20 лучших автосервисов Москвы в 2024 году

Пока машина новая, чтобы не терять гарантию на авто, большинство обслуживаются у официальных дилеров. Хотя на деле закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс тут на стороне водителя, а не СТОА. Другое дело, что «официалы» могут требовать экспертизу, разборок в суде при наступлении гарантийного случая. Многие не рискуют и до конца гарантии ездят в аккредитованные компании. После отведенного срока встает вопрос: какой сервис выбрать? Можно остаться у «официалов», вот только цены у них часто выше рыночных. Поэтому водители ищут альтернативные варианты для обслуживания машины. Им в помощь мы составили рейтинг топ-20 лучших автосервисов Москвы в 2024 году. Выбирая столичные компании, ориентировались на несколько критериев:

  • репутация компании на рынке;
  • сроки работы;
  • цены на услуги по ремонту авто;
  • скорость ремонта;
  • гарантия на выполненные работы.

Рейтинг топ-20 лучших автосервисов в Москве*

«На колесах.Ру»

Сеть автосервисов в границах МКАД. Лучшие отзывы на точку рядом со станцией «Москва Товарная». Можно пройти ТО, заказать диагностику машины, провести кузовной ремонт и поставить допэлементы кузова, тонировку. Клиенты отмечают отзывчивость менеджеров и оперативное выполнение работ.

В сервисе можно заказать диагностику практически всех узлов и систем автомобиля.
Фото: nakolesah.ru
Адресул. Дубининская, 76

«Автопилот»

Предоставлять искренний сервис и превосходить ожидания клиентов — принцип, которого придерживаются в «Автопилоте». Компания работает на рынке 15 лет и осуществляет ремонт любой сложности. Часто исправляют ошибки других сервисов. 

«Автопилот» — это сеть техцентров в Москве и в ближайшем Подмосковье.
Фото: «Автопилот»

При проведении диагностики автомобиля клиенту высылают на WhatsApp полный видео отчет с комментариями и рекомендациями. При первом посещении автосервиса оформляют в подарок vip карту, по которой ряд услуг в течение 3 лет можно получать бесплатно. По мобильному приложению в телефоне клиенту начисляется кэшбэк — 10% от стоимости ремонта. Есть семейные сертификаты. Например, если в семье несколько автомобилей, то обслуживание их в «Автопилоте» будет с существенной скидкой.

В сервисе выполняют техобслуживание и ремонт любой сложности.
Фото: «Автопилот»

Гарантия на работы — 24 месяца, что подтверждается договором с автосервисом. Существует рассрочка на оплату ремонта и различные ежемесячные акции. В комнате ожидания для клиентов всегда бесплатно: кофе, чай, конфеты, шоколад, журналы, зарядка для телефонов, TV и игровые приставки. Филиалы сети «Автопилот» расположены почти в каждом районе Москвы и Московской области.

Телефон+7 (495) 260-10-76
WhatsApp+7 (925) 609-55-56
Сайт и соцсетичестный-автосервис.рф, ВК, YouTube
Реклама. ООО «АВИАТОР» ИНН 7734370992. Erid: LjN8KNqj2

«Измайлово Авто»

Мультибрендовый техцентр. Специализируется на ремонте и обслуживании легковушек и коммерческих авто малой грузоподъемности. Сервис работает с 2003 года. Автовладельцы с Восточного округа в отзывах вспоминают, что когда-то это был гараж с любителями покопаться в машинах, но со временем бизнес рос и превратился в большой центр со штатом компетентных специалистов. Есть кузовной цех, цех ремонта, «малярка», шиномонтаж и работы по электрике.

Техцентр принимает на обслуживание и ремонт легковые автомобили.
Фото: izmaylovo-avto.ru
АдресВерхняя Первомайская, 35А, стр. 1

«ПоломокНет»

Автосервис в районе Преображенской площади. Работает более десяти лет. В районе известен как один из первых успешных сервисов. Специализируются на марках Hyundai, Chevrolet, Kia, Daewoo, SsangYong. Могут посмотреть и другие авто, но приоритетные компетенции касаются вышеуказанных машин.

В сервисе возможен ремонт автомобилей разных марок и моделей.
Фото: polomoknet.ru
Адресул. Потешная, 6/2, стр. 18

«Дрим-авто»

Принадлежит к числу так называемых клубных автосервисов. Такие, как правило, основывает кто-то из поклонников конкретной марки (иногда даже модели). Затем привлекает товарищей по увлечениям, слава о месте растет и множится, а вслед за тем и навыки мастеров, которые оттачивают скилы до совершенства. Этот сервис специализируется только на «корейцах» — Kia и Hyundai. Ремонтируют электрику, коробку передач, тормозную и ходовую систему, движок, выполняют шиномонтаж.

Сервис специализируется только на автомобилях Kia и Hyundai.
Фото: vk.com/dreamavtoservice
АдресМихайловский проезд, 1, стр. 8

AFTO-сервис

Автосервис рядом с ТТК, неподалеку от м. «Беговая». Готовы произвести диагностику, кузовной ремонт, выполнить покраску и любые виды механических работ. Также продают запчасти. Как и подобает лучшим автосервисам, внутри компании есть разделение на отделы. Поэтому можно не опасаться, что мастер кузовного ремонта вдруг возьмется за электрику. Есть подразделение, которое отвечает за VIP-услуги — эдакий автоконсьерж, который готов взять на себя все заботы о вашем авто.

