Дмитровский район Москвы несколько лет назад получил второе дыхание — его покидают производства, вместо них приходят девелоперы. Мы пообщались с экспертами и изучили отзывы местных жителей, чтобы перечислить главные плюсы и минусы жизни здесь.
Первые упоминания этой местности датированы XVI веком — в то время здесь находилось несколько небольших сел, одно из которых — Холузьево, или, по второму названию Фуниково, — считалось вотчиной Чудова монастыря в Кремле. Холузьево было одним из самых крупных населенных пунктов в этой местности, и за свою долгую историю несколько раз буквально возрождалось из пепла — поселение не раз сгорало дотла, но всегда восстанавливалось руками его жителей.
В ХХ век поселок вошел уже с названием Фуниково и просуществовал с таким именем долго, вплоть до 1980 года. Сначала он соединился с рабочим поселком местного совхоза, оброс многоэтажками и жилыми кварталами, а потом на его месте был сформирован известный нам сегодня Дмитровский район Москвы, чьим официальным «днем рождения» считается 5 июля 1995 года. Свое название район получил в честь одноименного шоссе на подмосковный Дмитров, которое и по сей день — важнейшая транспортная магистраль всего Северного административного округа.
Дмитровский район находится на окраине Северного административного округа Москвы и вплотную прилегает к МКАД — по сути, это самый удаленный от центра район, не считая анклавного Молжаниновского. Очертаниями напоминает перевернутый макушкой вниз треугольник, справа и слева зажатый между соседями: Западным и Восточным Дегунино, Бескудниковским районом и Лианозово (СВАО).
7,29 км2 — площадь Дмитровского района |
6-е место в САО район занимает по площади |
93,5 тыс. человек проживают на территории Дмитровского района |
Плюсы
Минусы
Новые дома вместо дымящих заводов: первичный рынок недвижимости
Дмитровский — один из наиболее активно застраивающихся районов Москвы. Исторически его территория считалась промышленной, однако сейчас положение дел в корне меняется. Размещенные здесь действующие заводы переносят за пределы Москвы, а высвободившиеся площади начинают застраивать жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры. Застройка плотная и высотная, что в перспективе может быть чревато слишком большим количеством новых жильцов.
О том, как обстоят дела на рынке первичного жилья, рассказывает Александр Козлов, коммерческий директор концерна РУСИЧ: — Дефицита предложений в новостройках в этой локации нет, более того, количество предлагаемых к продаже квартир на вторичном рынке ниже, чем на первичном. Первичный рынок в основном здесь представлен новостройками комфорт-класса, на их долю приходится 62% предложений. К 2022 году в районе планируется открыть две станции метро — «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово», что безусловно повышает интерес девелоперов этому району, ведь основным критерием, которым руководствуются застройщики при выборе новой площадки для строительства, является транспортная доступность локации.
И ветхое, и отремонтированное: вторичное жилье
— Вторичный рынок жилья сформирован в основном из девяти- и шестнадцатиэтажных панельных домов 80-х годов постройки и не уступает по стоимости за квадратный метр новостройкам в черновой отделке, — комментирует Дарья Домнина, эксперт по купле-продаже квартир в Москве и МО.
Стоит отметить, что в Дмитровском районе редко встречается по-настоящему ветхое жилье — большинство домов за последние годы пережило капремонт.
Московская прописка по привлекательной цене: сколько стоит недвижимость
Дмитровский район Москвы традиционно входит в топы самых дешевых с точки зрения покупки жилья. На это влияет, в первую очередь, одна из наиболее напряженных транспортных ситуаций во всем САО: здесь до сих пор нет ни одной станции метро. Однако это не мешает горожанам покупать жилье, что называется, на перспективу.
— Согласно данным Авито Недвижимости, по состоянию на май 2020 года в Дмитровском районе Москвы средняя стоимость 1 кв. м вторичного жилья составила 182 692 рубля, а в новостройке — 180 363 рубля, — комментируют эксперты Авито Недвижимости. — С начала года цена увеличилась в обоих сегментах: на вторичную — на 2,3%, на новую — на 1,2%.
Перспективное вложение: кто покупает жилье в Дмитровском районе
Портрет покупателя недвижимости района помогли составить эксперты.
