Ледокол «Ангара» — продукт английской судостроительной промышленности — был спущен на воду на 11 лет раньше своего знаменитого соотечественника «Титаника», пусть и не ледокола. «Ангара» — старейший в мире из сохранившихся ледоколов. За свою жизнь, которая длится уже больше века, он перевозил пассажиров и грузы, терпел крушения, во время гражданской войны 1917-1922 годов был вооружен, а в годы Великой Отечественной снабжал фронт рыбой из озера Байкал. Можно сказать, что судно до сих пор «в строю» — у парохода в рабочем состоянии сохранился двигатель и машинное отделение, но в составе флота он не числится с 1962 года. Сейчас у каждого горожанина и туриста есть возможность подняться на его борт: вот уже больше 30 лет ледокол «Ангара» в Иркутске — корабль-музей.
Адрес: Иркутск, пр-т Маршала Жукова, 36а/1
Координаты: 52.250143, 104.343884
Режим работы: вт.-вс. с 10.00 до 18.00; пн. — выходной
Ледокол «Ангара» в Иркутске — самый старый в мире из доживших до наших дней ледоколов. Был изготовлен в 1899 году на верфи «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» в Великобритании в Ньюкасле по заказу Комитета по постройке Сибирской железной дороги. Нужен был для обеспечения железнодорожной переправы до тех пор, пока не будут построены железнодорожные пути вокруг озера Байкал.
В Сибирь пароход доставили в разобранном виде, собирали в селе Лиственничном. В свой первый рейс ледокол отправился 25 июля 1900 года. «Ангара» должна была ходить круглый год, прокладывая путь для парома «Байкал». Также ледокол перевозил пассажиров — порядка двух сотен за раз, и грузы — до 250 тонн (10 ж/д вагонов).
После Октябрьской революции 1917 года корабль национализировали и переоборудовали для пассажирских перевозок. Когда началась Гражданская война, пароход вооружили — установили на нем 6-дюймовые орудия и четыре пулемета. Его использовали против чехословацких войск на побережье Байкала. В 1918-м, после восстания белых, «Ангару» разоружили и вернули в ведение Байкальской ж/д переправы. С возвращением Красной армии ледокол вошел в Байкальский отряд по борьбе с колчаковскими и каппелевскими отрядами. В 1929 году ледокол потерпел крушение и прошел первый капитальный ремонт.
Во время Великой Отечественной войны пароход перевозил баржи с рыбой. В 1949-м году встал на второй капитальный ремонт и из-за трудностей в восстановлении вышел в плавание только в 1960-ом, но уже два года спустя был списан в связи с износом оборудования. До 1967-го судно отстаивалось, а после было передано местному отделению ДОСААФ. Когда в 1975 году общество от него отказалось, ледокол решено было разрезать на металл, но при переводе в порт пароход сел на мель. Это его и спасло. Так в полузатопленном состоянии ледокол простоял до 1987 года, пока региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников не приняло решение превратить его в музей. Открылась экспозиция на воде 5 ноября 1990 года.
— Как удалось сохранить такую ценность? Есть несколько причин, — рассказывает гид-экскурсовод Татьяна Постникова. — Ледоколы либо включались в состав военного флота, а значит, уничтожались в боях, либо ходили по морям, где под влиянием морской соли не выдерживали такой долгий срок эксплуатации. Ледокол «Ангара», несомненно, достопримечательность мирового масштаба.
Прогулка по верхней палубе знаменитого ледокола обязательна — с нее открывается вид на реку Ангару и окрестности. Здесь можно ударить в рынду — корабельный колокол, а еще — пройти в капитанскую рубку (восстановленную по дореволюционным фотографиям), где можно встать у руля. Кстати, штурвал этот с другого английского судна, но также построенного в конце 19 – начала 20 веков. Восстановлена и каюта капитана со всеми необходимыми атрибутами.
Для осмотра доступна восстановленная каюта 1-го класса. Пассажиров сейчас тут не перевозят, но зато показывают фильмы о ледоколах «Ангара» и «Байкал».
После ремонта здесь реконструированы все машины, насосы, инженерные сети. Все системы работают и в принципе пароход может пойти по Байкалу, но такой задачи нет. Да и своим ходом до Байкала ледокол не дойдет — сядет на мель.
Ледокол «Ангара» в Иркутске доступен в любое время года. И совсем не обязательно посещать его летом. Конечно, в теплое время года вояжи совершать приятней, к тому же на пляже рядом есть много развлечений по сезону — прокат катамаранов, сапбордов.
Зато зимой рядом с пароходом строят ледовый городок с яркими гирляндами и различными — маленькими и большими — виражными горками для ледянок, а на льду Иркутского водохранилища оборудуют каток.
Красивые виды на Иркутское водохранилище открываются с палубы ледокола. Умело выбранный ракурс и вовсе создаст ощущение морского путешествия. Также на пароходе отреставрирована каюта 1-го класса, и можно представить себя пассажиром.
Кстати, если вам будут интересны и инженерные «фоны» для фотографий — в машинное и котельное отделения посетителей пропускают.
Взрослый билет | 350 руб. |
Дети дошкольного возраста (4-7 лет) | 150 руб. |
Обучающиеся | 200 руб. |
Пенсионеры, ветераны боевых действий, военной службы, труда (при предъявлении удостоверения) | 150 руб. |
Инвалиды и сопровождающий инвалида | 100 руб. |
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву | 100 руб. |
Сопровождающий ветерана ВОВ старше 18 лет | 50 руб. |
Экскурсия для групп 5-20 человек | +150 руб. к билету |
* Цены указаны на 2025 год