В 2022-м году по России поехал обновленный круизный поезд «Жемчужина Кавказа». Каждое утро состав прибывает на новую локацию, а вечером и ночью следует к следующей точке. По прибытию на станцию выбираешь: присоединиться к туристической группе (экскурсии заранее покупаешь пакетом или оформляешь разово у проводников), либо самому строить свой день.
Традиция путешествий на поездах была популярна у русских аристократов начала XX века. И на Кавказ в том числе! ЖД-круизы были и в СССР, и десять лет назад. Но в пандемию, когда границы оказались закрыты, РЖД решили мощно прокачать это направление. Сейчас есть около 15 маршрутов. Некоторые сезонные (под Новый год или ко Дню Победы), другие курсируют круглый год.
Корреспондент «Комсомолки» проехал на «Жемчужине Кавказа» и написал путевой дневник. Маршрут такой: «Москва — Майкоп — Нальчик — Грозный — Дербент — Кисловодск — Москва». Не исключено, что когда вы будете читать этот дневник, могут измениться города или содержание экскурсий.
Поезд отходит с Казанского вокзала в 11:00 — удобное время, еще и суббота. Поезд сформирован из вагонов поезда «Александр Невский» — это бывший фирменный люкс, который курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом.
В составе 12 пассажирских вагонов — есть купейные (новехонькие: с сенсорными кнопками дверей, просторными проходами, кулером, вместо титана, индивидуальными сейфами!), СВ («спальный вагон») двух типов — с душем и без него и «Люксы». В последних есть своя санитарная комната с душевой кабиной.
В поезд включен отдельный вагон-душ. Первое время в него нон-стопом идут пассажиры, дабы испытать аттракцион. В одном душевом «купе» три зашторенные кабинки. Фены, гели, мыло, зеркала, шкафчики для вещей — все в наличии.
Первые сутки предстоит провести в пути. Можно отоспаться, почитать давно отложенную книгу. В поезде есть Wi-Fi, но интернет он дает только на станциях. В остальное время работает в режиме «медиацентра». В него загружены под сотню книг, журналов, фильмов и мультиков. Все это бесплатно работает 24/7, открывается с любого смартфона, планшета или ноутбука.
На обед и ужин можно выбраться в вагон-ресторан. Или попросить доставить блюда к вашему месту. В меню — от классики вроде «Цезаря», увесистого бургера и солянки до тематических блюд: хычинов с сыром (кавказские лепешки), баклажанов по-осетенски и чанахи (мясо в горшочках). Есть детское меню и детский стол с раскрасками и настольными играми.
Любители задумчиво смотреть в окно могут разогнать тоску в вагоне-баре. Днем там тихо. А после семи вечера начинает прибывать народ. В команде поезда есть пара шоуменов, которые веселят гостей, ставят караоке. Поначалу все стесняются и чопорно попивают красное из бокалов, а через пару часов весь вагон — от хипстеров до серьезных дяденек — в унисон запевают Аллегрову и Лепса. Очень весело!
Состав прибывает в Майкоп. Погода не радует, моросит дождь. Хмурое небо компенсирует национальный ансамбль барабанщиков в красных кафтанах. Выступления национальных коллективов демонстрируют всю поездку. Вроде регион один — Кавказ, но народы, их музыка, язык танца — разные.
Адыгея пока остается малоизвестной для российского туриста. При прочих равных свой отпуск большинство тратят на Краснодарский край, Ставрополье или Чечню и Дагестан. А земля черкесов (так называется автохтонный народ Адыгеи), пока terra incognita. Так что «Жемчужине Кавказа» можно только салютовать за добавление в маршрут этой республики.
По автобусам и едем в Хаджохскую теснину. Каньон, глубиной 40 метров, вдоль которого можно бродить и любоваться пейзажем с разных ракурсов. Тут даже пасмурная погода не во вред (только надо осторожнее спускаться, чтобы ненароком не подвернуть ногу). Сбрызнутая дождем растительность выглядит как тропический лес.
В конце пути открывается вид на каменный мост, который с каждым годом из-за воздействия ветра и воды оттачивается все больше.