В компании выполняют все виды авторемонтных и сервисных работ.
Фото: afto-service.ru
Адресул. Поликарпова, 27, стр. 3

«Мобил Сервис»

Специализация сервиса: иномарки Mercedes, Audi, Volkswagen, BMW, Porsche, Land Rover, Hyundai, KIA, а также отечественные авто. Работает порядка 20 лет. При сервисе большой магазин запчастей и расходников. Выполняют слесарные работы, меняют масла, проводят развал-схождение и оказывают другие востребованные у автовладельцев услуги.

В магазине сервиса всегда есть оригинальные запчасти и их аналоги.
Фото: mobilservice.ru
Адресул. Башиловская, 34А

«Гараж самообслуживания»

Новаторский сервис в Москве. Изначально тут не проводят никаких видов ремонтных работ, что видно даже из названия. Арендуй рабочее место с подъемником или без, бери нужный инструмент у компании и возись с ласточкой сколько хочешь (в рамках оплаченного тарифа). Однако тут же есть и штат механиков. Они могут выступить консультантами (что в разы дешевле оплаты стандартных работ), так и подсобить руками. 

Можно ремонтировать автомобиль самостоятельно или воспользоваться услугами механиков.
Фото: vk.com/club53677917
Адрес1-я улица Измайловского Зверинца, 8

«GM Восток»

Сервис создан для обладателей авто концерна «Дженерал Моторс»: специализируются на «Опелях», «Кадиллаках» и «Шевроле». Механики прошли сертификацию у компаний-производителей авто. Есть собственный большой склад запчастей, что актуально в нынешних условиях. Разрешают не только следить за работой механика из клиентской зоны по камерам, но и как говорится «стоять над душой» — то есть контролировать непосредственно на месте.

Самые ходовые запчасти всегда есть в наличии на складе сервиса.
Фото: gm-vostok.ru
АдресЗеленый проспект 3А, стр.1

«МСК Стартер»

Принадлежит к числу специализированных автосервисов: такие концентрируются на каком-то конкретном узле. Этот, в частности, занимается ремонтом и заменой генераторов и стартеров. Могут провести только диагностику проблемы и продать запчасть (есть склад с б/у деталями) или сразу же выполнить замену, ремонт.

Компания специализируется на ремонте генераторов и стартеров.
Фото: orbcentr.ru
Адресул. Авиамоторная, 65, стр. 1

«77VOLVO»

Популярная сеть техцентров, тут обслуживают все модели Volvo. Начинали с продажи запчастей и выросли в большой проект. Некоторые филиалы также обслуживают Land Rover. Работают с деталями и расходниками от BOSCH, ATE, SKF, GParts, Lemforder, Mobil. В отзывах сервис хвалят за высокую клиентоориентированность: чуткие мастера-приемщики и служба контроля качества.

Клиенты хвалят сотрудников за высокую клиентоориентированность.
Фото: vk.com/77volvo
Адресул. Большая Семеновская, стр. 1

Tolex

Еще один клубный автосервис в нашем рейтинге лучших. На этот раз — марки Toyota (и Lexus в придачу). Солидный техцентр, но при этом цены адекватные. Так что ремонтироваться приезжают как на «Крузаках», так и на скромных легковушках. Работают с ходовой частью, двигателям, кузовом, электрикой, коробкой-автомат и выполняют шиномонтаж.

Компания оказывает полный спектр услуг по диагностике и ремонту автомобилей Toyota и Lexus.
Фото: center-toyota.ru
АдресБережковская набережная, 36

«Ваг-Сервис»

Компания занимается обслуживание и ремонтом «ваговской» семьи: «Фольксваген», «Ауди», «Шкода» и «Сеат». Оказывают полный спектр услуг для этих марок. Работают на оригинальных запчастях или качественных аналогах. На рынке более 10 лет. Есть все необходимое для ремонта оборудование. В отзывах отмечают ненавязчивость механиков, но при этом отзывчивость и готовность терпеливо давать консультации.

В автосервисе есть все необходимое оборудование для быстрого и качественного ремонта.
Фото: vostok-ag.ru
Адресул. Прокатная, 7

«Автолаб»

Сервис собрал профессиональную команду: каждый специалист проработал по своему направлению минимум 16 лет. Текучки кадров тут нет: водители обслуживаются у одних и тех же мастеров буквально поколениями. Берут в работу все премиальные и рядовые марки авто, за исключением китайских. Есть оборудованная клиентская зона (в том числе и детская), собственный склад запчастей.

В команде автосервиса работают специалисты с многолетним стажем.
Фото: autolab.pro
Адресул. Коцюбинского, 4

«Хороший»

Бюджетный автосервис между центром и западом Москвы. Есть разные скидки и акции для новых и старых клиентов. Занимаются не только легковым, но также грузовым и коммерческим транспортом. Есть свой склад запчастей, в том числе и с деталям б/у. Кроме классических видов работ также выполняют сложный агрегатный ремонт — АКПП и МКПП, а также двигателей.

Автосервис предлагает весь спектр услуг, включая сложный агрегатный ремонт.
Фото: автосервисы.москва
Адресул. Тучковская, 13, стр. 2

«Авто-Корея»

Сервис у ВДНХ, который начинал и заработал репутацию, как спец по обслуживанию южнокорейского автопрома. Хотя сейчас работают и с другими марками. Ремонтируют трансмиссии, выхлопные системы, ДВС, ходовую, проводят техобслуживание. В отзывах отмечают, что на срочный ремонт могут и не принять — в сервисе очень плотная запись. Так что обращаться лучше заблаговременно.