— На первичном рынке ядро целевой аудитории составляют семейные люди с детьми. Это, как правило, люди с ограниченным бюджетом, — говорит Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). — Основная причина, по которой покупатели выбирают Дмитровский район, – это невысокая цена за квадратный метр и низкий порог входа в проекты.
— Дмитровский район столицы пользуется спросом у покупателей доступного жилья, здесь преобладает локальный спрос, то есть в основном квартиры приобретают те, кто знаком с районом в силу работы или учебы, а также покупатели, которые родились и выросли здесь, а значит, имеют близкие родственные или дружеские связи в этом районе, — рассказывает Александр Козлов. — В силу относительно невысокой стоимости квадратного метра (58 место из 86 в ценовом рейтинге столичных районов) инвестиционные сделки здесь не очень распространены, в основном квартиры приобретаются для собственного проживания.
Жирный минус Дмитровского района, как уже не раз было обозначено, — отсутствие хоть каких-нибудь станций метро. Казалось бы, для более-менее благополучного севера Москвы такое положение дел — нонсенс, однако для местных жителей — это суровая повседневность. Ближайшие станции — «Селигерская», «Алтуфьево» и «Речной вокзал», от которых нужно еще какое-то время добираться наземным транспортом. Впрочем, перспективы строительства вполне прозрачны — в сторону Дмитровского района планируют продлевать Люблинско-Дмитровскую ветку метро. Новые станции обещают открыть не позднее 2023-го года, правда их расположение будет пограничным с соседними районами.
С пригородными поездами здесь дело обстоит примерно так же, как и с метро. На территории, которая относится к Дмитровскому району, станций электричек нет. Однако в соседних Дегунино и Лианозово есть несколько остановок Ленинградского и Савеловского направлений, правда, пешком до них добраться жителям центральной части Дмитровского района будет непросто.
Наземное сообщение в районе, напротив, развито отлично. Множество автобусных маршрутов частично компенсирует отсутствие метро, добраться общественным транспортом можно не только до ближайших станций, но и в другие районы, и даже в центр города. Однако к планированию подобного маршрута следует подходить осторожно. Дмитровское шоссе, по которому и курсирует большинство городских автобусов, частенько стоит в пробках, и даже выделенные полосы не всегда спасают от неприлично долгого путешествия.
Отсюда вытекают основные плюсы и минусы для владельцев личных автомобилей. С одной стороны, Дмитровское и Коровинское шоссе — важные транспортные артерии даже в масштабах столицы — позволяют говорить о высоком уровне мобильности, да и близость МКАД с этой точки зрения выглядит весьма выгодной. С другой — частые пробки и общая загазованность воздуха несколько портят общую картину.
На территории района расположено несколько медучреждений — как государственных, так и частных. В поликлиниках можно пройти первичный осмотр у терапевта, однако с какими-то специфическими жалобами вас, скорее всего, направят в больницы других районов.
В Дмитровском районе находится около 10 общеобразовательных и несколько частных школ, а также более 15 детских садов. Несколько дмитровских школ периодически входят в топы лучших образовательных учреждений Северного административного округа.
На сегодняшний день, Дмитровский — один из самых промышленных районов Северного округа. Однако, как отмечалось выше, часть производств будет релоцирована за границы Москвы, а значит, освободятся огромные территории, потенциально привлекательные для возведения жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.
Но это в будущем. А сейчас картина складывается не самая благоприятная, особенно с точки зрения экологии. Крупнейшие предприятия — ТЭЦ-21, снабжающая отоплением несколько миллионов человек, а также завод «Вагонремонт». Отдельно стоит отметить и значительные пространства, отданные под складские помещения. Что с ними случится в дальнейшем — пока неясно.
Дмитровский — район совсем небольшой, однако в нем расположено два крупных парка.
Парк «Ангарские пруды». Недавно реконструированная и, пожалуй, самая симпатичная зеленая зона в районе. Когда-то здесь располагался яблоневый сад, наследие которого — множество плодовых деревьев, растущих и по сей день. В парке есть кафе, детские и спортивные площадки, лодочная станция. Зимой заливают каток и прокладывают лыжную трассу.
