Вопрос автомобильного сообщения всегда стоял в Крыму остро. Из-за гор далеко не во все поселки и города полуострова возможно дотянуть железнодорожные ветки, да и пассажирский аэропорт всего один. Поэтому автодороги остаются тут единственными связующими артериями. Но долгое время они пребывали в плачевном состоянии. И, если трассу Симферополь-Ялта еще более-менее поддерживали, то остальные представляли собой двухполосные, бугристые и разбитые шоссе. Да и продолжены они были так, что, например, на дорогу от крымской столицы до Севастополя порой уходило полтора, а то и два часа, а уж на то, чтобы доехать до Керчи, и вовсе требовалось 5-6 часов.
В последние годы поток автотуристов в Крым во много раз увеличился. На многих дорогах стали возникать многочасовые пробки. Было принято решение о строительстве скоростной многополосной автомагистрали, проходящей через весь полуостров с востока на запад.
Трассу «Таврида» строили на совесть. Она представляет собой настоящий слоеный пирог из щебня, песка, изоляционных материалов и хорошего асфальта, который не боится жгучей южной жары. Тут много многоуровневых развязок, эстакад, съездов, для безопасности пешеходов над трассой построены крытые виадуки (никаких светофоров и зебр!). А еще «Таврида» проложена так, чтобы максимально спрямить путь между городами. Например, теперь даже неспешный пассажирский автобус может доехать из Севастополя до Симферополя меньше, чем за час.
Свое начало трасса «Таврида» (А-291) берет от Крымского моста в Керчи, а заканчивается в Севастополе. У нее есть ответвление — Симферополь-Евпатория-Мирный. Общая длина трассы составляет 258,6 км. Проходит через Керчь, Феодосию, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь.
На всем протяжении трасса четырехполосная (по две полосы в каждую сторону), есть отдельные шестиполосные участки, встречные потоки разделены перегородками. Большая часть обнесена бетонными звукоизоляционными ограждениями. Расчетная скорость движения по трассе — 120 км/ч, все пересечения с другими дорогами многоуровневые, что позволяет избегать пробок. Покрытие дороги — асфальтобетон.
Всего на трассе 20 развязок, 15 мостов, 123 путепровода и 17 съездов с транспортных развязок. Самые крупные развязки:
Феодосийская. Здесь можно выбрать два направления: если свернуть направо — попадете в Керчь; если ехать прямо — попадете в Феодосию, а затем в Симферополь.
Приморская. Чтобы избежать пробки и продолжить движение в сторону Симферополя, нужно поехать прямо. Если нужно заехать в Феодосию, поворачивайте направо. Водителям, которые едут из Симферополя в Феодосию, нужно тоже вправо. Выезжая из Феодосии, сверните налево, чтобы попасть в Симферополь.
Джанкойская. Можно попасть в Феодосию, объезжая поселки Береговое и Приморский. Если по дороге из Керчи повернуть на север, вы направитесь в Джанкой через поселки Нижнегорский и Советский.
Белогорская. Если следуете из Керчи в сторону Симферополя, не заворачивайте направо, потому что тогда попадете в Белогорск. Чтобы прямиком попасть в Симферополь, нужно продолжать движение прямо.
Белогорско-Симферопольская. Развязка находится в нескольких километрах за Белогорском, если ехать из Керчи. Главное – не завернуть обратно на Белогорск, если вы этого не планировали. Продолжайте движение в сторону Симферополя, на этом участке вы свернете на старую трассу «Симферополь-Феодосия».
В селе Трудовом. Машинам, которые едут в сторону Южного берега (Алушта, Ялта, Партенит), нужно отправляться в объезд Симферополя налево. Прямо, никуда не сворачивая, на развязке нужно ехать тем, кто хочет в Симферополь. Тем, кто направляется в Евпаторию и Севастополь, нужно повернуть вправо.
Около села Левадки. Чтобы проехать до Севастополя, нужно повернуть налево. Если отправиться в Симферополь, тут предусмотрен разворот.