После прогулки перемещаемся к одному из Хаджохских дольменов. Когда-то их были тысячи, а сейчас уцелевших всего пять. Дольмены — это «домики» из каменных глыб, строили которые тысячи лет назад.
Есть с десяток версий о роли дольменов. Древние храмы, обсерватории, постройки пришельцев… Но настоящие ученые давно доказали — это склепы. Хоронили знать прошлого. Но аргументы ученых не слышат. Поэтому к дольменом круглый год совершают паломничество увлеченные эзотерикой и шаманы. И вот какое совпадение: вокруг Хаджохских дольменов действительно аномальные магнитные поля. А на камерах наблюдения, которые выставляли исследователи, иногда появляются вспышки света. В общем, есть место чуду.
Рядом милейший детский аттракцион: «Накорми козлика из бутылочки». А еще есть музей аммонитов, белемнитов и прочих древних ископаемых.
По расписанию обед. Но уместнее называть его пиром. При покупке железнодорожных туров соответствующей опцией входит посещение лучших ресторанов в каждом из городов. И столы здесь ломятся от яств и напитков. В перерыве между подачей блюд можно прикупить сувениров — мастера и торговцы обустроили торговые точки при ресторане.
Возвращаемся в поезд.
От вокзала Нальчика направляемся в Приэльбрусье. По пути восторгаемся пейзажами горной весны.
Вот скала, на которую отец Федор (Михаил Пуговкин) в фильме Гайдая «12 стульев», забирался, чтобы съесть колбасу.
Добрались до подножия Эльбруса. На дворе май, а тут и не думает заканчиваться горнолыжный сезон. Сонм экстремалов вереницей следует к подъемникам. Всего их три — каждый доставляет все выше и выше на гору-великан.
Самая высокая точка, куда привезет «канатка», станция «Гарабаши» — 3847 метров. Дальше только пешком. Но горы уже начинают «давить» своих гостей: в висках тарабанит пульс, дышать тяжело. Перед восхождением к самому пику нужно пожить в горах хотя бы одну-две недели, чтобы прошла акклиматизация.
Есть лайфхак для тех, кто дорвался до Эльбруса, чувствует себя хорошо и желает взобраться повыше. Идти пешком без подготовки опасно. Однако на склоне десятки ратраков — это комбайны, который выравнивают трассы для лыжников — водители по сходной цене согласны довезти еще на 500-800 метров выше.
Спускаемся с гор и направляемся на поляну нарзанов. Для туристов, которые никогда не были на курортах российского Кавказа, становится шоком, что из-под земли бесплатно вытекает минеральная вода. Три источника, у каждого свой оттенок вкуса.
Вот только набирать ее впрок и везти домой бессмысленно. Уже через полчаса в бутылке начинает выпадать осадок. А через шесть-восемь часов пропадает приятный вкус и большинство полезных веществ.
Вновь шикарный обед, национальный танцы и небольшая прогулка. Насыщенный день, в поезде хочется тут же лечь спать. А потом начинаешь пересматривать фото, рассылать их друзьям… К третьему дню уже подружился со всеми спутниками. И вот «Жемчужина Кавказа» открывается с новой стороны.
И дело не только в урбанистических красотах Грозного, которым дивится рядовой турист из регионов. Хотя свою порцию «вау» от прогулки по центру города все равно получите. Богата Чечня во всех туристических смыслах: природой, необычной кухней, обилием локаций.
Лифты поднимают на крышу небоскреба «Грозный-Сити».
Потом гуляем в парке вокруг мечети «Сердце Чечни». Желающие могут осмотреть ее изнутри. Только нужно одеться подобающе. Если что, у входа кабинки для переодевания для дам есть платья и платки.
По дороге в Аргунское ущелье останавливаемся сделать фото на маковом поле.
Нихалойские водопады — приключение на одном из притоков реки Чанти-Аргун. Дорога к ним — настоящая полоса препятствий. Сначала вереница лестниц…
… а затем балансирование на камнях. Одни говорят, мол, надо везде сделать мосты и не заставлять туристов рисковать сухостью ног. Другим напротив нравится такая естественность ландшафта.
