В интернете встречаются негативные отзывы о сочинских курортах — дорого, большие очереди, много травм на склонах и другие. Возможно они написаны туристами, которые недостаточно разобрались в инфраструктуре и ценах. Так постепенно и складываются мифы о горнолыжных курортах Сочи. Постараемся развеять их все, а также разберемся, где и на чем можно сэкономить.
До начала строительства Олимпийских объектов Красная Поляна и Эсто-Садок были тихими небольшими населенными пунктами с садами и огородами, в Мзымте ловили рыбу, и никто не стремился здесь покупать землю. Нависающие горы и дикая природа притягивали сюда лишь любителей пеших горных походов. По старой узкой краснополянской дороге туристы добирались на автобусе полтора-два часа.
Сегодня по скоростному шоссе можно доехать за 40 минут, столько же идет электричка из Адлера.
Сейчас здесь лучшие горнолыжные курорты России: Роза Хутор, Красная Поляна и Газпром с двумя зонами катания: Альпика и Лаура. Трассы обслуживаются новыми и скоростными канатными дорогами, даже курорты в Европе не могут этим похвастаться. Очереди, конечно, есть, особенно в новогодние каникулы. Но и в Альпах они не редкость.
Профессионалы отмечают: сочинский снег — мягкий и пушистый, такой есть только на прибрежных курортах Японии и Америки. Близость Черного моря создает уникальный климат, комфортный для отдыха и катания, нет сильных заморозков, много снега и солнца. Конечно, бывают дожди и штормовые предупреждения, как и везде, для таких дней надо иметь альтернативный досуг. И в Сочи он есть, это побережье: всего час пути — и вы слушаете шелест морского прибоя.
Теперь о самих горнолыжных курортах. Самая обширная зона катания (100 км трасс) расположена на курорте Роза Хутор. В планах — благоустройство еще десятков километров трасс. В проектировании участвовали лучшие мировые специалисты горнолыжной индустрии. А на Газпроме в секторе катания Лаура — широкие и просторные трассы, где комфортно чувствуют себя начинающие. Но здесь склоны немного короче, а небольшая высота курорта приводит к быстрому таянию снега весной. Во втором секторе курорта, Газпром- Альпика, обустроены в основном черные и красные трассы, которые вызывают интерес у продвинутых райдеров, новичкам туда лучше не ехать.
Курорт Красная Поляна (он же в прошлом Горки Город и Горная Карусель) набирает популярность в последнее время, здесь хорошо подготовленные трассы, но большая часть из них узкие и извилистые, что не для всех удобно. Но этот курорт – полноценный современный город со всей необходимой инфраструктурой и здесь самый крупный торгово-развлекательный центр.
Характеристика курортов
Курорт | Абсолютная высота верхней точки трассы, м / Протяженность трасс, км |
Роза Хутор | 2509/102 |
Красная Поляна (бывший Горки Город) | 2375/35 |
Газпром Лаура | 1660/32 |
Газпром Альпика | 2256/8 |
Когда меня спрашивают на какой сочинский курорт ехать кататься, то я всегда рекомендую Роза Хутор из-за самой большой зоны трасс. К тому же, вас никто не ограничивает одним курортом. Проживая в населенных пунктах Эсто-Садок, Красная поляна (не путать с курортом) или даже в Адлере у моря, можно каждый день кататься на разных курортах. Тем более, что с 2020 года действует единый ски-пасс, для владельцев которого курсируют бесплатные шаттлы между курортами. Все как в Европе, только канатные дороги курортов не соединены между собой, когда это произойдет, станет очень круто!
Расписание шаттлов и цены на единый ски-пасс смотрите здесь.
Человеку, не бывавшему на сочинских горнолыжных курортах, трудно понять, как все устроено. Особенно после переименования курорта Горки Город в Красную Поляну. Вновь прибывшие туристы путают поселок Красная Поляна и курорт Красная Поляна, а они расположены друг от друга на расстоянии пяти километров.
Итак, три курорта административно относятся к городу Сочи, который протянулся не только вдоль Черного моря на 140 км, но и еще вглубь материка от побережья на 50 км. Сочи – это крупнейший город с многочисленными населенными пунктами, среди которых нужные нам Красная Поляна и Эсто-Садок. Они расположены в 45 км от райцентра Адлер. Проехав около часа от побережья, попадаешь в долину горной реки Мзымта, на высоту более 500 метров, где уже царит невероятная красота Кавказских гор.
Населенный пункт Красная Поляна расположен ближе к Адлеру, но дальше от горнолыжных курортов. Это значит, что в самом поселке Красная Поляна горнолыжных курортов и подъемников нет! Все они расположены дальше, примерно в 10 км от Красной Поляны, а именно в селе Эсто-Садок.
От олимпийского наследия в Красной Поляне остались хорошие дороги, новая больница, гостиницы, кафе, рестораны, услуги проката, магазины и прочие объекты поселковой инфраструктуры. Здесь можно полноценно жить в любое время года.
