Часто художники не просто вдохновлялись каким-либо живописным видом, объектом архитектуры или временем суток на лоне природы, но и тщательно фиксировали ускользающее очарование «предмета». Это можно было сделать только во время работы с натуры. Но какие места послужили образами для известных картин русских мастеров? Сегодня мы расскажем, как побывать там, где художники создавали свои самые знаменитые полотна.
Где | Санкт-Петербург, Елагин остров |
Творческая судьба известного русского художника XIX века Воробьева была тесно связана с Северной столицей. Санкт-Петербург стал источником вдохновения для живописца, а запечатленные им петербургские пейзажи – набережные, дворцовая площадь, острова – были необычайно популярны. Настолько, что за одну и ту же тему художнику приходилось браться по многу раз. Вот и самый северный из остров устья реки Невы, служил ему натурой не единожды. В то время он звался Елагиным островом – в соответствии со своей когда-то принадлежностью обер-гофмейстеру императорского двора Елагину. К 1822 году некогда труднодоступное, болотистое место русского Севера было превращено в один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы.
Остров был излюбленным местом отдыха не только царской семьи, но и тысяч жителей северной столицы. Сейчас «Елагин» продолжает оставаться одной из самых больших зеленых зон Санкт-Петербурга. С 1932 года на его территории был открыт Центральный парк имени Кирова.
Особую привлекательность острову придают сохранившиеся исторические места – парк с его многочисленными каналами, гротами и мостками, Елагинский дворец, Фрейлинский и Кавалерский корпуса, Кухонный, Оранжерейный и Конюшенный архитектурные ансамбли. В 2018 году здесь была создана современная Стеклодувная мастерская – единственная в России, работающая на базе профильного музея.
Как добраться | м. Крестовский остров, м. Старая деревня |
Режим работы | с 6.00 до 22.00 |
Где | Крым, Бахчисарай |
Слава бежала далеко впереди Карла Брюллова: к примеру, в Риме в честь русского художника устраивались шествия, в самой России его просто называли «первой кистью государства». Он был единственным из мастеров, удостоенных лаврового венка из рук императора Николая I.
Может, поэтому в тематике своих произведений Брюллов был весьма капризен и избирателен, заказ на портрет того же царя Николая он оставил без внимания. Не стал писать и портрет Натальи Николаевны Гончаровой, сочтя ее недостаточно привлекательной. А вот на смерть самого Пушкина разразился серией авторских работ, из которых самой известной стала картина «Бахчисарайский фонтан».
Основанный на заре XVI века крымскими ханами «город-сад» расположен не у самого побережья Черного моря, а в глубине острова. Но от этого желающих посетить Бахчисарай меньше год от года не становится. Это место буквально дышит тысячелетней историей. Одна из главных достопримечательностей древнего города – Ханский дворец с расположенным на его территории Фонтаном слёз – находится в исторической части.
Дворец, кстати, является единственным в мире сохранившимся до наших дней образцом крымско-татарской архитектуры. Музей открыт как для самостоятельного просмотра, так и для экскурсий. Можно заглянуть в ханские покои, на кухню и в гарем. Во дворе расположены конюшни, кладбище, мечеть и, конечно же, увековеченный в литературе Фонтан слез. Сооруженный в 1764 году по приказу Крым-Гирея источник, небольшое пристенное сооружение с резным фронтоном и находящимися одна над другой чашами, куда по каплям стекает вода, по некоторым сведениям, был установлен в память по его рано умершей любимой жене. Легенда о юной невольнице Диляре, урожденной Марии Потоцкой, погибшей от руки соперницы, как известно, и легла в основу поэмы Пушкина о бахчисарайском фонтане.
Как добраться | Бахчисарай, ул. Речная, 133 |
Режим работы | с 9.00 до 17.00 |
Где | Ширяев Буерак, Самарская область |
Еще будучи студентом Санкт-Петербургской художественной академии, Репин, случайно увидев бурлаков на Неве, был поражен их обликом. Оборванные, грязные, в насквозь пропитанных потом рубахах, с хмурыми, потухшими лицами. Ранее работавший больше в библейском жанре, он задумался о большом реалистичном полотне. Друзья, художники Федор Васильев и Иван Крамской, в качестве натуры посоветовали ему избрать не окрестности дачной Невы, а судоходной Волги. В мае 1870 года художники отправились в путешествие на пароходе по маршруту Тверь – Самара. На Волге, у подножия Жигулевских гор, Репин и провел последующих три месяца.
Ну, а дальше было, можно сказать, счастливое стечение обстоятельств. Известный своим меценатством великий князь Владимир Александрович (дядя будущего императора Николая II) из множества набросков и эскизов, выполненных Репиным в то лето, выделил одну и, недолго думая, сделал художнику заказ. В 1873 году полотно «Бурлаки на Волге» было закончено, за него, Илья Ефимович получил от князя немалый по тем временам гонорар – три тысячи рублей.
