Четыре года назад в Дагестан началось паломничество инстаграмщиков. Вслед потянулся российский турист. Спрос подскочил в пандемию. Если в 2015-м в республике побывали 430 тысяч туристов, то в 2020-м году в два раза больше. Лето-2021 обещает стать самым туристическим в новейшей истории республики. В регионе только об этом и говорят.
Корреспондент «КП» тоже провел отпуск в Дагестане и вот что он думает про край высоких гор и низких «приор».
Кстати, правда ли, что в Дагестане — только «приоры»?
Правда, говорят сами местные.
— У нас везде коровы и «Приоры», — улыбается гид Рамазан и кивает в окно.
Наш автобус обогнала вереница четких тачек. На горе поодаль карабкалась буренка. По долине чабан гнал бесчисленную отару овец — дагестанская пастораль.
В туризм 42-летний Рамазан попал год назад. Служил в Росгвардии, за плечами боевой опыт в неспокойный для этого региона миллениум. Вышел на раннюю пенсию, положенную силовикам. Один из многочисленных родственников рассказал, что в турфирму нужны экскурсоводы — народ поехал. А у Рамазана диплом истфака.
Похожие истории и у других новоявленных гидов. Все идут за хорошими деньгами. Бывшие медсестра, учитель информатики, солдат-контрактник и даже водитель маршрутки — кто только не показывает местные красоты. И это первый минус туристического Дагестана. Складный рассказ о республике у новичков не ладится (историк Рамазан — исключение). Гиды потчуют туристов отрывочными фактами из «Википедии».
Кто-то сейчас бросит в меня камень: «Чего ждать от туркомпаний — они везде одинаковы! Истинный путешественник все смотрит сам».
Видео: Андрей АБРАМОВ
Я так и делал, проводя очередной отпуск в европейских и азиатских столицах. Прыгнул на поезд или комфортабельный автобус да поехал смотреть страну. Но такой формат невозможен в Дагестане.
Электричка Махачалка — Дербент ходит два раза в день по неудобному туристам графику. Хотели посмотреть главную достопримечательность Дагестана Сулакский каньон? С автостанции Махачкалы два раза в день отправляется маршрутка до высокогорного поселка Дубки. Расписания не существует, справочная не берет трубку. Когда «Газель» забьется пассажирами — тогда и поедете. Пойдет ли она обратно в Махачкалу — не факт.
К остальным достопримечательностям добраться общественным транспортом невозможно. Повезло тем, у кого есть права — берите машину в аренду, дороги в республике хорошие. Маршрут до места подскажет любой навигатор.
Остальным остается покупать тур или нанимать частника на машине. Фирмы возят группы на юрких микроавтобусах Mercedes-Benz Sprinter — взгорки и серпантины такому даются на раз. Для солидных господ есть шестиместные вертолеты Airbus. Борт стоит 150-200 тысяч рублей на два-три часа полета.
А вот и столица республики Махачкала, где останавливаются почти все туристы. Кажется, местное управление архитектуры было в отпуске последние 20 лет. Исторический центр кое-как сохранился в прибрежной части города. К советским многоэтажкам пристраивают монструозные балконы, в которых умещается еще одна комната. Современный центр — дичайшая эклектика разномастных высоток и частного сектора — от худых домишек до золотых вилл.
Кругом вакханалия рекламных вывесок и автоматы с кофе по 20 рублей. У самого крутого ресторана-музея «Лермонтов» запаркованы BMW вдоль ржавых мусорных баков. Спрашиваю у местных, вам самим нравится такой город?
— Брат, если бы понты светились, Дагестан бы виднелся из космоса! У нас каждый старается выделится. Просто мы ничего другого не видели, у нас свои представления о прекрасном…
На Махачкалу, в которой, по уверениям местных, живет до миллиона человек (на самом деле чуть больше 600 тыс.), по паре автобусных и троллейбусных маршрутов. Остальной транспорт — лихие маршрутки. Благо такси по городу стоит 60 — 150 рублей.