Удивительно, что Эсто-Садок является почтовым адресом всех сочинских горнолыжных курортов, но многие мало о нем знают, предполагая, что это название жилого района или просто остановки. На самом деле именно в селе Эсто-Садок расположены нижние станции канатных дорог, поднимающих лыжников и сноубордистов на горнолыжные трассы курортов. В селе много туристической инфраструктуры (отели, кафе, рестораны, прокат), а также известное Казино Сочи.
Итого, запоминаем: Поселок Красная Поляна – это населенный пункт, где нет подъемников и трасс. Курорт Красная Поляна – один из трех сочинских горнолыжных курортов, расположенный в селе Эсто-Садок, раньше назывался Горная Карусель и Горки Город, протяженность его трасс уступает курорту Роза Хутор. Не путайте!
Одна из статей расходов – это транспорт до места отдыха. Сэкономить на нем можно, если следить за акциями перевозчиков. Учтите только, что провоз горнолыжного и сноубордического снаряжения в поездах (в рамках дозволенных размеров) всегда бесплатный, в отличие от авиакомпаний — у последних условия предоставления этой услуги сильно различаются.
Личное снаряжение
Личное снаряжение всегда лучше. Это настроенное под свой вес крепление, удобные ботинки и проверенные лыжи. Перевозка снаряжения в поезде, в машине, такси, в общественном автобусе и у большинства авиакомпаний бесплатно.
Сравним цены платной перевозки в самолетах Победы и проката:
• стоимость перевозки лыж в обе стороны Пермь-Сочи – 3000 рублей.
• прокат горнолыжного комплекта на территории курорта – от 1400 рублей в день.
• прокат горнолыжного комплекта в поселках Красная Поляна и Эсто-Садок – от 700 рублей в день.
Если ехать больше, чем на пять дней, — уже выгодно со своим инвентарем. Минусы личного снаряжения: тяжело переносить, необходимость самостоятельно сушить ботинки, постоянно носить с собой из отеля на гору, либо платить за камеры хранения.
Снаряжение напрокат
Плюсы: можно тестировать разные типы лыж, не нужно носить на себе, удобно тем, у кого еще нет своего инвентаря.
Минусы: дополнительная статья расхода, есть риск, что не будет нужного размера, неправильно настроенные крепления приводят к травмам, необходимо тратить время на получение, примерку и сдачу инвентаря, иметь при себе паспорт и деньги в залог.
Здесь много ложных предположений, например, такие: сам научусь кататься и детей поставлю на лыжи, групповые занятия хуже индивидуальных, я уже умею кататься, и мне нечему учиться, в официальных школах дорого и лучше обратиться к частным инструкторам (они же «черные»).
Для начинающих
Никто не заставляет обращаться к инструкторам, тем более, что в пиковый период их постоянно не хватает. Но важно самостоятельное обучение проводить только на учебных зеленых склонах, постепенно усложняя трассы. Если есть горнолыжные базы в родном регионе, то лучше взять несколько уроков рядом с домом.
Спецкурсы
Техник катания на горных лыжах или сноуборде несколько, и для их освоения школы предлагают различные курсы: карвинг, бугры, внетрассовое катание, фристайл и другие. Длительность курса — обычно пять дней по пять часов катания в день, форма занятий – групповая, до 8 человек. Спецкурсы проводят ведущие и опытные инструкторы. Средняя стоимость 30 000 рублей, в итоге час выходит по 1200 рублей, в то время как индивидуально час обойдется в 3300 рублей.
Групповые занятия
И для детей, и для опытных райдеров выгоднее брать групповые занятия. Ошибки в технике обычно у всех одинаковые, и инструктор каждому даст рекомендации. Дальше можно самостоятельно отрабатывать технику катания. Поверьте, прогресс будет почти одинаковым, как и при индивидуальном занятии, а разница в цене значительная.
Плюсы занятий с официальным инструктором
В школах сочинских курортов работают только сертифицированные и опытные инструкторы, проход на подъемник с ними — без очереди, выбрать инструктора можно на сайте, есть скидки за раннее бронирование. Кроме того, инструктор как гид расскажет о курорте и трассах, есть групповые занятия и спецкурсы.
«Черные» инструкторы
Среди них тоже попадаются инструкторы, прошедшие курсы и получившие удостоверение, но туристы никогда об этом не спрашивают. Поэтому среди нелегальных можно встретить инструктора, который учит без методики, либо по наитию или по старинке. С «черными» инструкторами на курортах всегда идет борьба, их вычисляют, блокируют ски-пасс и выгоняют со склонов. Поэтому занятие может сорваться, это как лотерея.
С ними на подъемники без очереди НЕ пройти, а цены примерно такие же, как и в официальных школах, может, немного дешевле. Например, в школе два часа занятий – 6600 рублей, а у нелегального инструктора – 5000 рублей.
Почему все-таки туристы занимаются с «черными» инструкторами? К ним легче попасть, они часто находятся внизу учебных склонов, подходят к начинающим и предлагают свои услуги. Расчет на месте, не надо ходить в кассу, стоять в очереди, заполнять анкету, тем более что в школе не всегда есть свободные инструкторы прямо сейчас, к ним надо заранее записываться.