понимать, что все эти нововведения наиболее важны для жителей ближайшего Подмосковья, нежели для жителей Ярославского района.

К счастью, наземный транспорт здесь развит хорошо — курсирует более 10 маршрутов, на которых можно добраться в другие районы СВАО и в центр. Для более комфортного движения общественного транспорта строятся выделенные линии и сокращается количество светофоров. Но в реалиях Ярославского района это как ложка меда в бочке дегтя.

Основной транспортной артерией является Ярославское шоссе — как для автомобилистов, так и для пешеходов. Это влечет за собой образование заторов и днем, и ночью.

Основной транспортной артерией района является Ярославское шоссе.
Фото: Иван ВИСЛОВ

Район гордится тем, что именно здесь была построена первая в России четырехуровневая транспортная развязка, ведущая с «Ярославки» на МКАД. Это было необходимо, поскольку ранее существовавшая здесь развязка перестала справляться с автопотоком.

На данный момент в районе ТПУ Ростокино ведется строительство участка северо-восточной хорды (СВХ). Это значимый проект, который впоследствии поможет связать Ярославское шоссе с другими вылетными магистралями столицы. Предполагается, что за счет появления альтернативы МКАДу транспортные потоки будут перераспределены и Ярославское шоссе станет более разгруженным.

Промышленность и экология

Ярославский район никогда не был промышленным. Здесь нет крупных предприятий. Негативное влияние на экологию оказывает лишь плотное автомобильное движение. Соседство с «Лосиным островом» спасает ситуацию. В реалиях Москвы это довольно неплохой район с точки зрения экологии.

Медицина

В районе функционирует три взрослых поликлиники и одна детская. Расположены они ближе к МКАД, следовательно, не у всех жителей есть пешая доступность к ним.

Большим плюсом является наличие отделения стоматологии и травматологии на базе одной из поликлиник. Стоит отметить, что в поликлиниках не так давно был проведен капитальный ремонт. В ближайшем будущем планируется снабдить их новейшим медоборудованием, что повысит точность диагностики и уровень оказания медпомощи.

Традиционно ситуация с коммерческими клиниками более благоприятная, поэтому для тех, кто привык решать все «здесь и сейчас», это оптимальный вариант.

Образование

С образовательными учреждениями в районе все прекрасно. На данный момент работает 4 образовательных комплекса, которые насчитывают 18 корпусов для дошкольного образования и 11 корпусов для школьного.

Один из образовательных комплексов имеет уклон в сферу информационных технологий и дает глубокую базу знаний. Он периодически входит в топ-100 по городу. Комплекс сотрудничает с ведущими техническими вузами Москвы, а его выпускники, как правило, без проблем поступают в эти вузы.

Другие школы тоже показывают очень достойные результаты по успеваемости, а также по внеклассным занятиям — спортивным и творческим.

В Ярославском районе располагается Московский государственный строительный университет.
Фото: commons.wikimedia.org

Ячейка среднего профессионального образования в районе представлена двумя колледжами: Колледжем современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова, который готовит кадры по различным рабочим специальностям, а также Московским издательско-полиграфическим колледжем имени Ивана Федорова.

В Ярославском районе располагается Московский государственный строительный университет. Учебное заведение существует уже 100 лет и готовит лучших инженеров страны. Территория университета занимает почти 118 гектаров и включает в себя парковую зону, учебные корпуса, спортивный комплекс с бассейном и общежития. На территории района находится одно из подразделений Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина — Институт славянской культуры.

Для жителей есть большой выбор учреждений дополнительного образования. В первую очередь это Детская школа искусств имени С.И. Мамонтова, которая начала свою деятельность еще в 60-х годах прошлого столетия. Различные занятия для детей и взрослых, а также выставки и концерты, проходят и в Московском многофункциональном культурном центре.

В Ярославском районе работают две библиотеки, на базе которых планируется создать культурное пространство для проведения различных мероприятий.

