Вы знаете, что главный сувенир у иностранцев, покупаемый в подарок, — это не розовая ушанка, а шоколадка «Аленка» и «та самая» сгущенка? А что аутентичный пионерский галстук и детский набор «Космос будет наш» стоят больших денег на западных аукционах? Все потому, что из-за тотальной закрытости СССР долго была страной-загадкой. И теперь коллекционеры и любители истории хотят ее разгадать. А многие специально едут в Россию, чтобы лично посмотреть на советские памятники — символы той эпохи. Мы собрали самые известные из них, чья история и прообразы особенно интересны.
Где находится: Москва, пр. Мира, 123Б.
В 1937 году в Париже организовали Всемирную выставку, где недавно народившийся СССР решил показать что-то такое, чтобы ахнули все. За монументальную композицию взялась Вера Мухина, которая усилиями четырех сотен рабочих создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» высотой 25,5 метра и весом … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.
Прообразом советских символов труда стали греки: античные скульпторы Критий и Несиот, создавшие «Тираноборцев», и Пифокрит с его «Никой Самофракийской». Правда, Гармодий и Аристогитон были обнажены, что никак не сочеталось с образом советского человека, да и тирания вроде как отсутствовала. Поэтому у греков Мухина позаимствовала пластику и постановочный рисунок, а от от богини Ники — развевающиеся элементы и абрис устремляющейся вперед женщины-воительницы.
Через три месяца композицию рассовали по 28 вагонам и отправили в Париж. Стальной устремляющийся ввысь и бликующий на солнце постамент произвел на выставке такой фурор, что во Франции организовали сбор средств на выкуп «советского рабочего класса». Тем более что скульптура идеально вписывалась в панораму рядом с Эйфелевой башней. Однако советская делегация гордо от денег отказалась. Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не скажешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. В целости доехали лишь голова и рука скульптуры рабочего.
Вновь собрали композицию лишь к августу 1939 года, торопясь к открытию ВСХВ (нынешнего ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.
И только в 2009 году после масштабной реконструкции памятник вновь стал однородно-стальным.
Где находится: Волгоград, Мамаев курган.
Памятник «Родина-мать зовет!» — не только один из главных символов великой Победы, для жителей Волгограда это своего рода ангел-хранитель, оберегающий город. Чтобы построить такой монолит, скульптор Евгений Вучетич отлил макет статуи в масштабе 1:10 (кстати, мало кто знает, что голова и уменьшенный макет до сих пор стоят в Москве в мастерской Вучетича) и уже с него проектировал громадину-оригинал.
Прообразом «Родины-матери» стала советская метательница дисков Нина Думбадзе, а лицо мастер лепил со своей супруги Веры. Если посмотреть на фото, то они действительно невероятны похожи. Говорят, что с открытым, будто кричащим, ртом жена скульптора вынуждена была стоять по несколько часов в мастерской, что привело даже к ссорам в семье. В общем, потом кричала муза по-настоящему. Но, к счастью, мир в семье удалось сохранить. Да и саму скульптуру мастер частенько называл «Верочкой».
Есть версия, что уже в Волгограде какие-то «движения в бетоне» у авторской группы вызвали сомнения, и они попросили местную спортивную гимнастку Екатерину Гребневу стать натурщицей, чтобы доделать некоторые детали. Три месяца несколько раз в неделю девушка ходила на завод «Газоаппарат», где находилась мастерская. Сначала делали торс. Чтобы передать развевающуюся ткань, даже принесли вентилятор. А через год после перерыва писали лицо — теперь уже Гребневой приходилось позировать с открытым ртом.
— Платили 2-3 рубля в день. Родственники говорят, что я действительно похожа на «Родину-мать», — рассказывала позже Елена журналистам.
«Родина-мать зовет!» — центр триптиха. Его первая часть находится в Магнитогорске Челябинской области, где изображен рабочий, вручающий воину меч. Вторая — «Родина-мать» с мечом в Волгограде как символ Сталинградской битвы. Третья — памятник «Воина-освободителя» в Берлине.
Вучетич был поклонником Веры Мухиной и ее композиционной двойственности, вот и свой главный монумент планировал сделать парным. У коленей женского символа Победы должен был преклонить голову солдат с мечом, тогда как в руках у «Родины-матери» было бы красное знамя. Но началась гонка вооружений, Никите Хрущеву срочно понадобилось, чтобы возводимая скульптура стала выше статуи Свободы, и солдата из эскиза убрали в счет увеличения высоты самой «Родины-матери».
Так 87-метровая скульптура (вместе с установочной плитой) стала на тот момент самой высокой в мире и даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. И потеряла это лидерство спустя только 22 года.
Где находится в России: Мурманск, сопка Зеленый Мыс.
Где находится в Болгарии: Пловдив, холм Бунарджик.
«Алеша», который стоит в Мурманске, — это мемориал «Защитникам советского Заполярья». Памятник героям Великой Отечественной войны поставили в городе в 1974 году. Выбрали одно из самых высоких здесь мест — сопку Зеленый Мыс, ее высота 173 метра. Сам «Алеша» — 35 с половиной метров плюс 7-метровый постамент. Из российских скульптур по высоте «Алеша» уступает только «Родине-матери».
Его «брат» и тезка — одиннадцатиметровый «Алеша», памятник советскому солдату-освободителю — стоит в болгарском городе Пловдив на холме Освободителей. Скульптуры Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков и Александр Ковачев в 1954 году открыли памятник советскому солдату, но участник болгарского Сопротивления Методи Витанов, помогавший авторам с композицией, подошел и написал на нем мелом «Альоша». Уж больно скульптура получилась похожей на паренька Лешу, который помогал под конец войны связистам Пловдива. Алексей Скурлатов был настолько силен, что мог приседать с двумя болгарами на плечах и третьего держать в руках. Да и героем был ого-го-го! Ранение под Москвой, выдержал штурм под Курском, потом бои за Ленинград, два раза домой приходили похоронки и два раза он оказывался живым.
Из-за тяжелого ранения рядового сводной роты 3-го Украинского фронта Алексея Скурлатова перевели в связисты, так под конец войны он и оказался в Болгарии.
А в 70-е Витанов решил найти русского друга, и эта история прогремела на весь Союз. Он тогда прислал фото памятника в журнал «Огонек» и обратился к воинам-связистам, помогавшим болгарам восстанавливать телефонную связь между Пловдивом и Софией: «Братцы, отзовитесь!»
Скурлатов, работавший на заводе в селе Овчинниково, на фото себя узнал, но товарищи не поверили: ну какой из тебя памятник? Алексей Иванович замкнулся, о Пловдиве и об «Алеше» больше не говорил. Но в 1980 году в доме отдыха Белокурихи судьба свела учителя из Свердловска Леонида Голубева и рабочего Овчинниковского ремзавода Андрея Усольцева. Когда по телевизору запели «Алешу», Голубев сказал Усольцеву, что давно со школьниками ищет героя этой песни.
— А я работаю вместе с фронтовиком, который считает себя этим самым Алешей, — заявил Усольцев. — Только ему не верят.
А Голубев поверил: списался со Скурлатовым, попросил его фотографию и переслал в Болгарию. Витанов ответил тут же: «Я нашел тебя, Алеша!»
В 1982 году Скурлатов поехал в гости в Болгарию, и весь путь, пока он шел до памятника советскому солдату, жители Пловдива бросали ему под ноги цветы.