Перед ремонтом проводят качественную диагностику автомобиля.
Фото: unsplash.com
Адресул. Академика Королева, 13, стр.1

«London-Auto Север»

Больше 20 лет ремонтируют MINI, Land Rover и Jaguar. У этих премиальных авто своя специфика обслуживания и здесь в ней неплохо разбираются. Перед началом работ озвучивают стоимость ремонта и согласуют процедуру с заказчиками. Многие в отзывах сравнивают их с официалами, так как в этой нише даже в Москве не так много предложений. Отмечают, что несмотря на высокий уровень сервиса, компания сохраняет адекватные цены на услуги и запчасти.

Компания специализируется на обслуживании знаменитых британских марок MINI, Land Rover и Jaguar.
Фото: london-auto.ru
АдресДмитровское шоссе, 9, стр. 4

«Юнион Моторс»

Сервис-старожил: работает с 1997 года. Занимается KIA, NISSAN, INFINITI. Особенность компании в том, что в отличие от многих конкурентов дают два года, а не год гарантии на работы. Также есть жесткий график оказания услуги — за просрочку по времени (со своей стороны) прописывают штрафы. Можно находится в ремзоне во время работы мастера.

Мастера дают двухлетнюю гарантию на ремонт.
Фото: vk.com/unionmotorsrus
Адресул. Широкая, 28

«Toyota и Lexus Дубровка»

Работают с авто от японского автоконцерна. Обслуживают как легковые версии, так и внедорожники, паркетники и коммерческие микроавтобусы. В прейскуранте кузовной ремонт, диагностика (в том числе предпродажная), сход-развал и рядовое техобслуживание. Цены тут выше средних по Москве, что в целом оправдано — скрупулезный сервис, удобная зона ожидания и качественное оборудование.

Во время ремонта и диагностики клиент может следить за работой мастера.
Фото: toyotadubrovka.ru
Адресул. Мельникова, 5

Fservis

Для водителей Mazda, Skoda и Ford. Хотя изначально начинали именно как Ford-сервис, клубный проект. Накопили большую экспертизу в обслуживании этой марки. Соблюдают регламенты заводов-изготовителей, но при этом могут посоветовать клиентам какую-то услугу или деталь с учетом особенностей эксплуатации авто в наших реалиях. Выполняют кузовной, слесарный ремонт и обслуживание. Также занимаются электроникой и кондиционерами.

Автосервис занимается кузовным, слесарным ремонтом и обслуживанием.
Фото: pexels.com
АдресТурчанинов переулок, 6, стр. 2

*По версии КП

Цены на ремонт и обслуживание автомобилей в автосервисах Москвы

Техническое обслуживание (замена масла, фильтров, жидкостей)600 – 1500 руб.
Локальный ремонт кузоваОт 1000 руб.
Восстановление геометрии кузова (постановка на стенд)От 3500 руб.
Точечная/локальная/вмятины покраскаОт 3500 руб.
Замена и ремонт подвески10 000 – 20 000 руб.
Замена и ремонт деталей тормозной системы1500 – 4000 руб.
Ремонт электрооборудования (за одну услугу, например, замену датчика)500 – 3000 руб.
Ремонт и обслуживание кондиционераОт 2000 руб.
Ремонт и обслуживание трансмиссии10 000 – 20 000 руб.
Указаны средние цены по Москве в 2023 году.

Как правильно выбрать автосервис в Москве

Рассказываем о том, как выбрать лучший автосервис для обслуживания машины в столице. Вот несколько критериев добросовестной компании.

Строго соблюдают назначенное время

Лучшие автосервисы не заставляют клиентов долго ждать.
Фото: unsplash.com

В сервисах случаются авралы. У кого-то проблема оказалась серьезнее, чем ожидалось. Еще один водитель приехал вне очереди и мастера согласились принять машину, рассчитывая, что успеют до следующего запланированного посетителя, но не успели. В итоге распланированный график слетает, а страдает от этого посетитель. Лучшие автосервисы стараются строго следовать таймингу и не заставляют клиента ждать дольше запланированного.

Не пугают клиента

Известная тактика нечистых на руку ремонтников: машина встает на гидравлический подъемник, после чего мастер начинает перечислять: «У вас это неисправно и это, и то…». Перепуганный клиент соглашается на полную замену всех якобы неисправных узлов, деталей. Итог: ремонт влетает в копейку.

Таким запугиванием недобросовестный мастер может проверить реакцию клиента. Увидит, что слепо поверили его словам: значит есть повод подзаработать на доверчивом клиенте. А работы при этом могут и вовсе выполнить только по бумагам. В качестве защитной меры от этого можно просить не выбрасывать замененные запчасти, а попросить их отдать вам.

В лучших автосервисах мастера объяснят без громких фраз, что и почему нужно заменить. 

Сетевые автосервисы или частные проекты

В пользу сетевых сервисов говорят стандарты обслуживания. У таких проектов одно начальство, один прейскурант, единая система приема жалоб от клиентов. Другое дело, что цены могут быть выше средних по рынку, а за работы в конечном итоге все равно отвечает конкретный мастер. 

Главное преимущество сетевых сервисов — строгие стандарты обслуживания.
Фото: unsplash.com

В пику им не сетевые сервисы. Бывают «гаражного» формата, либо более цивилизованные. «Гаражные» — бюджетные и не всегда плохие. Но они меньше дорожат своей репутацией, поэтому в случае спорных моментов вряд ли пойдут на встречу. Частные автосервисы классического формата — более клиентоориентированы. В лучших руководство собирает команду: диагноста, специалистов по моторам, автокондиционерам, ходовой… Найти подобный добросовестный проект — идеальный вариант.