Магазины и торговые центры

Как в любом другом «спальнике», в районе легко можно найти сетевые магазины среднего ценового сегмента. В сквере на Малыгинском проезде функционирует круглогодичная фермерская лавка на 30 мест. А на границе Ярославского и Бабушкинского районов есть рынок с большим ассортиментом и демократичными ценами.

Торговых центров, где можно заняться серьезным шопингом, в районе нет. Но соседство со Свиблово решает вопрос — там построен большой ТЦ, где легко купить все необходимое.

Досуг и развлечения

Ценители культуры будут приятно удивлены наличию собственного театра в Ярославском районе. Московский Новый драматический театр открыл свои двери в 1976 году с репертуаром, состоящим лишь из дипломных постановок. Сегодня театр может похвастаться более внушительным репертуаром по классическим и современным произведениям не только для взрослых, но и для детей.

В Ярославском районе находится Московский Новый драматический театр.
Фото: commons.wikimedia.org

Любители истории могут по достоинству оценить Музей русского быта, который находится на территории национального парка «Лосиный остров» как раз со стороны Ярославского района. Музей расскажет про быт крестьян на рубеже XIX-XX веков или перенесет на десять столетий назад. 

Приверженцы активного отдыха могут воспользоваться прокатом велосипедов и устроить велопробег все по тому же парку. А самым смелым будет интересно взять урок верховой езды.

Любители истории могут по достоинству оценить Музей русского быта на Лосином острове.
Фото: vk.com/club21116860

В зимнее время года для жителей открыто два катка — на улице Проходчиков и на Палехской улице — с теплыми раздевалками и прокатом. Еще с десяток сезонных катков с естественным льдом доступны в разных уголках района.

Ресторанов высокой кухни здесь не найти, но мест, где можно перекусить, довольно много.

Парки

В Ярославском районе есть несколько скверов: сквер на Малыгинском проезде, Хибинский сквер, парк перед МГСУ и прогулочная зона в долине реки Ички. Не так давно все эти скверы, а также дворы жилых домов были благоустроены — построены детские и спортивные площадки, созданы зоны для отдыха и высажены новые деревья.

Одно из любимых мест отдыха в районе — национальный парк «Лосиный остров».
Фото: Андрей АБРАМОВ

Настоящая жемчужина района — национальный парк «Лосиный остров». Это уникальный и заповедный лесной массив общей площадью 116 кв.км., где представлено огромное разнообразие флоры и фауны. Парк не имеет аналогов в мире. Прогуливаясь по его тропинкам легко можно встретить лося, оленя, зайца или бобра. И все это в пределах мегаполиса! Местные очень любят проводить здесь время и гордятся соседством с «Лосиным островом».

Спорт

У жителей района есть отличная возможность совершать пробежки в самом настоящем лесу. Во дворах многих домов не так давно были построены новые воркаут-площадки, которые позволяют заниматься на свежем воздухе в любое время года и совершенно бесплатно.

На базе МГСУ функционирует большой спортивный комплекс с бассейном. В ближайшее время там будет открыт ледовый дворец. Заниматься в комплексе могут не только студенты, но и все желающие.

В районе можно найти тренажерные залы, небольшие студии для занятий танцами или йогой и даже детскую школу футбола. У людей, любящих спорт, не возникнет проблем с поиском занятий по душе в Ярославском районе.

Достопримечательности


Храм святых мучеников Адриана и Наталии

Храм в неорусском стиле, построенный в 1914-1916 годах. Это первый и до недавнего времени единственный храм в Ярославском районе. Примечательно, что он не прекращал свою деятельность даже в советские времена.

АдресЯрославское шоссе, 61, корпус 1


Водонапорная башня у станции Лосиноостровская

Башня представляет собой трехэтажное здание из красного кирпича в стиле модерн. Была построена в 1898-1901 годах и использовалась для водоснабжения паровозов и служебных построек станции. Несмотря на то, что сооружение входит в список объектов культурного наследия Москвы и является памятником промышленной архитектуры, она была перекрашена, а баки и крыша демонтированы.

