Знаменитый монумент придумал архитектор Борис Иофан. Тот самый, что разрабатывал грандиозный Дом советов со 100-метровой фигурой Ленина наверху на месте Храма Христа Спасителя. Тогда проект так и не реализовали из-за войны. А вот памятник «Рабочий и колхозница» в Москве в жизнь воплотили. Создала его, потом разобрала на 65 частей и повезла в 1937 году на международную выставку в Париже, народный художник, скульптор Вера Мухина. А уже после мероприятия композицию из нержавеющей стали установили там, где она до сих пор и возвышается, — у входа на ВДНХ.
Но это не только скульптура! Внутри постамента открыли огромный павильон, где устраивают выставки и лекции. А на самом постаменте, прямо у громадных ног рабочего и колхозницы, в хорошую погоду проводят концерты.
Адрес: Москва, пр. Мира, 123Б
Координаты: 55.828163, 37.646861
Режим работы: ежедневно, круглосуточно
Видео: ruptly.tv
Изначально рабочий и колхозница должны были быть обнаженными — как и их прообраз, древнегреческая скульптура «Тираноборцы» (5 век до нашей эры; считается одним из символов афинской демократии). Но приемная комиссия велела фигуры «одеть». Так появился шарф, который держит колхозница, — изначально это была прикрывающая тела драпировка. Делали ее долго, и на Мухину донесли, что она сознательно затягивает сроки сдачи монумента. А в шарфе для пущей убедительности даже рассмотрели… черты лица Льва Троцкого, на тот момент уже врага СССР. К счастью, клевета никак не сказался на судьбе Веры Мухиной. Потом на приемку монумента приедет сам Сталин. Походит, поразглядывает, никакого Троцкого не обнаружит — и довольный уедет к себе. А Мухина с памятником отправится на Парижскую выставку.
Каркас будущей композиции ваяли на московском предприятии «Стальмост», обшивку (листы стали, из которых и состоит памятник) — в цехах столичного завода НИИ машиностроения. Прототипом «колхозницы» стала служившая в то время телефонисткой в НКВД Анна Богоявленская — красивая, говорят, девушка спортивного телосложения. Для «рабочего» позировали два человека: танцор Игорь Басенко (с него лепили тело) и строитель Сергей Каснер (он «подарил» скульптуре свое лицо, поскольку анфас танцовщика был недостаточно пролетарским).
Когда монумент собрали в Париже (а для перевозки его разбирали на 65 частей), французы ахнули от восторга, а местная пресса назвала работу Мухиной величайшим произведением 20 века. Скульптура получила золотую медаль — Гран-при. Французы хотели даже купить монумент, но советское правительство решило: такую символичную композицию надо возвращать на Родину. Ее установили перед входом на ВДНХ.
В 1970-х хотели было переместить скульптуру на стрелку недалеко от Дома художника на Крымском валу. Но не стали: монумент к тому времени обветшал и мог не перенести переезда. Памятник оставили на своем месте, а на стрелке водрузили Петра Первого работы Зураба Церетели, который уже много лет вызывает яростные споры на предмет «снести нельзя оставить».
Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве на долгие годы стал не только символом нового поколения новой страны, но и заставкой к кинолентам «Мосфильма». Правда, водрузили его на уменьшенный постамент: всего 10 метров вместо оригинальных 35, как это было в Париже. В результате скульптура потеряла свою мощь и динамичность.В 2003-м монумент решили реставрировать. Разрезали на 40 деталей, чтобы понять: какие надо менять полностью из-за коррозии, а какие можно восстановить. Так фигуры исчезли со своего постамента до 2009 года. По этому поводу тогда шутили: «Рабочий и колхозница развелись», «Парочка эмигрировала». После нескольких лет работы скульптуру вновь установили на павильон высотой 34,5 метра, повторяющий авторский проект Бориса Иофана 1937 года. В итоге скульптура — 24,5 метра плюс постамент — стала пятой по высоте в России: после монумента Победы, памятника покорителям космоса около ВДНХ, памятника Петру Первому на Крымской набережной в Москве и «Родины-матери» в Волгограде.
Во-первых, памятник «Рабочий и колхозница» в Москве достоин того, чтобы неторопливо насладиться его общим видом издалека. Полюбуйтесь им, двигаясь от остановки монорельса «Улица Сергея Эйзенштейна» или от метро «ВДНХ», почувствуйте всю его мощь!
Во-вторых, зайдите на выставки, которые последние лет 10 устраивают в павильоне-постаменте. Заодно там же оцените и то, как устроен павильон: огромные проходы в виде пандусов соединяют между собой залы и этажи, все это смотрится весьма внушительно.Ну а потом можно и на ВДНХ заглянуть — а это отдельный мир советского величия, к тому же недавно отреставрированный.
В павильоне «Рабочий и колхозница» круглогодично проходят выставки. Попасть с этажа на этаж можно не только с помощью лифтов (это как раз наименее интересно), а по широченным пандусам, образующим квадратную спираль.А летом на крыше здания, прямо у подножия 24-метровых статуй, устраивают концерты. Слушаешь музыку и наслаждаешься потрясающим видом на Москву. Еще тут проводят мастер-классы и семинары.
Во время концерта у подножия скульптуры. Если не боитесь нависающих над вами почти 25-метровых колоссов, конечно.
На фоне монумента целиком и в отдалении от него — так, чтобы вся махина вошла в кадр вместе с вами. Ракурс присматривайте, подходя со стороны метро.
Снимите памятник «Рабочий и колхозница» в обрамлении листьев деревьев или цветов, с весны по середину осени в Москве все цветет. Так получится яркая натуральная рамка, в центре композиции которой окажется знаменитая пара.
Подготовила Наталия АНДРЕАССЕН.