Сроки работы 

Речь про сетевые сервисы. Достоверно установить сроки их работы, не посещая компанию и не рассматривая уголок потребителя, сложно. Поэтому посмотрите на виртуальных картах, каким годом датированы первые отзывы. Если у центра есть сообщества в соцсетях — то даты первых постов. Лучшие компании нарабатывают постоянную клиентскую базу и успешно держатся на рынке. Три-пять лет работы — уже срок, который говорит о том, что бизнес стабильно зарабатывает, а не теряет клиентов.

Чистота ремонтной зоны в сервисе

Стерильной она быть не может. Но если усыпана отработанными расходниками, инструментом, залита слоем мазута — признак бардака. Работать в таких условиях хороший мастер вряд ли сможет.

Оборудование

В хорошем автосервисе должно быть профессиональное оборудование.
Фото: pexels.com

Даже если вы опытный водитель, все равно сложно разобраться во всем применяемом для ремонта авто оборудовании. Но его предостаточное количество в сервисе косвенно свидетельствует о качестве выполняемых работ. Предстоит ремонт подшипников — должен быть пресс. Замена ремня ГРМ — набор фиксаторов. Ремонт ходовой — развальный стенд (сход-развал).

Выдают наряд-заказ

Этот документ выписывают по каждому произведенному виду работ. В нем описывается, какие именно работы провели, какие части сменили. Наряд-заказ также служит своего рода гарантией и подтверждением, что вы обслуживали авто именно в этом сервисе.

Отзывы специалистов о работе автосервисов в Москве

Специалисты советуют начинать выбор автосервиса со звонка кандидатам. Часто уже по разговору можно понять, насколько компания заинтересована в сотрудничестве. Задайте ряд типовых вопросов: «Обслуживаете ли вы такую машину? Есть ли в наличии детали или я могу их приобрести самостоятельно? Сколько максимальная цена за необходимые мне работы?» После диалога можно будет сделать выводы о клиентоориентированности сервиса.

Старайтесь и сами вникать в нюансы обслуживания вашей машины и знать расположение основных узлов. Элементарно определить, где у вас тормозные колодки, свечи зажигания и прочее, а главное — как это все примерно работает и в какой срок требует замены.

Специалисты также рекомендуют по возможности проехать несколько сервисов перед тем, как отдать авто в ремонт. Конечно, не всегда на это есть время или машина может быть не на ходу. Но если пока ездить можно, то наведайтесь в пару сервисов, чтобы пройти диагностику. А после можно сделать вывод, одинаковые ли «диагнозы» поломки выносят мастера для вашей машины.

Популярные вопросы и ответы

Как сэкономить на ремонте автомобиля в автосервисе Москвы?
Выступите аналитиком рынка: проще говоря, узнайте цену за необходимые вам услуги в нескольких сервисах. Приезжайте в сервис со своими деталями на замену, которые вы предварительно заказали в онлайн-магазине (скорее всего, так будет дешевле). Также в сервисе могут предложить ремонт или замену детали — иногда можно обойтись без последнего. В случае с некоторыми узлами авто ремонт может быть экономнее.
Что такое мобильный автосервис и как он работает в Москве?
По другому его называют выездным сервисом. Это мобильная бригада мастеров (или отдельного мастера), который приезжает к вам и занимается ремонтом на месте. Это удобно в некоторых ситуациях. Например, чтобы не тратиться на оплату эвакуатора до сервиса, если машина встала и не может продолжать движение. Или когда нет времени на поездку в сервис и хотите, чтобы мастер провел диагностику и возможный ремонт на вашей парковке.
Когда необходимо ремонтировать автомобиль у официальных дилеров в Москве?
В автосалоне автовладельцев уверяют, что пока действует гарантия на какие-то узлы машины, обслуживать ее можно только у «официалов». Иначе в случае гарантийного случая в ремонте откажут по причине того, что якобы неавторизированные мастера могли что-то сломать, изменить, ухудшить. На самом деле в России уже были суды на предмет отказов в гарантийном обслуживании после обращения в сторонние сервисы. Тут закон о защите прав потребителей на стороне рядового автовладельца. Другое дело, что на это придется тратить время, заказывать экспертизы и т.д. Поэтому до тех пор пока действует гарантия многие предпочитают не рисковать и ездить только в официальные сервисы.

КРОНШТАДТ: ЧУДЕСА ОСТРОВА КОТЛИН И ROLLING STONES

Кронштадт (от Питера 60 км), городок на острове Котлин в Финском заливе, вырос из крепости, защищавшей Санкт-Петербург от шведов. Здесь всё связано с военно-морской историей России. Кронштадт был закрытым городом, и возможность попасть сюда без пропусков появилась лишь в 1996 году.
В Кронштадт приезжают, чтобы осмотреть местные форты, погулять по Петровской набережной и, конечно же, восхититься Морским Никольским собором. Храм на Якорной площади — одна из главных достопримечательностей Кронштадта. 70-метровый собор поражает и своим масштабом, и красотой – настоящее чудо!
Previous slide
Next slide
А вот другое «чудо» мы встретили совершенно случайно. После съемки Морского собора пошли погулять по городу, вышли на Петровскую набережную и спонтанно купили билеты на морскую прогулку по фортам Кронштадта.
Сели на причале форта «Константин» на какое-то невзрачное двухпалубное судно (как оказалось, спущенное на воду в Германии в 1954 году). Называется Reeperbahn («Рипербан»). Сидим-слушаем гида – «форт слева, форт справа…». И тут вдруг слышим, что на этом судне в 1970 году (когда оно было паромом в Гамбурге), каталась группа Rolling Stones! И на нем давали свои первые зарубежные концерты Beatles и бывали парни из Queen. Интересный поворот!
Previous slide
Next slide
Как же это судно попало в Россию? Когда в 2008 году ветхий старичок «Рипербан» продавался с молотка, его выкупила крупная питерская туркомпания специально для морских экскурсий. После ремонта этот речной паром начал катать публику по фортам Кронштадта и исправно делает это до сих пор.