Башня использовалась для водоснабжения паровозов и служебных построек станции.
Фото: commons.wikimedia.org
АдресХибинский проезд, 5


Памятник «Паломники, идущие из Москвы в Троице-Сергиеву лавру»

Композиция была установлена в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского. Она изображает мужчину, ребенка и женщину с младенцем, идущих из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Колокола, которые украшают храмы композиции, настоящие — в них может позвонить любой желающий.

Памятник поставили в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского.
Фото: commons.wikimedia.org
АдресХибинский переулок


Памятник Ломоносову

Памятник был установлен в честь 300-летия великого русского ученого. Он показывает самое начало пути Михаила Васильевича, когда тот был обычным крестьянином, жаждущим знаний. Как уже упоминалось выше, именно по Ярославскому шоссе молодой Ломоносов впервые попал в Москву.

АдресЯрославское шоссе, 118, корпус 1

Лучшие районы Москвы для проживания

Выбрать комфортное жилье в Москве, которое отвечало бы всем вашим требованиям и было бы доступно по цене, довольно сложно. Начать стоит с выбора района. Мы предполагаем, что наши покупатели — люди семейные и работающие. И при этом не олигархи. Поэтому в рейтинг мы включили столичные районы, где, по мнению опрошенных «КП» экспертов рынка недвижимости, наиболее удобно жить и где реально купить комфортное жилье по относительно доступным ценам.

Отзывы риэлторов

Александр Дужников, Co-Founder Федерального портала о недвижимости Move.ru и ГК A3F Group:

— Ярославский район однозначно нельзя назвать современным и технологичным. При этом в нем неплохая экология благодаря близости с национальным парком «Лосиный остров», а инфраструктура Ярославского района считается вполне комфортной.

Единственный минус — удаленность от станций метро. Со стороны центра к району примыкает станция Ростокино линии МЦК, но её нельзя назвать удобной с точки зрения пешей доступности с других концов района.

Проживание в таком месте будет более удобным для автомобилистов за счет выезда на Проспект мира и Ярославское шоссе.

Роман Амелин, директор по продажам агентства премиальной недвижимости Point Estate:

— Это не очень привлекательный район для покупки недвижимости — здесь проходит железнодорожная ветка, оживленное Ярославское шоссе, но при этом большинство жителей района отмечают плохую транспортную доступность.

Район может понравиться любителям природы — по соседству находится заповедник «Лосиный остров». Как правило, для тех, кто планирует покупать жилье в Ярославском районе, именно наличие парка является решающим фактором в принятии решения.

Отзывы жителей

Светлана, 43 года, домохозяйка:

Мы выбирали район исходя из цен на недвижимость. Нравится, что здесь довольно много зеленых насаждений и нет огромных «человейников» в 50 этажей. С продуктовыми магазинами проблем не возникает. Но на этом все плюсы для меня заканчиваются.

Транспортная доступность в районе очень плохая. Нет ни одной станции метро, Ярославское шоссе все время перегружено, а сейчас еще строят СВХ. Добраться до станции «Ростокино» можно только пешком мимо стройки, общественный транспорт туда не ходит.

Социальная инфраструктура развита слабо. Детские сады и школы старые, нет ни одного кинотеатра, фитнес-центры дорогие. На мой взгляд, район морально устаревший. Единственная отрада — парк «Лосиный остров». Но не так давно в парке начали возводить ЖК — страшно представить, что здесь будет в ближайшем будущем.

Максим, 53 года, самозанятый:

— Я живу в районе с 2003 года, получается, уже почти 20 лет. Район зеленый и это большой плюс, но, пожалуй, единственный. Основная проблема — транспортная инфраструктура. Метро нет, не было и не будет! Уже давно идут разговоры и про метро, и про скоростной трамвай до Мытищ, но дальше разговоров дело пока не идет — есть более важные проекты. На «Ярославке» пробка собирается уже с 7 утра.

Во дворах проблема с парковочными местами, до поликлиники добираться долго, больших магазинов нет, — одним словом, медвежий угол.