Изначально было заявлено, что трасса «Таврида» будет полностью бесплатной, и от этого решения до сих не отказались. Платить за проезд по трассе туристам не придется нигде.
На всем протяжении трассы установлено несколько десятков камер наблюдения, которые фиксируют нарушения правил ПДД. Эта мера помогла существенно снизить уровень аварийности, который в первые месяцы эксплуатации «Тавриды» был достаточно высоким. В основном, камеры установлены на сложных развязках и в местах примыканиях дорог — там, где потенциально возможно чаще всего совершить нарушение.
В Крыму вы не встретите известные по всей России фирмы. Тут действуют свои заправки, стоимость горючего на которых несколько выше, чем на материке.
На самой трассе заправок не очень много — большая часть их сосредоточена вдоль старых дорог. Однако уже выделены средства на строительство 10 новых заправочных станций.
Все как один водители, которым хоть раз довелось проехать по трассе «Таврида», восхищаются ее покрытием — машина идет настолько ровно, что пассажиры могут читать на ходу. Многие отмечают, что ожидали столкнуться в горной местности с серпантинами, однако все повороты «Тавриды» вполне комфортные, нет ни одного крутого. Также не может не радовать отсутствие одноуровневых перекрестков и, соответственно, пробок, и наличие на трассе зон отдыха. Большим плюсом, особенно для крымчан, стало сокращение времени, которое уходит на дорогу из одного города в другой. Например, если раньше, чтобы съездить на материк (например, в Тамань) и обратно, требовалось двое суток, то теперь вполне реально обернуться за день.
Из недостатков водители указывают на нехватку заправок, а также многие жалуются на бетонные ограждения вдоль большей части трассы. Крым славится своими великолепными пейзажами, однако пассажиры автотранспорта за время дороги по большому счету не видят практически ничего, кроме серых стен.
Каждый из пунктов на пути из Керчи в Севастополь — это настоящий музей под открытым небом. На то, чтобы увидеть все достопримечательности Керчи, уйдет минимум день (это и гора Митридат, и руины античного Пантикапея, и берущий за душу мемориал в Аджимушкайских каменоломнях, и чудо древней архитектуры Царский курган, и даже долина грязевых вулканов).
Далее стоит сделать остановку в Феодосии, чтобы побывать в картинной галерее Айвазовского. Чуть-чуть не доезжая Белогорска, в селе Александровка найдите съезд с трассы и посетите сафари-парк «Тайган», где можно полюбоваться львами в дикой природе, а затем, уже в самом городе посмотрите вблизи на странное и удивительное творение природы — Белую скалу.
Трасса «Таврида» проходит в объезд Симферополя, но все же стоит заехать в столицу, чтобы передохнуть. Посидеть в кафе, прогуляться по ботаническому саду Таврического национального университета с его непревзойденным розарием, подняться на горное плато, где находятся руины древнего Неаполя Скифского, столицы огромного скифского царства.
Обязательно сделайте остановку и в Бахчисарае, в этом городе-музее (придется съехать с трассы и держать курс на автовокзал). Тут стоит осмотреть Ханский дворец, проехаться узкими средневековыми улочками Старого города, посетить один из древнейших православных монастырей России — Успенский и, конечно, совершить восхождение к пещерному городу Чуфут-Кале.
Ну, а конечный пункт трассы «Таврида» Севастополь в рекламе не нуждается. Город морской славы с его тремя тысячами памятников заслуживает того, чтобы задержаться тут подольше.
Все отели, что встречаются вдоль «Тавриды», предлагают комфортные условия проживания. Есть тут и обычные, а есть весьма дорогие и даже экзотические. Например, стилизованные под восточные караван-сараи. Чаще всего со свободными местами в отелях проблем нет. Можно бронировать заранее, а можно сразу по приезду. Выбирайте те отели, рядом с которыми трасса обнесена звукоизоляционными заграждениями, иначе никакие стеклопакеты на окнах не спасут вас от неумолкающего автомобильного шума.