Оплатить картой можно только в очень крупных супермаркетах и паре ресторанов. Остальные принимают наличку или перевод (есть банкоматы всех крупных банков, но встречаются редко). Сетевиков нет — ни продуктовых, ни заправок, никаких. На этот счет бытуют три версии:
— У нас все свое! Мы бы не стали покупать пластиковые помидоры и резиновый хлеб в супермаркетах, — говорят жители.
— Подходящих площадей для них нет… — считают продавцы.
— Бизнес на Востоке — дело тонкое. Все уже поделено, — рассуждают аналитики.
Туристическая инфраструктура у каждой достопримечательности очень слабая. В мае все чаты республики обсуждали выпад актрисы Натальи Рудовой. Дива посетила Дагестан и пожаловалась в своем инстаграме на грязные туалеты. Над ней вроде посмеялись, но после этого релизы местного Минтуризма маячат напоминанием о важности обустройства клозетов.
Куда бы вы ни приехали в Дагестане, рядом будет сидеть милая бабуся с самоваром на дровах. Предложит стаканчик чая из горных трав за 20 рублей, а за 50 рублей угостит леденцами и лепешками чуду — с зеленью или творогом.
Чтобы пробраться в Карадахскую теснину или к Салтинскому водопаду, придется лавировать по скользким камням. Кое-где будут наспех сколоченные подмостки.
— Мы туристов никогда не ждали, а нам и так нормально… — оправдываются местные.
Но турист едет и везет деньги. Хочется верить, что бизнес распорядится ими по уму.
Между ворохом минусов кроется обаяние нетоптанных мест.
Видео: Андрей АБРАМОВ
В республике десятки природных памятников. Для посещения всего и вся нужна добрая неделя поездок нон-стоп. Можно жить в Махачкале и каждое утро отправляться в новое место. Или купить тур с переездами по республике и ночевкой в придорожных гостиницах и в аулах. Цена такого — от 10 000 рублей в сутки с проживанием.
Каждая локация нисколько не похожа на прошлую. По Сулакскому каньону можно гонять на моторной лодке, или наблюдать за лазурной рекой с высоты в 2 км. Салтинский водопад укрылся в пещере, а водопад Тобот летит с высоты 70 метров (20 этажей!) в каньон.
Карадахская теснина — напоминает девственные тропики из «Парка Юрского периода». Бархан Сары-Кум — природная аномалия в получасе езды от Махачкалы. На песчанной дюне снимали сцену с закопанным Саидом из «Белого солнца пустыни».
Добраться в аул-призрак Гамсутль можно только пешком. Часовой подъем на крутую гору превращается в экстрим. Когда кажется, что сил идти не осталось, за очередным поворотом появляется каменная крепость на вершине. В древности здесь был неприступный город, в советские годы село с больницей и школой. В 2015 году умер последний житель аула. Теперь туристы бродят вдоль руин горной Атлантиды.
Есть песчаные пляжи Каспийского моря, прибрежные отели и санатории с лечебными грязями и водами. Везде еще учатся принимать туристов. Но если в Крыму и Сочи мы давно стали клиентами, в Дагестане пока остаемся гостями. Местные это постоянно подчеркивают словами и отношением. Отпуск в Дагестане рекомендую всем, кто любит природные красоты и не боится прогулок по горным тропам.
Перелет Москва — Махачкала туда/обратно с багажом | От 11 000 руб. |
Купе в поезде Москва — Махачкала туда/обратно | От 9000 руб. |
Аренда квартиры (сутки) | 1200 — 4000 руб. |
Хостел (сутки) | 700 — 1000 руб. |
Номер «Стандарт» на двоих в отеле (сутки) | 1500 — 2000 руб. |
Групповые экскурсии | 2800 — 3500 руб. с человека |
Гид-водитель | 6500 — 7500 руб. |
Прогулка на катере по Сулакскому каньону | 5000 руб./час |
Аренда машины на сутки | От 2000 руб. |
Обед в ресторане | 500 руб. с человека |