Калининградская область — это и форпост у западной границы страны, и база Балтийского флота, и популярная курортная зона. Туристы едут сюда ради знакомства с архитектурой и достопримечательностями, посещения музеев и пляжного отдыха.
Балтийская коса — 65-километровая полоса песчаных пляжей, дюн и леса. Где-то ее ширина не превышает 300 м, а в отдельных местах она расширяется до полутора километров. От материковой России коса отделена нешироким Балтийским проливом. И хоть тут нет оборудованных пляжей, это место привлекает своей удаленностью от цивилизации, чистым воздухом и дикой природой. По Балтийской косе не ходит транспорт, поэтому тут всегда достаточно малолюдно.
А еще это пограничная зона, поскольку часть этой полоски суши принадлежит России, а часть — Польше. Так коса сменяет своей название с Балтийской на Вислинскую.
Адрес: Балтийск
Режим работы: круглосуточно
Координаты: 54.4274, 19.5732
Балтийская коса образовалась вследствие намыва песка. Периодически сильные волны Балтики размывали ее, образуя проливы в разных местах, но потом новые штормы возвращали целостность. Именно от наличия этих проливов зависело судоходство и экономический статус многих окрестных городов.
В 1901 году коса была перекопана возле города Пиллау (ныне Балтийск) — так восточнее Балтийского пролива появился существующий и поныне судоходный Кенигсбергский (Калининградский) морской канал. В годы Великой Отечественной войны за обладание проливом велись ожесточенные бои. После того, как в 1945 году Восточная Пруссия превратилась в Калининградскую область, пролив между Балтийской косой и материком стал советским. В 60-х годах ХХ века он был углублен для того, чтобы между Гданьским и Калининградским заливами могли курсировать большие суда. А вот любителям отдыха на природе в те времена въезд сюда был закрыт — пограничная зона.
Сегодня Балтийская коса — это популярное место отдыха, куда приезжают, чтобы побыть один на один с природой.
Тут невозможно налюбоваться потрясающей природой: километры песчаных пляжей и дюн, поросших редкой травой, смешанные леса и море.
Есть тут и рукотворные достопримечательности. Южный мол построен в XVIII-XIX веках для того, чтобы защитить косу от размывания. В ХХ веке он был отреставрирован, после чего его длина превысила километр. На конце мола находится створный маяк.
Есть тут и сохранившийся со времен Великой Отечественной войны немецкий аэродром. Сегодня он представляет лишь историческую ценность, а по прямому назначению не используется. Тут же можно увидеть бывшие склады боеприпасов Люфтваффе.
Очень интересен исторический музей «Старый люнет», устроенный в старинном фортификационном сооружении Люнет №3. Сильное впечатление производят руины Западного форта — укрепления, построенного тут немцами в XIX веке.
Лучше всего планировать поездку на Балтийскую косу на лето, а точнее, на июль или первую половину августа. В это время тут стоит теплая погода, а море прогревается до +18…+20 градусов.
Золотая осень приходит на косу в сентябре, и это очень красиво — особенно в той части, что покрыта лесом. Позже, к октябрю-ноябрю, начинаются дожди, а температура снижается.
Зимой тут обычно бесснежно, сильных морозов почти не бывает, зато дуют пронизывающие ветры. Если решитесь отправиться на Балтийскую косу зимой, одевайтесь тепло.
Весна приходит на косу примерно в апреле — в это время тут распускается множество цветов.
Помимо беспроигрышных фотографий живописной природы, стоит запечатлеть исторические памятники Балтийской косы: пустые глазницы бойниц Западного форта, немецкий аэродром «Нойтиф». Все, кто приезжают на косу, обязательно фотографируются на Южном моле на фоне створного маяка.
А если вы приедете с ночевкой или задержитесь до позднего вечера, то не упустите возможность сфотографировать невероятно живописный закат в самой западной точке страны.
Паром до Балтийской косы | 70 руб. — взрослый билет, 40 руб. — детский (6-12 лет) |
Переправа на пароме с велосипедом | 100 руб. с человека |
Переправа мотоцикла на пароме | 500 руб. |
Переправа легкового автомобиля на пароме | От 600 руб. |
* Цены указаны на 2024 год