Дмитрий, 35 лет, менеджер:

— Мне нравится и сам район, и наш дом: тихие спокойные дворы и дружелюбные соседи. Выбирали, конечно, по цене, но и на другие факторы обращали внимание. У нас двое детей, поэтому важно наличие детских садов и школ — этого в Ярославском районе уж точно не отнимать. Мне важно, что близко находится уникальный «Лосиный остров» — можно и семьей погулять, и одному на велосипеде покататься. С транспортом, конечно, ситуация сложная, но я на автомобиле, поэтому проблем не возникает. А пробки сейчас и так по всей Москве, от района к району ситуация не сильно меняется.

Районы Москвы

Вместе с экспертами мы выбрали для вас наиболее перспективные районы Москвы, где лучше купить недвижимость. Учитывались и выгодность покупки, и комфортность жизни в будущем.

Как добраться

Самолет
В Москве четыре аэропорта. Все международные, но принимают рейсы из России. Добираться до воздушных гаваней, кроме «Жуковского», удобно на «Аэроэкспрессе» — вариант не самый дешевый, по сравнению с автобусами и маршрутками, зато спасает от столичных пробок.
«Шереметьево» находится на севере от Москвы, в 11-16 км от МКАД (в зависимости от терминала). «Аэроэкспресс» в «Шереметьево» ходит с Белорусского вокзала каждые 30 минут, время в пути 35-40 минут. Если ваш рейс улетает из нового терминала В (а туда сейчас перевели многие внутренние рейсы), надо будет еще проехать на автоматическом подземном поезде. Они ходят с интервалом в 4 минуты, время в пути тоже 4 минуты. Указатели есть, заблудиться сложно. Автобусы и маршрутки из «Шереметьево» довезут до станций метро «Речной вокзал» и «Планерная». Ночной автобус H11 соединяет аэропорт со станциями метро «Войковская» и «Китай-город». На машине — по Ленинградскому шоссе либо по платной трассе М11.
Сайт аэропорта: svo.aerо
«Домодедово» расположен к югу от столицы, в 24 км от МКАД. «Аэроэкспресс» ходит с Павелецкого вокзала каждые 30 минут, время в пути 45 минут. Автобусы и маршрутки довезут до станции метро «Домодедовская». На машине – по автомагистрали А-105.
Сайт аэропорта: dme.ru
«Внуково» находится к юго-западу от мегаполиса, в 13 км от МКАД. «Аэроэкспресс» отправляется с Киевского вокзала каждый час, время в пути 35 минут. Автобусы и маршрутки курсируют между «Внуково» и станциями метро «Юго-Западная» и «Саларьево».
На автомобиле — по Киевскому, Боровскому или Минскому шоссе.
Сайт аэропорта: vnukovo.ru
«Жуковский»
Самый новый из всех столичных аэропортов расположен на юго-западе от столицы, в 26 км от МКАД. Добираться сюда сложнее, чем в другие воздушные гавани: на автобусе от метро «Котельники» (дорога займет не меньше часа) либо электричкой или скоростным поездом «Спутник» с Казанского вокзала до станции «Отдых» (55 и 40 минут соответственно), там надо пересесть на аэропортовский шаттл либо маршрутку (и это еще 15 минут в пути). На машине – по трассе М-5 и Новорязанскому шоссе.
Сайт: zia.aero
Поезд
Ленинградский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Сюда приходят поезда из Санкт-Петербурга, в том числе «Сапсаны», а также Твери, Великого Новгорода, Петрозаводска, Пскова и других городов.
Казанский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Поезда из Казани, Воронежа, Самары, Рязани и других городов.
Ярославский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Соединяет со столицей Архангельск, Ярославль, Вологду и даже Лабытнанги.
Курский вокзал (ст. м. «Курская»). Сюда прибывают составы из Нижнего Новгорода, Владимира, Уфы, а также часть поездов из Санкт-Петербурга.
Белорусский вокзал (ст. м. «Белорусская»). Поезда из Минска, Смоленска, Калининграда.
Павелецкий вокзал (ст. м. «Павелецкая»). Железнодорожные маршруты из Астрахани, Волгограда, Тамбова, Саратова.
Киевский вокзал (ст. м. «Киевская»). Сюда приходят поезда из Калуги, Брянска, Киева.
Рижский вокзал (ст. м. «Рижская»). Поезда из Риги и Великих Лук.
Автобус
Автостанция «Центральная» (ст. м. «Щелковская»). Сюда ходят автобусы из Батуми, Варшавы, Владимира, Воронежа, Иваново, Костромы и других городов.
Автостанция «Красногвардейская» (ст. м. «Красногвардейская» или «Зябликово»). Междугородные автобусы из Крыма, Астрахани, Белгорода, Волгограда, Кисловодска, Курска и других городов.
Автостанция «Теплый Стан» (ст. м. «Теплый стан»). Автобусы из Брянска, Дербента, Калуги, а также Беларуси и Германии.
Автостанция «Тушинская» (ст. м. «Тушинская»). Маршруты из Пскова, Санкт-Петербурга, Твери, а также Латвии и Эстонии.
Автовокзал «Южные ворота» (ст. м. «Алма-Атинская»). Сюда прибывают автобусы из Крыма, волжских городов, Грозного, Ростова-на-Дону, а также Грузии.
Автостанция «Варшавская» (ст. м. «Варшавская»). Автобусы из Волгограда, Воронежа, Курска, Липецка, Рязани, Самары и других городов.