ПАВЛОВСК: ЖЕМЧУЖИНА ДВОРЦОВОГО ОЖЕРЕЛЬЯ

В окрестностях современного Павловска (от Питера 32 км) были императорские охотничьи угодья, поскольку тут и дичи хватало, и рукой было подать от Царского Села. Когда у ее наследника Павла Петровича родился сын, Екатерина II эти земли подарила ему.
Строительство местного дворца началось в 1782 году, когда Павел с супругой инкогнито путешествовали по Европе. Италия глянулась им памятниками времен Древнего Рима, Франция – художниками, Австрия – музыкантами. Это во многом нашло отражение при строительстве дворца. В нем появился большой бальный зал, где позже состоялось представление публике «Вальса-фантазии» Глинки (оттого его нередко называли «Павловским вальсом». Часто здесь выступал оркестр под руководством Штрауса.
На создание Павловского дворцово-паркового ансамбля ушло не менее полувека, над ним трудились три поколения архитекторов и оформителей. Считается, что памятник Павлу I на фасадной площади дворца был установлен как подражание скульптуре Людовика XIV у входа в Версаль.
Previous slide
Next slide
Эта императорская резиденция Павла I отличается от многих других не пышностью, а теплым духом богатого семейного гнезда. Тут хранится более 45 тысяч предметов быта и шедевров художников той эпохи. Государственный музей-заповедник Павловска внесен в 1989 году в список памятников ЮНЕСКО.
В Павловске встретили модные сейчас велоэкскурсии — это когда вы любуетесь красотами не пешком, а объезжая все самые интересные места на велике. Немного даже позавидовали, способ изучения окрестностей, должно быть, интересный. Кстати вспомнили про огромный багажник нашего Москвича, который еще и увеличивается, если задние сиденья сложить. Туда складные велосипеды влезли бы без проблем, могли бы на время стать не авто-, а велопутешественниками.

ЦАРСКОЕ СЕЛО: НЕ ПОЖИТЬ ЛИ НАМ ВО ДВОРЦЕ

В этом пункте маршрута нашей «резиденцией» стало Царское Село. Да-да, прямо на территории его Большого Екатерининского дворцового комплекса есть малоизвестная гостиничка! Мы, привыкшие к московским пробкам, смекнули, что, живя в Петербурге, будем терять каждый день по три часа на дорогу в окрестности города.
Конечно, в комфортной машине, как наш Москвич 6, в пробках не так тяжко — водителю и пассажирам даже на заднем сидении ехать комфортно, за дорогой по навигатору благодаря вертикальному экраны мультимедийной системы следить удобно. Но времени на заторы было откровенно жалко, потому и поселились в Пушкине. Вернее, прямо в Царском Селе (от Москвы 690 км, от Питера – 30 км).
Царское село — это бывшая шведская усадьба «Саарская мыза», присоединенная Петром I в период Северной войны. Сегодня архитектурный ансамбль заповедника состоит из классического Александровского дворца и Большого Екатерининского в стиле русского барокко.
Основной изюминкой Большого Екатерининского дворца является Янтарная комната. Кстати, назван дворец в честь Екатерины I, а не Екатерины II, как многие думают. Последняя считала этот «взбитый крем» старомодным и, как и Елизавета Петровна, перестраивала и дворец, и парк под своё представление прекрасного.
Previous slide
Next slide
В 1837 году сюда провели первую отечественную железную дорогу — Царскосельскую. А еще через 50 лет построили электростанцию, и Царское Село стало первым в Европе (!) городом с электрическим освещением.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Великий Новгород (от Москвы ехать около 550 км) с населением более 200 тысяч человек похож на европейский город, но с древнерусской архитектурой. Датой основания нынешнего административного центра Новгородской области на берегах реки Волхов считается конец IX века. В 1136 году Новгород стал первой вольной территорией в феодальной Руси.
По шикарному местному кремлю XV века прогуляться нужно обязательно.
Кстати, кремль здесь называется «детинец». Во время нападения врагов, чтобы уберечь детей, их уводили за крепостные стены – так и появилось название.
Сюда ведет большой горбатый пешеходный мост над рекой Волхов, построенный совсем недавно, в 80-е годы прошлого века. Прямо перед ним вас встречает скульптура девушки, устало присевшей после прогулки по городу. Она полюбилась и горожанам, и туристам.
Кремлевский Софийский собор, один из старейших в стране, сохранился даже в годы советского богоборчества, да и во время Великой Отечественной обошелся небольшими повреждениями.
Previous slide
Next slide
Интересен монумент «Тысячелетие России», установленный в 1862 году в память о зарождении русской государственности. Согласно летописи, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен на княжение в Новгород в 862 году. Памятник включает 126 (!) фигур, высота его с трехметровым крестом на державе достигает 16 метров — и при этом монумент удивительным образом не смотрится громоздким.
Что еще посмотреть
Здание присутственных мест (Новгородский государственный музей-заповедник), Часозвоню (башню с часами), Владычную палату (Грановитая палата), Ярославово дворище и Торг…В общем, по Новгороду можно гулять долго!