Дорога к водопадам лежит вдоль Аргунского ущелья. Виды тут потрясающие.
В одной из низин притаились древние Ушкалойские башни — некогда сторожевый форпост. Река Аргун весной имеет грязный оттенок. А летом отливает изумрудным цветом. Бывают сезоны, когда в этом месте поток и вовсе пересыхает. Тогда можно пройти пешком к башням.
Под занавес дня любуемся мечетью «Гордость мусульман» в городе Шали.
И новаторской архитектурой в стиле хай-тек мечети «Сердце матери» в Аргуне.
Солнца в поездке было немного. Досадное совпадение, которое первое время от избытка впечатлений не замечаешь. Но постепенно все больше хочется хорошей погоды. Ее подарил Дербент.
Один из самых старых городов на территории современной России. Ему минимум две тысячи лет. Хотя есть научные гипотезы, которые увеличивают возраст Дербента в два, а то и более раза. Город венчает цитадель Нарын-Кала.
Внутри крепости прекрасный ландшафт для ходьбы с легкими нагрузками — часто дорога под горку. Много зелени и цветов, туристических лавок и кофеен. Крепость-музей славится своими гидами. Работает очень профессиональная команда. Рассказ экскурсоводов хочется слушать.
После цитадели можно спуститься в нижнюю часть города и побродить по старым переулкам. Лабиринт, который по одной из шутливых легенд, выстроил сам черт в отместку своему пленителю.
Дербент стоит на побережье Каспийского моря. У нас был обед в прибрежном ресторане. Дегустация местных напитков, сладкое солнце, манящий шум волн и вот уже первые смельчаки пошли в воду. Хотя было всего +18 градусов.
Кажется, покидать приморский город добровольно никто не хотел. Нашим сопровождающим пришлось буквально сгонять группы по автобусам.
Много писать про эти города-курорты не стану. Кажется, что тут в разное время отдохнула половина России. Правда, многие были тут еще в их советскую бытность.
Буквально за последние годы Кисловодск и Пятигорск стали лучше и краше. Воды-нарзаны, «Ессентуки №4» и «Славянская» все так же вкусны. Терренкуры в национальном парке обзавелись хорошей навигацией, на Курортном бульваре открываются новые кафе и рестораны. И не в стиле русского курортного юга, а вполне столичного сервиса, на любой кошелек.
В качестве послесловия — резюме о круизе. Отель на колесах — необычный формат. Но современные вагоны вполне позволяют путешествовать не в тягость.
Начальник поезда дважды в день подходил к каждому (действительно к каждому!) пассажиру и интересовался, нет ли нареканий. Нареканий, кажется, ни у кого не было.
Еда в путешествии на «отлично». В ресторанах во время экскурсий кормят с зашкаливающим кавказским гостеприимством, а в поезде добротная кухня и порции. Для тех, кто решил путешествовать сам и не хочет тратиться на рестораны, всегда можно забежать в супермаркет на станции или купить перекус у проводников. Микроволновка, горячая и холодная вода всегда к вашим услугам.
Маршрут в каждом из городов составлен плотно, выверено, но при этом без изрядной спешки. Послушать экскурсовода, сделать фото и самостоятельно погулять 10-20 минут можно всегда. Локации подобраны самые популярные.
Да, часто остается за кадром большая часть достопримечательностей. Но относиться к этому путешествию нужно как к рекламным роликам блокбастеров, дегустации лучших вкусов — смотрите, пробуете, «примеряете» на себя очередную часть Кавказа, чтобы в будущем, возможно, вернуться сюда с более основательным визитом. Или навсегда закрыть для себя какую-то точку на карте и с гордостью в разговоре говорить: «Да, я был в Чечне. И в Приэльбрусье поднимался. А еще пил настоящие «Ессентуки» и нарзаны».
Минусы у круиза тоже есть. Но они кроются в самом формате, а не в организации поездки. Зависишь от поезда и его отправления. Тут ничего не поделать. Если не покупать пакетный тур и экскурсии, а планировать все самому, вряд ли успеешь посмотреть больше.