Много писано про кулибиных, которые во что только не превращали свои тачки: парикмахерские на колесах, базы охотника-рыболова и туристические варианты жилья. Круто, интересно. Но будем честны, в таких проектах всегда есть оговорки. То проблемы с вентиляций, то нет воды или электричества. Внутри тесно. В таком можно не жить, а ютиться.
Тем временем в России зарождается движение вэнлайферов (см.ниже). Для них жизнь в путешествиях в красивом доме на колесах — главная услада души. Вэнлайф — это не про выезды на природу с палатками на шашлыки. Это вообще другой формат повседневности. По крайней мере, сами вэнлайферы так говорят. Он не значит, что планку бытового комфорта придется понижать.
Когда ехал готовить репортаж про очередных умельцев (почти три часа на автобусе в одну сторону, порой и через леса), которые мастерят дома на колесах, был настроен скептически. Оказалось — зря.
Мы в наукограде Пущино. На территории бывшего бетонного завода базируется производство вэнов — так команда называет свои дома на колесах. Сооснователи компании VAN Bureau Сергей Лосев и Ольга Исаева рассказывает, все началось с того, что прошлой весной в разгар пандемии они застряли в Словакии.
— В Европе мы арендовали самодельный вэн. Покатались и поняли — это наше. Решили делать свой. Наивно думали, что это очень просто и дешево. В Европе купили подержанный фургон Iveco — там они в два-три раза дешевле, чем в России, — и пригнали его сюда, — рассказывает Сергей Лосев, который до увлечения вэнами занимался рекламой и продюсировал кино.
В обустройство своего вэна Сергей и Ольга вложили 800 тысяч рублей. Это только расходы на материалы. Все делали сами. Как идут работы, писали в Instagram. На фотки натыкались любители автопутешествий и просили сделать им такой же. Так молодые люди и решили запустить бизнес. Нашли в команду еще людей, вместе сняли цех и начали строить вэны.
— Сейчас в России около 30 компаний, которые выпускают подобные авто. Но все делают в утилитарном стиле — для охоты и рыбалки. Мы же решили сделать все красиво, инстаграмно, как в США и Европе. Другие бусики не подходят для того, чтобы жить в них автономно несколько месяцев. А в наших проектах это легко! — говорит Лосев.
В Европе готовый дом на колесах на наши деньги стоит 8-15 млн рублей. Их выпускают и крупные автоконцерны, и частные мастерские. В России дилеры «Газелей» иногда выставляют дома на базе отечественных фургонов. Цены скачут в зависимости от начинки — 3,5-5 млн рублей. А если сам фургон уже имеется, за его переоборудование в вэн в частной мастерской придется выложить от 2 млн рублей.
Месяц на проектирование и еще три на работы. Снаружи вэны выглядят как обычный грузовичок или маршрутка.
— Так ты не привлекаешь лишнее внимание на дороге и в городе, — объясняет мастер. — В России это может и не критично, но за границей в некоторых странах дома на колесах под запретом в центре городов, а в других нужно покупать особые разрешения на стоянку. В Испании вэны очень любят грабить. Маскировка!
В теории сделать дом на колесах можно даже в стареньком «Соболе»: раскинуть раскладушку и поставить примус. Про такие шутят, что это «вэнлайф от бедности». Но мастера рекомендуют купить Volkswagen Crafter, Mercedes-Benz Sprinter или IVECO Daily.
— Запчасти для них можно купить и за границей. К тому же коммерческий транспорт в обслуживании дешевле, ресурс расходников выше.
Но самый шик — переоборудовать «пузатые» фургончики Volkswagen T2, которые так любили хиппи. Машина конца 70-х с изрядным пробегом стоит около 1 млн рублей без всякой начинки. А хороший экземпляр — в два-три раза дороже.
Я — парень габаритный. Два метра ростом, косая сажень в плечах. Думаю, эти ваши каморки в кузове по цене однушки в Челябинске, мне нафиг не сдались. Решил протестировать вэн и был приятно удивлен — места оказалось предостаточно. Ни пригибаться, ни держать руки по швам не нужно.
И вот что спрятано в кузове.
А что по еде? Кажется, питаться предстоит дошираком и чипсами…
— Я очень люблю готовить и качество моей еды никак не изменилось во время поездок на вэне, — уверяет Сергей Лосев. — Плита, холодильник, раковина, керамическая посуда, блендер — все есть. У нас рабочая зона кухни — больше двух метров. Так что вэн — не улучшенная палатка. Это, скорее, шаг назад от автономного дома. Только он еще ездит!
Идеолог американских кочевников, живущих в домах на колесах, Боб Уэллс говорит, что для полноценной жизни в трейлере нужно «всего 1000$ в месяц». Дескать, это рядовая пенсия в США. Если перенести на российскую действительность, сумма звучит как сарказм.
— Содержать дом на колесах в наших реалиях не особо дороже, чем владеть обычным авто, — говорят наши вэнлайферы. — Уж точно не выше, чем квартплата. Воду можно бесплатно залить на заправке или за 100 рублей на автомойке. Электричество вырабатываешь сам (на крыше солнечные панели, а от энергии двигателя заряжается еще один аккумулятор — авт.). Если плита газовая, нужно еще баллон поменять раз в 3-4 месяца — это 2000-3000 рублей.
С одной стороны, дом на колесах — прикольно. Чтоб несколько раз в год на природу выехать, или махнуть с семьей в отпуск. Но в глобальном смысле, чтоб вообще от обычного дома отказаться в пользу авто… Кажется, вэнлайф — это не наша история. Не сложилось такой культуры странничества в России.
— Подожди еще лет десять, — рассуждает Лосев. — Формируется новая норма: не привязываться к вещам и одному месту. 30 лет назад жить в доме на колесах было незаконно. В СССР требовали прописку, была статья за тунеядство. Сейчас этого нет, но опасения у людей остались. При этом дома и квартиры дорожают. Я тебе одну цифру приведу, в прошлом году на фестиваль кемпинга приезжало 15 машин. В этом их было уже 400.
Бусик — микроавтобус.
Вэн — фургон, который переделали в дом на колесах.
Вэнлайф — жизнь в путешествиях на собственном вэне.
Кемпер — большой автодом.
Площадь жилого пространства в кузове | 8 м² |
Запас воды | 100-120 литров (хватает на восемь приемов душа и четыре дня готовки) |
Длина кровати | 1,8-1,9 метра |
800 кг весит «интерьер». При этом общий вес фургона не превышает 3,5 тонн, поэтому он остается честной категорией B.
Расход топлива увеличивается от исходной модели примерно на +0,5 литра на 100 км.