Найдите билеты по выгодным ценам на 2024 год

Когда отдыхать

День 2.

на природу

Следуя выражению «В здоровом теле здоровый дух», новый день нашего путешествия посвятим активному отдыху. В Красноярске возможностей для этого предостаточно.

Уникальность Красноярска в том, что даже не выезжая за его пределы можно в полной мере оценить потрясающую красоту сибирской природы. Визитной карточкой города уже давно стал национальный парк «Красноярские Столбы». Причудливые скалы (а их тут под две сотни), в очертаниях которых угадывается то человеческая фигура, то животное, то мифическое существо, почти все имеют свои имена — Перья, Львиные ворота, Дед, Бабка и Внучка, Слоник, Воробушек, Ермак, Дикарь… Чтобы лучше ориентироваться, скачайте приложение «Красноярский хайкинг».

Экскурсию можно начать с канатной дороги в фанпарке «Бобровый лог». Подъем займет не более 10 минут и наверху нужно будет пройти еще 5 минут — и вы окажетесь на смотровой площадке, где каменные исполины предстанут во всей красе. Кстати, в национальном парке можно и нужно залезать на скалы (только осторожно), чтобы любоваться закатами и бесконечными лесами. Удобная обувь и ветровка придутся очень кстати.

После Красноярских Столбов отправляемся покорять самую длинную лестницу в стране. Этот статус официально закреплен сегодня в Книге рекордов России за лестницей на Торгашинский хребет в Красноярске. 1683 ступени наверх получается преодолеть за 40 минут. И оно совершенно точно того стоит! Перепад высот здесь 240 метров, весь город как на ладони. Смотровая площадка на Торгашинской лестнице считается одной из самых благоустроенных в городе наряду с Николаевской сопкой и площадкой у Часовни Параскевы Пятницы. 

Местные советуют приходить сюда не только днем, но и с наступлением темноты. Тогда изгибы лестницы по форме напоминают лежащего дракона — такой эффект создается за счет подсветки. Советуем проверить!

Круглый год открыт для посетителей парк флоры и фауны «Роев ручей». Здесь обитает более 650 видов животных, а свое название парк получил по имени ручья, что протекает рядом. Роев означает «рыть»: в XIX веке здесь мыли золото.

История парка началась с живого уголка при заповеднике «Красноярские Столбы». Известная в городе зоолог и писательница Елена Крутовская в 50-е годы прошлого века создала «Приют доктора Айболита», где спасали животных, пострадавших от браконьеров. Существовал приют не одно десятилетие, число подопечных постепенно росло. И только в 2000 году в Красноярске официально открыли парк флоры и фауны «Роев ручей», основой которого стала именно зоологическая коллекция живого уголка и звери, прибывшие из Новосибирского зоопарка.