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК, ВАЛДАЙ
И КОЛОКОЛА

По пути в Великий Новгород интересно сделать две остановки – в Вышнем Волочке (расстояние от Москвы 310 км) и Валдае.
Волочёк – милый городок на реке Цне, население порядка 45 тысяч человек. Местами облагорожен (в городе прекрасная набережная), но многие исторические здания, увы, разрушаются и требуют ухода.
Previous slide
Next slide
Крохотный Валдай (население около 14 тысяч, расстояние от Москвы – под 400 км) на фоне Волочка смотрится избалованным ребенком. Видно, что питает его не столько местный, сколько федеральный бюджет.
Удивляет длиннющее здание с колоннами, которое местные называют «бассейном». Как выяснилось, это, действительно, многофункциональный спортивный центр с огромным трансформируемым бассейном и трибунами аж на 1000 человек.
Федеральный объект для крупных соревнований впечатляет своим гигантизмом. Как и несоразмерный памятник мастерам колокольных дел и кузнецам, установленный в центре городка.
Previous slide
Next slide
В прошлом литье колоколов приносило основной доход городу. 
И сегодня в храмах России есть колокола, отлитые в Валдае. Как дань мастерами и был установлен памятник. В центре его колокол на наковальне, окруженный огромной подковой (под 6 метров в диаметре). Написано, что это самая большая подкова в России, но она не кованая, а сварена из листового металла. То есть, кузнецы тут, как бы, и ни при чём…

ТОРЖОК: КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ МЕСТНЫХ

Торжокцы? Торжокчане? Ни за что не угадаете! Дело в том, что поселение, возникшее здесь, на торговом пути из Киева в Новгород, поначалу называлось Новый Торг. Именно поэтому жители Торжка по сей день именуют себя «новоторами».
От Москвы до Торжка, если верить верстовому столбу в городке, 225 верст (в километрах чуть больше, умножьте на 1,07).
Городок невелик, но по количеству историко-архитектурных памятников (их тут около трех сотен) перещеголял все города Тверской области. Местный Борисоглебский монастырь считается самым древним на Тверской земле – он был основан в 1038 году. Археологами тут обнаружено около двух десятков образцов древнерусских берестяных грамот XI – XIV веков. Уже в XV веке город чеканил свои серебряные монеты.
Местный Борисоглебский монастырь считается самым древним на Тверской земле.
До сих пор здесь сохраняются древние традиции «золотного шитья» – вышивки золотой и серебряной нитью. Именно местные мастерицы создавали самый большой золотой пояс в России длиной 12 метров. Увидеть его можно в музее «Дом пояса».
Торжок является родиной пожарских котлет. 
До появления железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой через Торжок проезжали и царственные особы, и многие известные личности, например, многократно останавливался Александр Пушкин. Неудивительно, что тут есть музей имени поэта.
Ну и как не сказать о том, что Торжок является родиной пожарских котлет! Их подавали в местном трактире Пожарского. Отведали котлет и мы — они не подкачали, поэтому вам тоже можем советовать.
Previous slide
Next slide
Что еще посмотреть
Набережную Торжка (виды на закате с левого высокого берега реки Тверцы – просто восторг!), Новоторжский Борисоглебский монастырь, Новоторжский кремль, Музей фабрики «Торжокские золотошвеи», Музей ретромотоциклов.

КЛИН: ПИВО И ЧАЙКОВСКИЙ

Стартовали мы в мощнейший ливень. Дождь лил не просто как из ведра, а как из цистерны, и дворники нашего Москвича 6 в первый час пахали, как стахановцы. Соответственно, ехали мы (или плыли?) со скоростью не больше 80 км/ч.
Что обидно, на платной скоростной автостраде М11 и с мощностью двигателя у машины  174 лошадиные силы. С такими ТТХ могли бы мчаться с ветерком, легко обгоняя попутные авто — в первой экспедиции мы проверили Москвич в этом деле, и результатом остались более чем довольны. Но в этот раз погода быстрой езде явно не благоприятствовала.
Первую остановку сделали, когда дождь заметно утих, в 90 километрах от столицы, в Клину, известном большинству россиян своим пивом. А, между тем, это один из старейших городов Московской области (впервые упоминается в летописях аж семьсот лет назад). Почему называется Клином? Выберем самую простую и правдоподобную версию.
Название происходит от того, что город был основан в излучине реки Сестры, которая своей формой напоминает клин.
С этим городом связано имя великого русского композитора Чайковского. Петр Ильич жил в Клину с 1885 по 1893 годы, и уже через год после смерти композитора в 1894 г. тут был создан его дом-музей. Чайковский написал в Клину Шестую симфонию, восемнадцать пьес для фортепиано, шесть романсов, закончил оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик».
Есть и еще одно знаменитое имя, связанное с Клином — здесь можно заглянуть в скромный дом-музей  Аркадия Гайдара. 
С 1938 по 1941 год писатель снимал комнату у местного сапожника Чернышева, а потом и женился на дочери хозяина дома. «Домик-крошечка в три окошечка» называл эту избушку сам писатель. Он и впрямь небольшой – три комнатки и коридорчик. В одной из них жил Гайдар (тут восстановлена аутентичная обстановка), в другой сидит администрация музея, а в третьей – представлены книги и документы писателя. Среди них есть и листочек, удостоверяющий, что Аркадий Петрович направлен на фронт военкором «Комсомолки» (то есть, был нашим коллегой).
Previous slide
Next slide
Что еще посмотреть
Клинский краеведческий музей, Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье», Успенскую церковь середины XVI века.
День 2.

