Ладожское озеро, раскинувшееся сразу на два региона России, Ленинградскую область и республику Карелия, во все времена привлекало к себе внимание туристов. Здесь удивительно красивая природа - сосны, песчаные пляжи, каменистые острова; старинные города – крепости, монастыри, скиты. С Ладогой связана также важная часть истории нашей страны, при одном упоминании которой у многих представителей старшего поколения замирает сердце – это Дорога жизни. Единственная транспортная магистраль, связавшая осажденный Ленинград и его жителей с «большой землей», ниточка надежды и веры для миллионов.
О том, как в годы Великой Отечественной войны спасали ленинградцев, как переправляли их, совсем изможденных и обессиленных, по льду замерзшего озера под бомбежками и обстрелом врага, мы все знаем. Но осознать, прочувствовать в полной мере весь трагизм тех далеких событий невозможно, не побывав на Ладоге, не посетив здешние места. Сегодня на территории известного музейного комплекса располагаются несколько локаций – основная экспозиция, музей под открытым небом, два павильона, административно-бытовой комплекс, и в каждой из них перед посетителями открываются новые героические подробности существования Дороги жизни. Как пример беззаветного мужества, стойкости и несгибаемой воли к Победе. Как строгий завет, переданный современникам, дедами и отцами.
Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, 58
Режим работы: среда-воскресенье с 11-00 до 18-00
Телефон: +7 (813) 70-33-771
Музей «Дорога жизни» был открыт 12 сентября 1972 года, к 31-летию начала работы водной переправы.
Он является филиалом Центрального Военно-морского музея им. Петра Великого и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы». Первоначально филиал разместился в небольшом домике на берегу Ладоги, в 45 километрах от города. В годы войны тут располагалось руководство Осиновецкой военно-морской базы, были столовая и красный уголок. Первым заведующим филиала был назначен капитан 1-го ранга Петр Лазаревич Редькин, в войну — военком лидера эскадренных миноносцев КБФ «Ленинград». Его усилиями экспозиция музея постоянно пополнялась материалами из личных архивов ветеранов армии и флота, предметами из собрания ЦВММ, а также благодаря участию поисковиков, поднимавших со дна Ладоги раритеты военных лет-транспортные средства, корабельные и полевые орудия.
Словом, из года в год экспонатов у «Дороги жизни» становилось все больше, музей не прекращал свою работу даже в сложный постперестроечный период, а не так давно его полностью реставрировали и обновили. Масштабные работы были связаны как с реконструкцией ретро-самолетов и автомобилей, так и со строительством новых зданий, благоустройством территории комплекса.
И вот теперь, получившая второе рождение «Дорога жизни» встречает своих очередных «миллионных» посетителей. А в 2022 году у музея был юбилей – 50 лет!
1. Основная экспозиция
Отправной точкой музея следует считать современное здание, имеющее форму ледяной глыбы и чем-то похожее на нос корабля. Выставки, развернутые на двух его этажах, знакомят посетителей с разными периодами Великой Отечественной войны, большое количество экспонатов – макеты, плакаты, схемы, военное обмундирование и предметы обихода – дают целостное представление хронологии событий и подчеркивают весь их драматизм. Погрузиться в суровые реалии осажденного города можно как с экскурсоводом, так и самостоятельно, застывая пораженным у некоторых стендов.
Вот водолазный костюм, в котором в сложнейших условиях штормовой погоды советские военспецы умудрились протянуть телефонный и электрический кабели по дну озера. Вот фотографии движущихся по замерзшей Ладоге машин со снятой у кабины дверкой – это чтобы успеть выпрыгнуть, если лед все-таки треснет…
Каждый четвертый автомобиль назад из рейса не возвращался. Но за период с ноября 1941-го по март 1943-го гг. по Дороге жизни все же удалось эвакуировать 1 миллион 200 тысяч человек, доставить полтора миллиона тонн грузов. Сорвать перевозки советских людей по водному коридору фашисты так и не смогли. В результате были спасены бесценные человеческие жизни – детей, стариков, ученых, писателей.
2. Коллекция военной техники под открытым небом
На открытых площадках наибольший интерес представляет выставленная боевая техника и транспорт времен войны, среди которых самолет Ли-2, вывозивший тяжелораненых из осажденного Ленинграда, буксирный пароход «Ижорец- 8», обеспечивающий перевозки грузов на баржах по Ладожскому озеру, самоходный двух трюмный тендер, построенный в 1942 году на Адмиралтейских верфях, а также разнообразная корабельная артиллерия, полевые пушки и гаубицы.
3. Павильон для крупногабаритных экспонатов
В ангаре для крупногабаритных экспонатов, расположенном слева от входа в музей, находится ГАЗ-АА – самый массовый автомобиль первой половины XX века, знаменитая «полуторка», поднятая со дна озера в 1947 году, и автомобиль ЗИС-5 «Захар», который после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, доехал до самого Берлина. Есть здесь непременная спутница солдата на войне – полевая кухня, и гроза моряков – несколько образцов морских мин и торпед.
4. Павильон «Малый охотник»
А с этим экспонатом вообще вышла занятная история. Несколько лет тому назад из-за ветхости руководство музея получило распоряжение утилизировать сторожевой катер МО-4 – уникальный памятник войны, которого еще называют морским охотником. Эти катера на Дороге жизни выполняли множество задач – конвоировали баржи, обстреливали береговые позиции противника и корабли, вели разведку, нарушали морские сообщения немцев и, главное, участвовали в высадке десанта. Разведчики свято верили в свою удачу на борту «малого охотника», отмечая его бесшумность и быстроходность. Тот катер, что имелся у музея, был спущен на воду в августе 41 года, он был единственным, кто сохранился до наших дней из 432 себе подобных и, конечно, директор музея попытался спасти уникальную посудину. Сейчас для МО-4 отстроен целый павильон.
5. Виртуальный рейс по «Дороге жизни»
Это здание, где находятся большой конференц-зал, интерактивный стрелковый тир, интернет-кафе и симулятор «Полуторка». За баранкой легендарного автомобиля можно отправиться в виртуальный рейс по «Дороге жизни», где будет точно воссоздана обстановка опасной водной переправы. Понятно, что такие экскурсии наиболее востребованы молодежью. Но называть это простой забавой не получается: настолько все реалистично и напряженно.
Цены указаны на 2024 год.