Поначалу здесь обитали представители местной фауны, но постепенно сотрудниками парка была собрана уникальная коллекция диких животных со всех уголков земли. В «Роев ручей» привезли леопарда, белого медведя, росомаху, льва, страусов, пеликанов, кенгуру, жирафов, рептилий и многих других.

Сегодня в парке также собрана необыкновенная коллекция растений, создано множество садовых композиций и стилизованных садов (например, есть японский сад).

Для посетителей парка работает колесо обозрения высотой 50 метров — виды с него открываются фантастические.

День 2.

активный

Следуя выражению «В здоровом теле здоровый дух», новый день нашего путешествия посвятим активному отдыху. В Красноярске возможностей для этого предостаточно.

Например, эко-парк «Гремячая грива» прямо в черте  города, где каждый найдет себе занятие по душе. Парк имеет большую благоустроенную территорию, это лесной массив прямо в черте города. Отправляйтесь гулять по парку, наслаждаясь свежим воздухом и окружающим пейзажем — в парке много пешеходных маршрутов. В природный ландшафт деликатно вписаны скамейки, беседки, несколько смотровых площадок, есть два музея геологии. Для детей тоже раздолье — 11 разных по формату детских площадок, так что можно играть хоть целый день. Если хочется на пробежку или покататься на велосипеде — для этих целей есть специальные спортивные маршруты протяженностью более 5 км.

На территории парка есть 3 визит-центра с бесплатными туалетами, раздевалками, комнатами матери и ребенка. В одном из них — «Серебряном  логе» (это третий вход в экопарк) — можно познакомиться с культурой и бытом народов Енисейской Сибири, увидеть их традиционные жилища — чум и юрту, попробовать сибирские травяные чаи и приобрести сувениры. Гости парка могут прогуляться по тропам, которые сопровождают информационные таблички об истории этих мест, посетить зону отдыха с шезлонгами у пруда, насладиться окружающим пейзажем. 

Не забудьте скачать аудиогид «Пешком по Гриве» — путешествие станет еще более интересным.

Для активного отдыха также подойдет остров Татышев — можно покататься на роликах, велосипедах или гироскутерах, поиграть в волейбол, баскетбол или пинг-понг. Или просто позагорать и устроить пикник на лужайке. 

Пощекотать нервы на экстремальных аттракционах — родельбане и зипрайдере, — позагорать, поплавать в бассейне, покататься на высокогорных качелях и канатке предлагаем в всесезонном фанпарке «Бобровый лог». Это уникальное место для занятий спортом и отдыха на природе.

Парк открыт для посетителей круглый год. В межсезонье и летом в парке организуют территорию активных развлечений. Зимой «Бобровый лог» работает как горнолыжный комплекс: для лыжников и сноубордистов открыты 15 трасс разного уровня сложности, есть ледовый каток, сноутюбинг.

День 1.

культурно-познавательный

После краеведческого музея можно отправиться на прогулку по центру Красноярска и главной улице города — проспекту Мира. Тут находится много исторических зданий и купеческих особняков, уютных скверов, кафе и ресторанов. Многие туристы останавливаются у памятника художнику Андрею Поздееву — сфотографироваться и «потереть нос» мастеру на удачу.

На площади Мира смотрим музейный центр современного искусства и Триумфальную арку, построенную к 375-летию города на том самом месте, где когда-то и был заложен острог Красный Яр. Тут же рядом находится краевая филармония, где выступал известный оперный певец Дмитрий Хворостовский. Кстати, он был родом из Красноярска и всегда с большим уважением отзывался о родном городе.