на природу

Следуя выражению «В здоровом теле здоровый дух», новый день нашего путешествия посвятим активному отдыху. В Красноярске возможностей для этого предостаточно.

Уникальность Красноярска в том, что даже не выезжая за его пределы можно в полной мере оценить потрясающую красоту сибирской природы. Визитной карточкой города уже давно стал национальный парк «Красноярские Столбы». Причудливые скалы (а их тут под две сотни), в очертаниях которых угадывается то человеческая фигура, то животное, то мифическое существо, почти все имеют свои имена — Перья, Львиные ворота, Дед, Бабка и Внучка, Слоник, Воробушек, Ермак, Дикарь… Чтобы лучше ориентироваться, скачайте приложение «Красноярский хайкинг».

Экскурсию можно начать с канатной дороги в фанпарке «Бобровый лог». Подъем займет не более 10 минут и наверху нужно будет пройти еще 5 минут — и вы окажетесь на смотровой площадке, где каменные исполины предстанут во всей красе. Кстати, в национальном парке можно и нужно залезать на скалы (только осторожно), чтобы любоваться закатами и бесконечными лесами. Удобная обувь и ветровка придутся очень кстати.

После Красноярских Столбов отправляемся покорять самую длинную лестницу в стране. Этот статус официально закреплен сегодня в Книге рекордов России за лестницей на Торгашинский хребет в Красноярске. 1683 ступени наверх получается преодолеть за 40 минут. И оно совершенно точно того стоит! Перепад высот здесь 240 метров, весь город как на ладони. Смотровая площадка на Торгашинской лестнице считается одной из самых благоустроенных в городе наряду с Николаевской сопкой и площадкой у Часовни Параскевы Пятницы. 

Местные советуют приходить сюда не только днем, но и с наступлением темноты. Тогда изгибы лестницы по форме напоминают лежащего дракона — такой эффект создается за счет подсветки. Советуем проверить!

Круглый год открыт для посетителей парк флоры и фауны «Роев ручей». Здесь обитает более 650 видов животных, а свое название парк получил по имени ручья, что протекает рядом. Роев означает «рыть»: в XIX веке здесь мыли золото.

История парка началась с живого уголка при заповеднике «Красноярские Столбы». Известная в городе зоолог и писательница Елена Крутовская в 50-е годы прошлого века создала «Приют доктора Айболита», где спасали животных, пострадавших от браконьеров. Существовал приют не одно десятилетие, число подопечных постепенно росло. И только в 2000 году в Красноярске официально открыли парк флоры и фауны «Роев ручей», основой которого стала именно зоологическая коллекция живого уголка и звери, прибывшие из Новосибирского зоопарка.

Поначалу здесь обитали представители местной фауны, но постепенно сотрудниками парка была собрана уникальная коллекция диких животных со всех уголков земли. В «Роев ручей» привезли леопарда, белого медведя, росомаху, льва, страусов, пеликанов, кенгуру, жирафов, рептилий и многих других.

Сегодня в парке также собрана необыкновенная коллекция растений, создано множество садовых композиций и стилизованных садов (например, есть японский сад).

Для посетителей парка работает колесо обозрения высотой 50 метров — виды с него открываются фантастические.

День 2.

активный

Следуя выражению «В здоровом теле здоровый дух», новый день нашего путешествия посвятим активному отдыху. В Красноярске возможностей для этого предостаточно.

Например, эко-парк «Гремячая грива» прямо в черте  города, где каждый найдет себе занятие по душе. Парк имеет большую благоустроенную территорию, это лесной массив прямо в черте города. Отправляйтесь гулять по парку, наслаждаясь свежим воздухом и окружающим пейзажем — в парке много пешеходных маршрутов. В природный ландшафт деликатно вписаны скамейки, беседки, несколько смотровых площадок, есть два музея геологии. Для детей тоже раздолье — 11 разных по формату детских площадок, так что можно играть хоть целый день. Если хочется на пробежку или покататься на велосипеде — для этих целей есть специальные спортивные маршруты протяженностью более 5 км.

На территории парка есть 3 визит-центра с бесплатными туалетами, раздевалками, комнатами матери и ребенка. В одном из них — «Серебряном  логе» (это третий вход в экопарк) — можно познакомиться с культурой и бытом народов Енисейской Сибири, увидеть их традиционные жилища — чум и юрту, попробовать сибирские травяные чаи и приобрести сувениры. Гости парка могут прогуляться по тропам, которые сопровождают информационные таблички об истории этих мест, посетить зону отдыха с шезлонгами у пруда, насладиться окружающим пейзажем. 

Не забудьте скачать аудиогид «Пешком по Гриве» — путешествие станет еще более интересным.

Для активного отдыха также подойдет остров Татышев — можно покататься на роликах, велосипедах или гироскутерах, поиграть в волейбол, баскетбол или пинг-понг. Или просто позагорать и устроить пикник на лужайке. 