Парк «Вагонремонт». Небольшой, в четыре раза меньше «Ангарских прудов». Получил свое название от поселка, расположенного здесь в 1960-х. В нем есть несколько детских площадок и летняя веранда, а по соседству с парком расположена церковь Матроны Московской — первый построенный в этом районе храм.
Концентрация спортивных объектов в Дмитровском районе достаточно высокая. Здесь расположен стадион «Молния» при спортивной школе, два физкультурно-оздоровительных комплекса с бассейном и катком, а также спорткомплекс с тренажерами и боксерским рингом. Во дворах установлены тренажеры для занятий на свежем воздухе, местные совершают утренние пробежки в парках.
Здесь нет супермаркетов «премиум-класса», вроде «Азбуки вкуса», зато найдется полтора десятка сетевых «Магнолий», «Пятерочек» и «Перекрестков». В Дмитровском районе вы не встретите ни одного рынка, однако за покупками можно будет отправиться к «соседям» — в Дегунино и Лианозово.
Заведений с высокой кухней здесь не найти. На гастрономической карте района — сплошь бистро, кулинарии, шашлычные и шаурмичные. Среди списка кафе не встретишь ни одного знакомого названия — сетевых ресторанов в Дмитровском районе тоже нет. Место, чтобы пообедать, найдется легко, но ехать сюда специально ради того, чтобы вкусно поесть, вряд ли кто-то будет.
Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE):
— В Дмитровском районе нет действующих станций метро, что существенно снижает инвестиционную привлекательность квартир с точки зрения их последующей сдачи в аренду. В перспективе, в 2023 году, на границах района планируется открыть станции «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово». Вполне вероятно, что после этого локация преобразится. Аналогичную картину мы наблюдали в Западном Дегунино и Бескудниковском районе: после запуска метро здесь начали активно развиваться новые ликвидные проекты, и цена за квадратный метр выросла.
Дарья Домнина, эксперт по купле-продаже квартир в Москве и МО:
— Если благоустройство продолжится такими же темпами, как сейчас, у Дмитровского есть все шансы завоевать топовые позиции среди самых благоприятных районов Москвы для семейной жизни. С 2008 года здесь продолжается бурное благоустройство — реконструкция природной зоны Ангарские пруды, вывод с территории района промышленных предприятий. Наличие зеленых зон, строительство новых жилых комплексов крупными девелоперами из года в год привлекает сюда все больше семей. Былая неприглядность района скоро канет в лету, особенно с открытием сразу двух станций метро. Уже сейчас это обеспечивает активный приток населения и реорганизацию земельных участков в промзонах для строительства новых жилых комплексов.
Алексей и Елена, 48 и 47 лет:
— Мы живем в однушке в доме из старого фонда — квартира досталась от родителей. Мы в этом районе прожили всю жизнь, в детстве были соседями, в юности поженились, и родители сразу нам отдали эту квартиру. Конечно, раньше было лучше. Не нравятся все эти новостройки и огромные выросшие тут и там ЖК. Боимся, что станет настолько людно, что будет нечем дышать — парковаться вот уже негде, все дворы забиты. Это, пожалуй, главные минусы для нас. А нравится здесь атмосфера уютного (в целом) «спальника», то, что все необходимое под боком — поликлиника, магазины, — да и соседи у нас отличные.
Валентина, 31 год, воспитывает сына:
— Мы приобрели здесь квартиру три года назад. Подкупила, конечно, цена. Мы хотели жилье именно на севере, так как всю нашу семейную жизнь мы с мужем прожили в Алтуфьево, а в Дмитровском районе квартиры были самыми дешевыми в этой части Москвы. Приобретали к рождению ребенка, сейчас выплачиваем ипотеку. Самая большая неприятность пока что — отсутствие нормального доступа к метро. Я сейчас в декрете и у меня нет особой нужды куда-то ездить, но вот супруг тратит на дорогу в офис полтора часа, и еще столько же — обратно. Но мы, конечно, рассчитываем, что через пару лет метро построят — работы вроде бы ведутся. Тогда цены на жилье здесь взлетят и мы, возможно, сможем выгодно перепродать квартиру. Больше всего в районе нравится парк. Гулять вокруг прудов с коляской — одно удовольствие, тут ухоженно, чувствуется, что недавно его отремонтировали.