Поклонникам живописи советуем музей-усадьбу Василия Сурикова (ул. Ленина, 98). В этом доме художник родился и жил до поступления в Академию художеств. Обязательно полюбуйтесь на весьма достойную коллекцию его картин и станьте участником необычной аромоэкскурсии «Почувствуй Сурикова». Она знакомит посетителей музея с творчеством художника через запахи и чувства. Представьте: вы смотрите на пейзаж художника «Алупка» и ощущаете свежий морской бриз, яркий аромат хвои кипарисов и выжженной солнцем травы, прохладу крымского утра…

Недалеко от музея Сурикова на улице Ленина стоит деревянный терем, словно из сказки. Когда-то в нем проживал енисейский губернатор, а в наше время располагается литературный музей имени Виктора Астафьева, посвященный исключительно творчеству сибирских писателей.

В Красноярске через Енисей проходят шесть мостов, но только один из них знаком даже тем, кто ни разу не был в этом городе. Это Коммунальный мост. А известен он, потому что был изображен на 10-рублевой купюре. Вечером сооружение красиво подсвечивается, поэтому многие фотографируются на его фоне.

Есть и еще одно место в Красноярске, которое прославила опять же 10-рублевая банкнота, — часовня Параскевы Пятницы. Сегодня здесь находится смотровая площадка и парк Покровский — отсюда нужно любоваться волшебной панорамой города. Хотите необычных достопримечательностей — вашему вниманию Красноярский Биг-Бен, башня с часами, наподобие лондонской, Храм Преображения Господня, католическая церковь из красного кирпича с элементами готики начала XX века и Свято-Покровский кафедральный собор — архитектурный памятник XVIII века.

Подробнее о лучших маршрутах смотрите на Visitsiberia.info

О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный. 

В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям. 

О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ

Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.

Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.

Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.

МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ

Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.

В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.

Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.

В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.

Остановка десятая.

ДИВЕЕВО: «КУПОЛА
В РОССИИ КРОЮТ ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ - ЧТОБЫ ЧАЩЕ ГОСПОДЬ ЗАМЕЧАЛ»

От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.

В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево. 

Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.

Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников. 

Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.

Остановка девятая.

ЧЕБОКСАРЫ: МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И СНОВА ОСТАП БЕНДЕР

Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.

По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…

Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей. 

Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.

Что еще посмотреть

Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).

Остановка восьмая.

КАЗАНЬ: ФРАГМЕНТЫ СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ

Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!

Мечеть Казань

Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка  (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань. 

Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани. 

Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника. 

Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она  вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы  это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.

Что еще посмотреть

Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).

Остановка седьмая.

ЧИСТОПОЛЬ: ГОРОД НЕРАСКРЫТОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.

Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.

Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома. 

Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба. 

До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе  и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…

Что еще посмотреть

Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.

Остановка шестая.

ЛЕНИНОГОРСК: ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД НЕФТЯНИКОВ В ПРЕДУРАЛЬЕ

Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.

О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на  богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.

Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек. 

Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.

Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения. 

Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).

Что еще посмотреть

Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума

Остановка пятая.

БОЛГАР: ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км.  На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем. 

Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи. 

Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.

Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут  чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.

Что еще посмотреть

Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый  большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.

В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.

Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.

Остановка четыре.

МОРОСКИНО: ЖИВОПИСНАЯ ДЕРЕВНЯ ХУДОЖНИКА

Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с  художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.

Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.

Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.

— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.

К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).

Остановка третья.

КОЗЬМОДЕМЬЯНСК:
ГОРОД НАЛИЧНИКОВ
И ПРОТОТИП ВАСЮКОВ

От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.

Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков  в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.

Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы. 

Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.

Что еще посмотреть

В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.

Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.

Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.

Остановка первая.

ГОРОХОВЕЦ:
ОТ КОГО «ХОВАЛСЯ»
НА ГОРЕ ЦАРЬ ГОРОХ

Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».

В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.

Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.

Что еще посмотреть

Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.

В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.

Остановка вторая.

НИЖНИЙ НОВГОРОД:
ГДЕ СМОТРЕТЬ ЛУЧШИЕ
В СТРАНЕ ЗАКАТЫ

Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».

А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.

На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.

Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».

Что еще посмотреть

Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.

Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.

От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева)  и Волгу (справа).

Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия  в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три  года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».