Конечно, Волга – великая русская река, и определить на ней с точностью хотя бы до километра, где именно писал Репин своих «Бурлаков» не представляется возможным, да и не надо: по всему Поволжью осталось множество так называемых Репинских мест. Одно из них – это дом-музей художника в селе Ширяево, в 25 км от Самары. Это целый исторический комплекс. Гуляя по окрестностям села, легко погрузиться в атмосферу того времени.
Как добраться | с. Ширяево, ул. Советская, 14 |
Режим работы | с 11.00 до 18.00 (кроме вторника) |
Где | Дагестан, аул и гора Гуниб |
Художник предпринял поездку по Кавказу и Закавказью в 1868 году. Во время нее он дважды изменил самому себе: во-первых, рискнул амплуа первого мариниста мира, во-вторых, начал рисовать с натуры, тогда как раньше творил свои шедевры больше по памяти в мастерской. Тому причиной были не только поразившие художника красоты горного Дагестана, но и произошедшие в здешних местах несколько лет тому назад драматические события.
Дело в том, что гора Гуниб, своеобразная природная крепость – это последний оплот имама Шамиля и место его пленения в августе 1859 года князем Барятинским. Результатом путешествия художника в здешние края стала ещё одна, весьма высоко оцениваемая специалистами картина – «Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе».
Гуниб в наши дни – довольно крупный райцентр, где проживает без малого три тысячи человек. В последнее время некогда отдаленный труднодоступный аул, название которого с аварского переводится как «высота», стал популярным туристическим местом у многих россиян. Он, кстати, неофициально признан лучшим климатическим курортом Дагестана: чистейший горный воздух, 300 солнечных дней в году, тишина и покой. Побывать здесь однозначно стоит – и тем, кто любит природу в первозданной, необузданной её красоте, и особенно тем, кого увлекают малоизвестные страницы нашей истории.
Как добраться | От Дербента или от Махачкалы – на авто 169 и 142 км соответственно. Зато подъем на собственно гору Гуниб, а это 1600 км над уровнем морем, сегодня, как утверждают туристы, занимает всего 10 минут. |
Где | Углич, Воскресенский мужской монастырь |
В 1903-1904 годах русский художник, путешественник и философ Николай Рерих вместе с супругой Еленой Ивановной посетили десятки древнейших русских городов. Нижний Новгород, Владимир, Смоленск, Казань, Калязин, Торжок, Звенигород, Углич… Это была настоящая «поездка за стариной», как охарактеризовал ее сам исследователь. Он планировал запечатлеть на своих полотнах памятники древнего каменного зодчества – в продолжение своей серии, изображающей быт средневековой Руси.
В Угличе его внимание привлекли прекрасные храмы, особенно Воскресенский монастырь XVII века. Он к тому времени из-за слабости грунта претерпевал значительные разрушения. Провести комплексную реставрацию удалось только в 50-70-годы XX века.
Сегодня в здании Воскресенского монастыря – действующая мужская обитель.
Как добраться | Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, 31/2а |
Режим работы | В любой день с утра и до 17.00 |
Где | Кинешма, усадьбы Павловское и Высоково |
Ученик прославленного Репина, один из самых известных живописцев предреволюционной купеческой России Борис Кустодиев рано потерял отца. Самого художника в расцвете сил постиг тяжелый недуг, в результате чего он до конца жизни оказался прикованным к инвалидному креслу. Но это не помешало ему воспринимать жизнь в самых ярких и радужных красках, они так и брызжут с его картин. Осенью 1900 года в поисках натуры художник выехал в Костромскую губернию. Здесь он влюбился не только в местный быт, но и встретил свою судьбу, Юлию Прошинскую. В 1903 году влюбленные обвенчались.
А немногое время спустя в творческом багаже художника появилась картина «На террасе». На ней художник запечатлел свою размеренную семейную жизнь с Юлией в 1906 году: детей Кирилла и Ирину, родных и няню, с которыми супруги коротали время за чаем.
«Терем» – так художник называл свой дом в Клеванцовской волости Кинешемского уезда близ Костромы. Кроме главного здания усадьбы, на территории находились ещё флигель и баня. После революции уже порядком разоренный дом перевезли в деревню Почино-Пожарище, а в 1940-м он и вовсе сгорел. Но поклонникам творчества художника удалось с поразительной точностью до нескольких метров установить местонахождение бывшей усадьбы и связанных с ней достопримечательностей. Так, например, до наших дней сохранилась столетняя ель, изображенная на полотнах художника еще совсем молодой елочкой. Небольшие речушки Медоза, Яхруст – они тоже пока не высохли. Сейчас они протекают по территории Островского района Костромской области.
Как добраться | Усадьба располагалась близ деревни Маурино Клеванцевской волости неподалеку, Костромская область |