Пощекотать нервы на экстремальных аттракционах — родельбане и зипрайдере, — позагорать, поплавать в бассейне, покататься на высокогорных качелях и канатке предлагаем в всесезонном фанпарке «Бобровый лог». Это уникальное место для занятий спортом и отдыха на природе.

Парк открыт для посетителей круглый год. В межсезонье и летом в парке организуют территорию активных развлечений. Зимой «Бобровый лог» работает как горнолыжный комплекс: для лыжников и сноубордистов открыты 15 трасс разного уровня сложности, есть ледовый каток, сноутюбинг.

День 1.

культурно-познавательный

После краеведческого музея можно отправиться на прогулку по центру Красноярска и главной улице города — проспекту Мира. Тут находится много исторических зданий и купеческих особняков, уютных скверов, кафе и ресторанов. Многие туристы останавливаются у памятника художнику Андрею Поздееву — сфотографироваться и «потереть нос» мастеру на удачу.

На площади Мира смотрим музейный центр современного искусства и Триумфальную арку, построенную к 375-летию города на том самом месте, где когда-то и был заложен острог Красный Яр. Тут же рядом находится краевая филармония, где выступал известный оперный певец Дмитрий Хворостовский. Кстати, он был родом из Красноярска и всегда с большим уважением отзывался о родном городе.

Поклонникам живописи советуем музей-усадьбу Василия Сурикова (ул. Ленина, 98). В этом доме художник родился и жил до поступления в Академию художеств. Обязательно полюбуйтесь на весьма достойную коллекцию его картин и станьте участником необычной аромоэкскурсии «Почувствуй Сурикова». Она знакомит посетителей музея с творчеством художника через запахи и чувства. Представьте: вы смотрите на пейзаж художника «Алупка» и ощущаете свежий морской бриз, яркий аромат хвои кипарисов и выжженной солнцем травы, прохладу крымского утра…

Недалеко от музея Сурикова на улице Ленина стоит деревянный терем, словно из сказки. Когда-то в нем проживал енисейский губернатор, а в наше время располагается литературный музей имени Виктора Астафьева, посвященный исключительно творчеству сибирских писателей.

В Красноярске через Енисей проходят шесть мостов, но только один из них знаком даже тем, кто ни разу не был в этом городе. Это Коммунальный мост. А известен он, потому что был изображен на 10-рублевой купюре. Вечером сооружение красиво подсвечивается, поэтому многие фотографируются на его фоне.

Есть и еще одно место в Красноярске, которое прославила опять же 10-рублевая банкнота, — часовня Параскевы Пятницы. Сегодня здесь находится смотровая площадка и парк Покровский — отсюда нужно любоваться волшебной панорамой города. Хотите необычных достопримечательностей — вашему вниманию Красноярский Биг-Бен, башня с часами, наподобие лондонской, Храм Преображения Господня, католическая церковь из красного кирпича с элементами готики начала XX века и Свято-Покровский кафедральный собор — архитектурный памятник XVIII века.

Подробнее о лучших маршрутах смотрите на Visitsiberia.info

О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный. 

В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям. 

О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ

Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.

Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.

Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.

МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ

Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.

В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.

Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.

В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.

Остановка десятая.

ДИВЕЕВО: «КУПОЛА
В РОССИИ КРОЮТ ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ - ЧТОБЫ ЧАЩЕ ГОСПОДЬ ЗАМЕЧАЛ»

От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.

В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево. 

Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.

Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников. 

Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.

Остановка девятая.

ЧЕБОКСАРЫ: МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И СНОВА ОСТАП БЕНДЕР

Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.

По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…

Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей. 

Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.

Что еще посмотреть

Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).

Остановка восьмая.

КАЗАНЬ: ФРАГМЕНТЫ СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ

Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!

Мечеть Казань

Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка  (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань. 

Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани. 

Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника. 

Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она  вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы  это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.

Что еще посмотреть

Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).

Остановка седьмая.

ЧИСТОПОЛЬ: ГОРОД НЕРАСКРЫТОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.

Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.

Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома. 

Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба. 

До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе  и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…

Что еще посмотреть

Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.

Остановка шестая.

ЛЕНИНОГОРСК: ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД НЕФТЯНИКОВ В ПРЕДУРАЛЬЕ

Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.

О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на  богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.

Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек. 

Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.

Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения. 

Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).

Что еще посмотреть

Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума

Остановка пятая.

БОЛГАР: ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км.  На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем. 

Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи. 

Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.

Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут  чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.

Что еще посмотреть

Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый  большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.

В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.

Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.

Остановка четыре.

МОРОСКИНО: ЖИВОПИСНАЯ ДЕРЕВНЯ ХУДОЖНИКА

Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с  художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.

Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.

Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.

— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.

К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).

Остановка третья.

КОЗЬМОДЕМЬЯНСК:
ГОРОД НАЛИЧНИКОВ
И ПРОТОТИП ВАСЮКОВ

От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.

Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков  в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.

Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы. 

Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.

Что еще посмотреть

В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.

Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.

Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.

Остановка первая.

ГОРОХОВЕЦ:
ОТ КОГО «ХОВАЛСЯ»
НА ГОРЕ ЦАРЬ ГОРОХ

Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».

В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.

Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.

Что еще посмотреть

Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.

В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.

Остановка вторая.

НИЖНИЙ НОВГОРОД:
ГДЕ СМОТРЕТЬ ЛУЧШИЕ
В СТРАНЕ ЗАКАТЫ

Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».

А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.

На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.

Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».

Что еще посмотреть

Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.

Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.

От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева)  и Волгу (справа).

Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия  в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три  года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».